Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Определение философии




М.А. Дедюлина, В.А. Ивлиев, Е.В. Папченко

 

Основы философских знаний

(материал к семинарским занятиям)

 

Для студентов всех специальностей

 

 

Таганрог 2005


Я73

М.А. Дедюлина, Ивлиев В.А., Папченко Е.В. Основы философских знаний (материал к семинарским занятиям). Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 272 с.

 

В учебно-методическом пособии дается изложение основных философских проблем в соответствии с Госстандартом РФ. Пособие предназначено для студентов всех специальностей для подготовки к семинарским занятиям по философии.

Библиография: наименований.

 

 

Рецензент: канд. филос. наук, доцент кафедры истории и философии О.В. Шипелик.

 

 

ISBN 5-83-27-0047-3 © Дедюлина М.А., 2005

© Ивлиев В.А., 2005

© Папченко Е.В., 2005

 


Тема 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

 

1. Определение философии.

2. Философия и наука, философия и религия, философия и искусство.

3. Основные разделы философии.

4. Основные функции философии.

 

Определение философии

У философии – свой особый подход к предмету, отличающий философское мышление как от житейски-практического, так и от естественно-научного. Так же как математик ставит вопрос, что такое единица, и дает довольно-таки сложное определение этого, казалось бы, простейшего понятия, – так и философ с глубокой древности задается вопросом: что такое бытие? Что значит быть? В самом деле, размышлять над тем, что в повседневном обиходе кажется само собой понятным, – значит усомниться в правомерности и достаточности повседневного подхода к вещам. Когда и почему такое сомнение становится возможным? Видимо, тогда, когда в общественной жизни и в общественном сознании возникают серьезные противоречия и конфликты, которые не поддаются разрешению с помощью традиционных убеждений и верований, связанных с мифологией. Так возникает потребность различения того, что общепринято (мнение), и того, что истинно на самом деле (знание). Оно рождается вместе с философией, и не удивительно, что философия с самого начала выступает как критика обычая, обычного права, обыденного сознания, традиционных норм нравственности и традиционных ценностей. Например, первые греческие философы выступили как критики традиционной греческой мифологии, прежде всего Гомера, обвиняя мифологию, в логической непоследовательности и безнравственности. Весь драматизм истории философии – а историческая судьба философов нередко драматична, подчас даже глубоко трагична – коренится в отношении философа к традиции – религиозной и нравственной, культурной и художественной, политически-правовой, наконец, к традиционным формам быта и образа жизни. С одной стороны, философ ставит все это под вопрос, но делает это для того, чтобы докопаться до подлинных корней, из которых растет сама эта традиция; в этом и состоит смысл его вопроса: что значит быть? Что такое «бытие»? Дав ответ на этот главный вопрос, и начиная положительное строительство, философ в той или иной форме, в той или иной мере опирается опять-таки на те представления, которые он сам впитал с молоком матери, с обычаями и нравами своего народа.

Все вышеперечисленное характеризует учение философа либо положительно, либо отрицательно, а чаще всего одно – положительно, другое – отрицательно: какие-то из традиционных жизненных ориентиров философ поддерживает, углубляет и обосновывает; другие – изменяет, корректирует; третьи – отбрасывает как вредные заблуждения и предрассудки. Но это все – разные формы зависимости мышления философа от родной ему культуры.

Таким образом, появляется напряжение между философским мышлением и традиционными формами знания и верования. У одних философов преобладает первый момент, и тогда они выступают как разрушители традиции, у других – второй момент, и они стремятся обновить традиционные нормы, дав им новое объяснение.

Философия, таким образом, с самого начала глубоко укоренена в жизненном мире человека; и какими бы отвлеченными ни представлялись рассуждения философов, они не случайно всегда завершаются учением о том, как следует человеку жить, в чем смысл и оправдание его деятельности. Не случайно, потому что с этих жизненно-непреложных вопросов, в сущности, и начинается философское размышление.

