![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СУЩНОСТЬ, СФЕРА И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫК сфере культуры можно отнести: — предметный мир культуры, включающий в себя все, что произведено человеком, Это материальная культура — продукт его производственной деятельности и духовная культура — достижения науки, произведения искусства, литературы, человеческое мировоззрение, религия, философия и т. д. — самого человека и меру его окультуренности, достигнутую конкретным индивидом и обществом в целом, что характеризуется наличием определенных человеческих способностей, ролей, которые он играет в обществе и степенью социального развития, выраженную наличием социальных слоев, социальных групп, социальных общностей и социальных институтов; — комплекс социальных норм и ценностей, образцов и идеалов, моделей поведения, определяющих социально приемлемые формы человеческого действия и взаимодействия (в том числе формы взаимодействия между людьми, взаимодействие с обществом и взаимодействие с природой). Культура имеет огромное значение в жизни человека и общества и выполняет следующие функции: является средством преобразования человеком самого себя, общества и окружающего его мира (технология преобразования, общепринятые формы социализации, образования, способы преобразования общества и т. п.); выступает общепринятой формой взаимодействия и общения (этикет поведения, культура общения, социальная, политическая культура); выступает средством познания социальных ценностей, их усвоения и развития (раскодирование социальной информации, приобщение к миру культуры, социализация личности, социальное творчество); является одной из форм управления человеком и обществом (формы коллективности, кооперации, человеческой солидарности, принятые в обществе формы организации людей, общественное воздействие на формирование целей и ценностей человеческого поведения и т. д.); представляет систему ценностей и оценок (определение социально значимого, соответствующего гуманистическому развитию человека и общества, становление общественных идеалов, система оценок полезности, прогрессивности и т. п.). Можно выделить также функцию исторической культурной преемственности. Это трансляция культурных достижений, знаний, социального, практического, научного, нравственного и эстетического опыта. Это социальное наследие, которое позволяет каждому новому поколению не начинать с нуля, а основываться на достижениях всей предыдущей культурной эволюции. Можно сказать, что культура — своеобразный генотип общества. Выделяют такую функцию культуры, как социотворческая. Она связана с развитием и укреплением человеческого общества как особого, отличного от природы, образования. Социотворческая функция культуры реализуется в развитии общественных форм, соответствующих культурным нормам и ценностям, в дифференциации общества, основанной на разделении труда в различных формах социокультурной деятельности, а не по сословно-классовым признакам. Следующая функция культуры — человекотворческая. Она характеризует развитие человеческой индивидуальности, раскрытие его творческих способностей и возможностей. Именно это позволяет индивиду стать личностью. Образовательная функция состоит в том, что, приобщаясь к культуре, человек овладевает накопленными обществом знаниями, родным и иностранными языками, учится понимать литературу и искусство, приобретает опыт самостоятельного творчества и эрудицию. Воспитательная функция имеет место, когда люди активно усваивают социальные ценности и нормы, учатся жить в обществе, постигая сложное искусство взаимодействия и общения друг с другом и постепенно начиная понимать, что путь к нормальным человеческим отношениям пролегает через личную сдержанность, терпимость к особенностям окружающих, через взаимные доброжелательность и уступки. Не случайно культурным называют прежде всего образованного и воспитанного человека. Регулирующая функция тесно связана с предыдущей. Она проявляется в том, что культура (в первую очередь социальные ценности и нормы) определяет рамки приемлемого поведения человека в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей. Наконец, благодаря своей объединяющей функции культура обеспечивает целостность общества. Она сплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, народу, к одной конфессиональной или иной социальной группе. При этом культура общества создается многими поколениями, каждое из которых добавляет к полученному от предков культурному наследию свой культурный пласт. В результате обеспечиваются непрерывные расширение, обновление и обогащение культуры, преемственность поколений и культурно-исторического единства общества. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|