![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Порядок выполнения работы. Ознакомиться с теорией (смОзнакомиться с теорией (см. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009. – 480 с. – (Профобразование) // глава 4, с. 349 – 364 Ответить на ряд контрольных вопросов (по группам): Контрольные вопросы (по группам): Группа 1 1. Какое содержание вкладывается современной философией в понятие «бытие»? В каком из приведенных ниже суждений дается правильное определение его понятия: а) бытие – это Вселенная; б) в содержание понятия «бытие» входит природа и общество; в) бытие – это материя. Эти понятия тождественны; г) бытие – это только природа; д) бытие включает в себя все существующее, т.е. и материю, и сознание; е) бытие – это все, что существует объективно; ж) бытие – это материя, ее свойства и проявления; з) бытие – это все то, что существовало в прошлом и существует сейчас? 2. Какие из перечисленных ниже явлений материальны:
а) головная боль; б) болезнь; в) мираж; г) галлюцинации; д) сновидения; е) отражение в зеркале; ж) тень человека; з) события прошлого; и) созвездия; к) информация. л) угрызения совести; м) число; н) идеология; о) ощущения; п) время; р) черные дыры; с) тень; т) электромагнитное поле?
3. В каком отношении находятся между собой понятия «движение», «развитие», «изменение»? Можно ли утверждать, например, что всякое движение есть развитие? Всякое изменение – это развитие? 4. Выделите среди приведенных ниже положений идеалистические: а) пространство и время – коренные условия бытия; б) пространство и время – объективные формы существования материи; в) пространство и время – формы человеческого восприятия; г) пространство и время – абсолютные сущности, субстанции, не зависящие от материи. 5. Философы элейской школы, анализируя природу движения, приходили к такому парадоксу: для того чтобы тело могло двигаться, нужна пустота. Но что такое пустота? Это то, что существует, но не имеет никаких свойств и никак себя не проявляет. Если пустота и существует, то познать ее нельзя, ибо она есть ничто, не содержит в себе никакого бытия. Значит, пустота – это нечто существующее и в то же время не существующее. Таким образом, допущение о существовании движения приводит к логическому противоречию. Найдите ошибку в этом рассуждении. 6. Онтология изучает: • происхождение и длительность (границы) бытия; • структуру (виды, формы, сферы и их соотношение) бытия; • движение и развитие бытия; • субстанцию бытия; • фундаментальные законы бытия. Продолжите перечисление важнейших проблем и основных вопросов онтологии (назовите не менее 5). 7. Определите, какие из перечисленных явлений относятся к механической форме движения материи:
а) падение Тунгусского метеорита; б) падение курса доллара; в) падение фигуриста на лед; г) моральное падение человека; д) падение уровня научных исследований; е) падение уровня воды в Аральском море; ж) падение напряжения в электрической цепи; з) падение династии Романовых; и) падение кровяного давления у человека; к) падение уровня жизни.