Естественно, однако, возникает вопрос: какая общественная ситуация, какие сдвиги в культуре способствуют появлению философии? Например, в античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. И не только возникновение, но и расцвет философии в те или иные исторические периоды, как правило, обусловлен глубоким социальным кризисом, когда человеку становится трудно, а подчас и невозможно жить по старым образцам, когда прежние ценности теряют свое значение и остро встает вопрос: как быть дальше? Что касается генезиса философии в Древней Греции, то она складывается во время (VI в. до н.э.), когда прежние традиционно-мифологические представления античного общества обнаруживают свою недостаточность, перестают выполнять свою мировоззренческую функцию. По самому существу своему мифология греков – создание воображения: именно с помощью воображения древнегреческое сознание пыталось открыть тайны мироздания. А у воображения свои законы, отличные от тех, которыми управляет мышление. Греческие мифы прекрасны, пластичны, но при этом лишены той однозначности, доказательности и непреложности, какая свойственна науке или морали. В них всегда присутствует элемент игры, поэтому древний грек и верит, и не верит в свои мифы, – он относится к ним всегда немножко эстетически. Греческая религия – это политеизм – антропоморфные существа, могучие и бессмертные, но власть их над миром не безгранична: сами боги, как и люди, подчиняются судьбе; последняя есть слепая и грозная, неотвратимая сила, уклониться от которой не дано никому. Таким образом, греческие боги не отделены от людей непроходимой пропастью: они, как и люди, обуреваемы страстями, могут быть как доброжелательными, так и коварными, враждуют и ссорятся между собой, заключают союзы, влюбляются друг в друга и в смертных, плетут интриги, в которые нередко втягивают и людей. Боги блюдут справедливость и стоят на страже всех принятых в обществе установлений.

Термин «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости (phileo – люблю, sophia – мудрость). Слово «философия» впервые употребил греческий мыслитель Пифагор. Греки считали, что высшей мудростью владеют только боги, человек же пытливым разумом стремится сравняться по мудрости с богами. Каков же смысл понятия «мудрость»? В словаре С.И. Ожегова говорится: «Мудрость – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». Мудрость – это спрессованный опыт человечества в искусстве жить. Мудрость – это ответ на величайшие тайны природы, которые определяют смысл жизни человека. Мудрость есть сплав Истины, Добра, Красоты. Философия с этой точки зрения есть любовь к истине, и стремление к ней, и овладение ею, и умение использовать в жизни полученную мудрость, и любование этой мудростью, и боязнь прослыть немудрым. Любовь к мудрости не приемлет невежество, порок, безобразное. На каждой новой ступени развития общества и его духовной культуры философия по-новому стремится ответить на вечные вопросы: каков мир? что есть человек? какое отношение между человеком и миром? что человек может знать? что он должен делать? на что он может надеяться? в чем смысл и предназначение его жизни? Ответы на эти и подобные вопросы философы дают по-разному. У каждого философа-исследователя возникает свое целостное видение указанных вопросов. В связи с этим возникают разные философские учения и разные определения философии. Причем каждый мыслитель опирается на определенную традицию. Например, Гегель подчеркивал, что философия есть эпоха, схваченная в мысли. В словаре, составленном ростовскими учёными[1] дано такое определение: «Философия – синтетическая форма общественного сознания, объединяющая в себе научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеком мира. Ее цель – поиск высших смыслов и ценностей, предельных оснований бытия и познания, выработка стратегии свободной человеческой жизнедеятельности». В учебнике по философии Московского университета[2] предмет философии определяется так: «Предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек». Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы – «мир» и «человек». Каждая из сторон, в свою очередь, подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами – на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический». И далее: «Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру». В недавно вышедшем «Новейшем философском словаре» в статье «Философия», автором которой является В.С. Степин, сказано: «Философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем»[3]. В энциклопедическом словаре Ю.Г. Волкова, В.С. Поликарпова дается следующее определение философии: «Философию можно все-таки определить как рефлексию о многообразии человеческого опыта, как рациональное, методическое и систематическое рассмотрение величайших тем, касающихся существования человека»[4].

