ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Три подхода в понимании культуры
Выполнить по вариантам // группам контрольные вопросы Контрольные вопросы (по группам // вариантам) Культура (1 вариант) 1. Соотнесите понятия с определениями:
Ответить на вопросы. Что такое «культура»? Каковы ее основные виды? Чем отличается материальная культура от духовной и что между ними общего? На какие ценности опирается культура? Что является этической основой культуры? 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы Что такое культура 1. Техника... сама по себе не есть культура Культура есть совокупность абсолютных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие. В сознании человечества живет ряд вечных идеалов - истина, добро, красота, святыня, - подвигающих его на творчество научное, художественное, моральное и религиозное... То, что обычно зовется материальной культурой, имеет значение только подготовительное, служебное по отношении к истинной культуре. Кельнский собор, Акрополь, Сикстинская мадонна, Шекспир, Пушкин и вообще все искусство есть сама культура. Но железные дороги, телеграфы и телефоны, вообще вся техника, будучи порождением научной культуры и содействуя развитию культуры, сама по себе не есть культура. Подобно истинной, духовной культуре, она есть также продукт усилий, труда, сознательной воли человечества... Не будучи культурой в истинном смысле, она однако отмечена ее печатью; эта ее символическая и реальная близость к культуре духовной, равно как и услуги, оказываемые ею развитию последней, распространяет на нее психологически то уважение, которое мы питаем к цивилизации и просвещению. Но от этого далеко до смешения одного с другим; напротив, в интересах культуры духовной чрезвычайно важно не упускать из виду чисто утилитарного, вспомогательного значения так называемой «материальной культуры». С.Л. Франк. Очерки философии культуры С.Л.Франк (1877 – 1950) – русский религиозный философ и психолог, профессор Саратовского и Московского университетов. В 1922 г. выслан из советской России. Жил и работал в Германии, Франции, Англии. 2. Культура как духовное оснащение личности Существенной особенностью человека является то, что окружение, в котором он живет, создано им самим. След, оставляемый этим искусственным отражением в сознании отдельной личности и есть то, что мы называем «культурой». «Культура» - термин исключительно многозначный. Разные авторы понимают его по-разному, и насчитывается свыше 250 его определений. Кроме того, это слово получает разное содержание в зависимости от времени и места, от характера изучаемого общества... В этой книге мы исходим из позиций, которые вполне согласуются с определением Альберта Швейцера: «Культура - это итог достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу». Человек усваивает культуру из социального окружения, которое отчасти воспитывает ее в нем, отчасти же его ею пропитывает. Последнее дело - дело средств массовой коммуникации. Сведениями, которые попадают в поле зрения современного человека и которые он берет себе на вооружение, он чаще овладевает, пассивно погружаясь в поток сообщений, чем в процесс рационального образования, которое, бесспорно, более методично и лучше организовано, но осуществляется лишь в течение ограниченного периода жизни... Термин «культура» имеет два противоположных значения— индивидуальное и коллективное. Каждая группа, которую можно выделить внутри человеческого общества, имеет свою «культуру» в прагматическом смысле; можно говорить о западной культуре, о германской или средиземноморских культурах... На другом полюсе противопоставления «общество - личность» располагается индивидуальная культура, понимаемая как совокупность знаний, усвоенных человеком в результате обучения и из жизненного опыта (вспомним такие понятия, как «культурный человек», «эрудит», «научная культура»)... Мы определяем культуру как духовное оснащение личности... Термин «культура» охватывает совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающих некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать «памятью мира» или общества -памятью, материализованной в библиотеках, памятниках и языках. А. Моль. Социодинамика культуры А. Моль - современный французский ученый, директор Института социальной психологии Страсбургского университета, автор многих книг по философии, социологии, культурологии. Вопросы Что понимает Франк под культурой? Как философ относится к тому, что называют «материальной культурой»? Разделяете ли вы такое отношение? Как трактуется культура Молем? Какие общественные институты способствуют восприятию человеком культурного богатства общества? Какой смысл исследователь вкладывает в понятие «индивидуальной культуры»? Соотнесите позиции Франка и Моля в вопросе о сущности культуры. Что вы видите общего и каковы различия? Культура ( 2 вариант) 1. Соотнесите понятия с определениями:
Ответить на вопросы. Какие противоречия являются движущей силой развития культуры? Что включает в себя духовная культура? Как вы понимаете гуманистическую направленность культуры? Определите критерии нравственного поведения. 3. Сравните две позиции и обоснуйте свою точку зрения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|