8. Как вы понимаете выражение: «Движение абсолютно, а покой относителен»? 9. Какому философу: Гегелю, Марксу, Платону, Плотину, Фоме Аквинскому, Аврелию Августину, Дж. Беркли, Ж.-П. Сартру – принадлежит каждая из трактовок бытия: а) бытие природы, в действительности, – небытие, «иное»; подлинное бытие не имеет возникновения (начала), оно вечно возникающее; постигается с помощью размышления; б) бытие – объективная реальность, независимая от сознания человека; оно материально, к его различным сферам относятся – неорганическая и органическая природа, биосфера и т.д.; оно включает в себя общественное бытие; в) бытие является вечным саморазвитием и самодвижением абсолютной идеи; инобытие идеи – природа; понятие есть истина бытия; г) бытие – это Единое, которое есть все и ничто; оно потенция всех вещей; будучи выше жизни, оно является ее причиной, оно эманирует, порождая все; оно – прекраснейшее, совершенное; д) бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существованию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным; е) Бог и только Он есть истинно существующее; неизменно пребывающее, все порождающее, источник всякого бытия; ж) быть – это быть воспринимаемым через посредство чувств; ощущение и объект восприятия – одно и то же; з) Бог есть предельно совершенная форма бытия, подлинность, благородство, истинность? 10. Один из героев фантастической повести И. Ефремова рассуждает так: поскольку мир един, то и законы его развития должны везде действовать одинаково, а отсюда следует, что все мыслящие существа в Вселенной должны быть похожими друг на друга. Согласны ли вы с таким выводом? Группа 2 1. Какой смысл вкладывается в философское понятие бытия? — бытие — это весь мир; — бытие — это Вселенная; — бытие — это единство природы, общества и человеческого сознания; — бытие тождественно понятию материи; — это то, что существует вне и независимо от человека; — это реальность прошлого, настоящего и будущего состояний мира; —бытие — это материя или материальный мир. 2. Укажите, какие формы движения выделены неверно:
а) механическая; б) физическая; в) химическая; г) геологическая; д) археологическая; е) растительная (фитодвижение); ж) животная (зоодвижение); з) кибернетическая.
3. К чему относится следующий фрагмент из стихотворения А. С. Пушкина «Движение» и какую философскую позицию он в нем выразил: Движенья нет, сказал мудрец брадатъй. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее он не мог бы возразить; Хвалили все ответ замысловатый. 4. Определите, к каким философским направлениям относятся приведенные ниже суждения о пространстве и времени: а) пространство и время суть формы бытия мирового разума; б) пространство и время суть объективные формы существования материи; в) пространство и время – это формы нашего восприятия; г) пространство и время суть независимые от материи субстанции. 5. Соотнесите данные трактовки бытия с историко-философскими традициями – элеатов, брахманизма, даосизма, атомистов: а) безымянное и обладающее именем; бестелесное невидимое; неопределенное, лишенное формы; «врата рождения», корень земли и неба; следующее естественности, но подчиняющее небо, землю и человека; б) пустота; наличие бесконечного числа неделимых частиц; все они разнообразны по величине и форме; кружась в вихре, частицы образуют огонь, воду, воздух и землю; движение частиц подчинено необходимости; в) единое под разными именами; ни сущее, ни не-сущее; существовавшее до мироздания и богов; порождающее и поглощающее все видимые вещи и явления; г) неподвижное, бесконечное, неделимое; постоянно пребывающее; только сущее; сплошное, наполненное, отсутствие небытия. 6. Какие из приведенных ниже определений материи являются философскими: а) материя – это все то, что обладает массой или энергией; б) материя есть все состоящее из атомов; в) материя – это вещество, поле и вакуум; г) материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях; д) материя – это инобытие абсолютной идеи; е) материя – это конечная субстанция, первооснова всего существующего; ж) материя есть постоянная возможность ощущений? 7. Расположите следующие явления по степени сложности, используя в качестве критерия сложности принадлежность их соответствующей форме движения материи:
а) замерзание воды; б) оползень; в) вращение Земли вокруг Солнца; г) рабочее движение; д) рождение ребенка.
8. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Но время как таковое не дано нам в ощущениях. Следовательно, время как таковое нематериально. Верно ли это рассуждение? Если нет, то в чем ошибка? 9. Материальны ли следующие явления: свет, пространство, время, информация, тень, общество, общественные отношения, историческое развитие, угрызения совести, воля, биотоки мозга, речь? 10. Какая философская идея выражена в стихотворении В.Брюсова:
Практическая работа № 3 по дисциплине «Основы философии» Тема: «Законы диалектики»
Цель работы: рассмотреть самые универсальные и общие законы развития, научиться видеть действие этих законов в жизни; развивать логическое мышление, устную речь Основные теоретические положения: Законы диалектики. Закон - объективные, не зависящие от воли человека общие, стабильные, повторяющиеся связи между явлениями бытия. Выделяют три базовых закона диалектики: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|