На протяжении многовековой истории философии ее содержание изменялось. C древности и до наших дней предметом философских размышлений являются «начальные», «предельные» основания, самые общие и глубокие идеи и принципы, из которых человек должен исходить в своей жизни и деятельности, в понимании окружающей действительности и в отношении к ней. Приведем примеры философских идей и принципов:

· идея вечности материального мира и противоположная ей идея божественного творения;

· принцип детерминизма (причинной обусловленности всех явлений) и противостоящий ему принцип индетерминизма (признание существования беспричинных явлений);

· принципы познаваемости или, наоборот, непознаваемости бытия;

· идеалы гуманизма, свободы, равенства, правдивости и др.

Философские принципы нередко противоречат друг другу (что видно из приведенных примеров). Какие из них принять, а какие отвергнуть? О любой философской идее можно сказать что-то и «за» и против». В конце концов, каждый должен определить свое отношение к ней сам. Но при этом надо еще учесть, что между философскими идеями существует логическая взаимосвязь. Признание какой-либо одной из них ведет к необходимости согласиться с какими-то другими и отбросить третьи. Поэтому вопрос о выборе своей позиции по отношению к той или иной философской идее оказывается связанным с целым рядом других вопросов. Таким образом, чтобы решать философские, проблемы, приходится создавать целостные логические системы философского знания – учения, концепции, теории. В них по-разному осмысливаются постановка и решение философских проблем, содержание философских принципов, их взаимосвязь и т.д. Развитие философии протекает в идейной борьбе между различными философскими системами.

Исходя из сказанного, можно дать краткое определение философии: философия есть область познания, в которой рассматриваются исходные, наиболее общие принципы понимания действительности. Следует иметь в виду, что данное определение слишком кратко, чтобы дать достаточно ясное и полное представление о сущности философии. Философия очень сложна и разнообразна по своему содержанию и формам, так что кратко определить ее невозможно. Какого-то одного, общепринятого определения в философии не существует.

Принципиальная особенность философского мышления в том, что оно никогда не останавливается на достигнутом. Дойдя до самых, казалось бы, «предельных» «последних» оснований какого-либо знания, оно подвергает их дальнейшему критическому обсуждению и стремится добраться до еще более глубоких основ. То, что в житейском опыте, религии, морали, искусстве, науке принимается за несомненную и непоколебимую истину, для философии часто служит лишь отправным пунктом размышлений. Поэтому в философии есть место для самой разнообразной тематики исследований. Философия способна расцвести на любом «кусте» человеческой мысли, если только дело доходит до познания его корней.

Философия есть продукт и наиболее яркое воплощение одного из самых замечательных свойств человеческого разума – его свободы. Разум не признает границ, которые стесняли бы его свободу, сдерживали бы его деятельность. На этой свободе основано само существование разума. Остановившийся в своем движении, переставший мыслить разум мертв. А живой разум постоянно ставит перед собой все новые и новые вопросы, подвергает критике свои собственные ответы на них и стремится выйти за пределы всего, что становится ему известно. Эта работа человеческого разума и приводит человека к постановке философских проблем.

Философское мышление не удел избранных. В большей или меньшей мере с философскими проблемами сталкиваются все. Начать философствовать легко, это может сделать и время от времени делает, наверное, каждый. Гораздо труднее продолжать. И еще труднее довести философское исследование до критического анализа того, что кажется само собой разумеющимся, до выхода за рамки общепринятых стандартов мысли. Но зато это освобождает человеческую личность от плена предубеждений и предрассудков, от внешнего насилия над ее умом.

Философия не столько дает человеку новое знание о тех или иных явлениях, сколько ведет к более глубокому пониманию жизни и отношения, человека к окружающей его действительности; к совершенствованию его способа видения мира. Занятия философией вырабатывают навыки свободного творческого мышления, воспитывают вкус к нему. А это помогает человеку добиваться успехов врешении самых различных жизненных и профессиональных задач.

В новой книге В.С. Поликарпова «Введение в философию» дается краткое, но очень емкое определение философии: «философия есть самосознание культуры». С позиции такого понимания написаны все разделы экспериментального учебного пособия. Это пособие, как отмечает автор, следует читать внимательно и вдумчиво.

Данное краткое определение можно пояснить следующим образом. Для уяснения более строго понятия о философии необходимо решить следующие задачи:

· определить особенности в ряду различных форм культуры;

· связать существование философии с определенными потребностями человеческого духа и культуры;

· определить общественные функции философии;

· учесть историческое многообразие философии

Очевидно, что философия занимает определенное место в ряду различных форм культуры, к числу которых относится искусство, религия, право, наука и др. Философия отвечает определенным потребностям человеческого духа. Она появляется там, где возникает особая потребность в ней, а отсутствие ее не говорит об уровне достижений культуры.

Предмет философии можно также определить как знание о знании, а точнее как рефлексия человека и человечества на свою культуру.

Попытаемся подойти к анализу определения философии как области знания через выяснения ее предмета. История философии дает достаточно оснований для такой попытки. Если трактовать философию как вид, форму знания, то ее понимают как науку. Существуют попытки определить ее предмет через мир как целое. Но это скорее некоторое неопределенное представление и в этом смысле метафора, чем характеристика предметности. Вопрос о предмете философии не может быть решен непосредственно указанием на предметную область.

Возникает дилемма: либо философия не имеет предмета, и тогда она не есть знание, либо, поскольку она все же занята постижением мира, предмет у нее особенный, не составляющий непосредственно какую-либо предметную область реального мира. Но тогда для того чтобы выяснить, чем она занимается, надо сначала выяснить, что такое философия.

Существование философии определяется человеческой историей. Начиная с VI-V вв. до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции к философии относили вопросы:

· об устройстве Космоса;

· об истинности человеческого знания;

· о том, что такое добро, красота и т.п.

Обычно личности, изучающие эти проблемы, имели репутацию мудрецов, носителей подлинного знания, а вовсе не конкретно-предметного, которое считалось низшим по рангу в сравнении с философским знанием. Отсюда можно предполагать, что расхожие представления о философии как о знании относительно неких лишь умозрительно постигаемых объектов, бытие которых лежит по ту сторону повседневной жизни и повседневных вопросов, в чем-то неверны. Содержание философии – реальный мир жизни, действия и познания людей. И отличие ее от конкретно-научного знания не в самом предмете, но в ином, особом ракурсе его рассмотрения. Подход философии к познанию мира характеризуется всеобщностью. Считается, что эта особенность познавательного подхода философии синонимична абстрактности. Но это не так. Ещё Гегель обращал внимание на ошибочность такого суждения. Под абстракцией понимается резюмирующая форма знания, отвлекающаяся от подробностей и потому обедняющая содержание понятия до формальной схемы. Гегель противопоставлял такое формально-логическое понимание всеобщего обобщения диалектическому, в котором оно рассматривается как сущностная полнота отображения предметного содержания и в этом смысле как логическая конкретность.

История философии свидетельствует, что понятие диалектики как сущностного вида знания, в отличие от знания эмпирического, возникло в качестве определяющей особенности философии на ранней стадии ее развития. Уже Платон ввел понятие диалектики в состав отличительных особенностей философии как собственно научного знания (эписистеме). Поэтому когда ныне подвергают обсуждению проблему соотношения философии и науки и при этом доказательством их различия считают несовпадение методов определений объектов в качестве предметов знания, то явно обнаруживается неосведомленность, либо игнорирование истории проблемы. Истоки ее восходят к существенному различению собственно теоретического и прикладного знания вообще. Надо сказать, что этот вопрос выводит на проблему отношения знания к культуре, являющуюся ныне предельно злободневной в сфере перспектив гуманизации образования. Философское содержание этой проблемы заключается, прежде всего, в представленности в знании объективного содержания и человеческого, личностного вклада, который только и сообщает знанию значения культурной ценности. Именно такое восприятие мира с позиций его культурной освоенности сообщает миру как предмету знания определения целостности и притом в смысле не пространственно- временной ограниченности, но всеобщей упорядоченности и устроенности. Чтобы родилось целостное восприятие культурно-упорядоченного мира, необходима дистанция, отделяющая от него познающего человека, и притом такая, которая открывала бы возможность одновременно охватить его в единстве умственным взором и оставаться внутри его целостности. Такая позиция обеспечивается положением человека как центра Вселенной (разумеется, это положение чревато потерями.) Во-первых, оно требует восприятие мира в аспекте не предметно-практической множественности, но отстраненно-умозрительно. Тем самым познание отдаляется от функции предметно-практического воспроизведения и обращается к умозрительному конструированию действительности. Во-вторых, чтобы сохранить за собой значение знания, оно вынуждено разработать и утвердить себе автономный метод мыслительного конструирования, который относительно исторических масштабов очень скоро конституировался на положении «науки о правильном мышлении» логики.

В силу выделения умозрительного знания в ранг самоценной (истинной) функции познавания мира философия утвердила за собой статус института мудрости. Вместе с тем философское знание как истинное обрело в глазах общества значение объективированного, т.е. воплощенного в действительном мире, познавательного конструирования разума.

Итак, философия придала теоретической деятельности самостоятельный статус «производства» истины со своим автономным критерием – логикой. Это автономизирование философии сделало ее постоянной формой познавательной обращенности общества на свою познавательную деятельность, а вместе с тем и на культуру. Утверждение философии в этой ее своеобычной роли потребовало тысячелетних усилий, тем более что подчеркиваемая объективность философского знания обезличивала его, лишала предметности субъекта знания. Таким образом, получалось, что философия обращена к миру в его всеобщности, к миру вообще, включая и самого человека. Но ведь невозможно, чтобы было знание обо всем на свете и ни о чем конкретно.

Понимание конкретности философского знания складывается очень трудно. Еще в древности философы поняли, что речь идет о новом способе мышления, при котором предметом выступает действительный мир не как многообразия вещей, явлений, событий, но как единство этого многообразия, например, Платон в диалоге «Софист» его охарактеризовал как «самоотождествленное различие подвижного покоя». С появлением философии в области знания как формы культуры произошла инверсия – из кодекса непосредственного предметно-социального поведения знание получило значение автономной мыслительной деятельности поиска и нахождения истины. Именно в таком качестве философия и утвердилась как особая форма познания – наука. Заметим, что в древности наука определялась не по изучаемому предмету, а по умозрительному логическому методу изучения предметности вообще. Задача философии заключалась не в отвлеченном знании сущности мира, а в решении проблемы представленности этой сущности в текучем многообразии действительности[5].

Философия опирается на накопленный и воплощенный в культуре опыт людей, но не сводится лишь к его анализу: она выдвигает идеи и принципы, которые должны его объяснить. Она не просто отображает и фиксирует сложившиеся в культуре представления о человеке и мире, а очищает их от противоречий и неясностей, подводит под них основания и разрабатывает систему взглядов, упорядочивающую эти представления и приводящую их в единство. Философия, таким образом, - это продукт свободной творческой деятельности человеческого разума. Разумеется, эта свобода ограничена, необходимостью учитывать, имеющиеся в культуре знания, ценности, регулятивы. Однако в деле их обоснования и трактовки философ вправе предлагать собственные, оригинальные и далеко не очевидные решения. Степин В.С. пишет, что «философское мышление всегда движется как бы между двумя полюсами: на одном оно тесно соприкасается с реалиями современной ему жизни, на другом – выходит за их рамки и создает своеобразные проекты тех общественных и духовных структур, которые могут стать основаниями будущего развития культуры. В этом смысле философия одновременно выступает квинтэссенцией наличной культуры и смысловым ядром культуры будущего, своеобразной науки о «возможных человеческих мирах»[6]

Итак, философская мысль имеет два источника – культура общества и конструктивное воображение личности. Ее основным методом является рефлексия. Этот термин (от лат. reflexio обращение назад) означает отражение мышлением самого себя, мышление человека о своем мышлении, осознание им своего сознания.

Рефлексия – это мышление, направленное на осознание и осмысление своих собственных форм, посылок и установок. Рефлектировать можно с разной степенью глубины: найдя одни предпосылки, из которых исходит мышление, искать «под ними» какие-то другие, еще более глубокие, и т.д., пока, в конце концов, не окажется, что достигнут некоторый предел, дальше которого мысль продвинуться не в состоянии. Философская рефлексия представляет собой этический анализ форм, установок и предпосылок человеческого сознания и поведение с целью осмысления их предельных оснований. «Запределивания» проблем – стремление добраться до самых глубоких основ их постановки и решения – характерная особенность философского мышления. Вот почему философия постоянно «ищет себя», т.е. занята анализом своей собственной сущности: это способ осознания ею тех представлений, из которых она должна исходить в поиске предельных оснований культуры. Философская рефлексия может проводиться в разнообразных формах[7]

Если суммировать важнейшие аспекты различных определений, то можно сказать следующее:

1) философия есть наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания;

2) философия есть учение о всеобщем в отношении «мир – человек»;

3) философия есть научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеческого мира;

4) философия есть поиск высших смыслов и ценностей, предельных оснований бытия и познания;

5) философия есть трансцендирующее постижение объекта;

6) философия есть любовь к мудрости;

7) философия есть самосознание культуры.

8) философия есть знание о знании, а точнее рефлексия человека и человечества на свою культуру.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, философия есть наука. У этой науки есть свой объект и свои методы исследования. Как и в любой науке, между исследователями идет творческий спор, и в этом напряженном споре и в муках исследования рождается истина, как золотые крупинки в огромной массе руды.

Во-вторых, каждый исследователь привносит свои оценки в объект исследования. Следовательно, философия (а может быть научные труды из любых областей знания) несет на себе груз мировоззрения. Каждый научный труд философов и их совокупные труды – это, в определенной мере, воплощение мировоззрения исследователей, живущих в определенную эпоху.

В-третьих, философия в каждую эпоху существует в качестве многообразных учений, школ. Иначе быть не может!

В-четвертых, каждый философ исследует не все проблемы философии, а лишь некоторые, а в сумме философы данной эпохи размышляют над важнейшими проблемами, которые объединяются вокруг проблемы «человек и мир».

Итак, можно дать такое рабочее определение философии: философия – есть наука и мировоззрение. Философия базируется на обобщении совокупных научных знаний, отражении реального бытия различных социальных групп, интеграции духовной культуры общества. Она проявляется через многообразие исторически сменяющихся учений, течений, школ, стержнем которых является выяснение сущности человека и мира, обнаружение наиболее общих, познавательных, ценностных, социально-политических, нравственных, эстетических отношений человека к миру.

2. Философия и наука, философия и религия, философия и искусство

Философия и наука

Вопрос о соотношении философии и науки важен для более глубокого понимания смысла и назначения философии. Является ли философия наукой? Находится ли она в одном ряду с другими науками или занимает совершенно особое место, будучи самостоятельной формой культуры?

От ответа на эти вопросы зависит трактовка взаимосвязи философии и частных наук. Под частными науками понимаются науки, изучающие отдельные области реальности. Это такие науки, как физика, химия, биология, экономика, литературоведение, правоведение, языкознание и др.

Таким образом, наука сегодня – это семейство разнообразных дисциплин. Вместе с тем есть основания говорить о «науке вообще», т.е. об общих чертах, характерных для всякого научного познания – научного познания как такового. Очевидно, что и научное познание отличается от ненаучного – обыденного, художественного и т.д.

В наши дни наука пронизывает все сферы деятельности человека. Она стала мощным фактором достижений человечества в самых различных областях. Однако очевидно, что так было не всегда. Человечеству потребовалось пройти большой путь, чтобы перейти от донаучных форм познания к научным.

Философия возникла в синкретическом единстве с наукой и на протяжении всей своей истории сохраняет черты сходства с ней. Характерными общими чертами науки и философии являются следующие.

1. Теоретический тип знания. Особенность такого знания состоит в том, что оно не просто описывает, а объясняет действительность. В его построении важнейшую роль играют размышления, рассуждения. Оно опирается на логические выводы и доказательства и выражается в абстрактных понятиях. Основные понятия философии и науки называются категориями. В каждой науке есть свои категории (например, в термодинамике – теплота, энергия, энтропия и пр.). К философским категориям относятся как понятия хорошо знакомые каждому (сознание, время, свобода, истина и др.), так и понятия малоупотребительные в обиходе, но играющие основополагающую роль в тех или иных философских системах (монада, вещь в себе, трансцензус, экзистенция и др.).

2. Отношение к истине как к высшей ценности, на достижение которой нацелен труд ученого и философа. Во всех других видах человеческой деятельности истинное знание нужно ради какой-то другой цели, и к нему стремятся как средству достижения этой цели.

Только в науке и философии целью деятельности является истина сама по себе, истина как таковая. Истинное знание в сфере этой деятельности добывается ради него самого, и если уж используется в ней как средство, то лишь как средство получения нового истинного знания. Другое дело, что наука и философия нужны обществу, в конечном счете, потому, что служат средством удовлетворения каких-то общественных потребностей, и за пределами научного и философского познания их результаты используются в практических целях. Общность между наукой и философией породила традицию считать философское знание разновидностью научного. Философская мысль в отличие от науки всегда имеет предметом не мир сам по себе, а человеческий взгляд на мир, человеческое понимание мира. Человек – отправная точка философских суждений о мире.

Как же ответить на вопрос о том, каково соотношение между философией и наукой. По утверждению Кармина А.С. и Бернацкого Г.Г[8]. возможно четыре различных варианта ответа:

· А – Философия включает в себя науку. Такая ситуация сложилась в античности, когда все науки считались ветвями философии.

· В - Философия входит в состав науки. Это традиционное представление об общности философии и науки. В соответствии с этим наука вышла за рамки философии, но философия сохранила за собой статус науки и стала одной из ее областей.

· С – Философия и наука – это разные области знания. В этом случае игнорируется общность философского и научного знания и не учитываются реальные связи между ними.

· DФилософия и наука – это различные, но частично совпадающие, пересекающиеся области знания. Согласно этому утверждению философское знание отличается от научного, но в то же время сохраняет связь с последним.

Различия не являются помехой для сотрудничества между философией и наукой. Наиболее полно сотрудничество реализуется в рамках особой отрасли философского знания, получившей название «философия и методология науки». Эта область находится на стыке философии и науки. Она широко привлекает данные из истории науки. Философия и методология науки анализирует проблемы, связанные с особенностями науки как явления духовной культуры и общественной жизни. Среди них понятие и образ науки, проблема возникновения науки, структура научного знания, функции научного исследования, научные революции, идеалы научности, нормы и ценности научного сообщества и др. Философия и методология науки существенно дополняет традиционную область философского знания, сложившуюся до нее, – теорию познания. Философия обобщает достижения науки, опирается на них. Игнорирование научных достижений привело бы ее к бессодержательности. Философия вписывает факты развития науки в широкий контекст культурного и социального развития. Совместно с другими формами гуманитарной культуры философия призвана способствовать гуманизации науки, повышению в составе научной деятельности роли нравственных факторов. Поэтому философия во многих случаях должна ограничивать непомерные притязания науки на роль единственного и универсального способа освоения мира. Она соотносит факты научного познания с идеалами и ценностями гуманитарной культуры.

Не только философия нуждается в науке, но и наука нуждается в философии для решения стоящих перед нею проблем. Один из величайших ученых ХХ в. А. Эйнштейн писал: «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных