![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Третий носитель ритма. Число слоговПервый носитель ритма – строфика. - Одностишие - Двустишие - Трехстишие - терцина - Четырехстишие – катрен - Пятистишие - Шестистишие – секстина - Семистишие - Восьмистишие – октава - Четырнадцатистишие – Онегинская строфа Второй носитель ритма. Рифма – концевые созвучия. Типы: 1) Парная (смежная) рифма; перекрестная рифма; кольцевая (опоясывающая) рифма. 2) Открытая (заканчивается на гласный звук) и закрытая (на согласный) 3) Женские (предпоследний), мужские (последний слог) и дактилические (третий с конца) Третий носитель ритма. Число слогов В 18 веке обязательно 12-13 слогов. Четвертый носитель ритма. Ритм ударений – правильное чередование ударных и безударных слогов. Этот носитель ритма стал работать в поэзии 19 века. 5 типов правильных чередований или 5 видов стоп. Стопа – группа из ударных и безударных слогов, несколько раз повторяющаяся в строфе. Двухсложные стопы. Ударный – лунка, безударный – строка. Ударение на 2 слог – ямб, на первый – хорей. Трехсложные. Дактиль – на первый (Анна Ахматова), амфибрахий – на второй (Марина Цветаева), анапест – на третий (Николай Гумилёв). Спондей – вариант двухсложной стопы, когда рядом стоят два ударных. Пиррихий – вариант двухсложной стопы, когда ударения нет. Пятый носитель ритма – внутренняя рифма. Шестой носитель ритма – концевые паузы. Увеличение пауз означает замедление интонации, она становится говорной. Седьмой носитель – внутренняя пауза. Цезура. Восьмой носитель - повтор синтаксических конструкций. Ассонанс, Аллитерация.
Логика анализа ритма стихотворения. 1. Пронумеровать строки стихотворения 2. Пронумеровать слоги в каждой строке и сделать вывод о ритме слогов 3. Расставить ударения 4. Нарисовать схему ритма, определить стопу и размер стиха 5. Выяснить, какие еще носители ритма работают в данном стихотворении (см.образец в лекциях) 6. Сделать вывод о типе поэтической интонации (напевная (плавная), декламативная (риторическая), говорная (беседы).
Перенос – строчка закончилась, а высказывание нет.
Системы стихосложения. В разные эпохи в стихах были ведущими разные носители ритма. 18 век. Классицизм. Силлабическое стихосложение. (силлабо – слог) 18 век начиная с Ломоносова. Силлабо-тоническая. Правильное чередование ударных и безударных слогов. 20 век. Тоническое. В стихотворных строчках должно быть одинаковое (примерно одинаковое) количество ударных слогов. Количество безударных между ними – неважно. Приш ё л в парикм а херскую – 1_2_3 Сказ а л спок о йный; 1_1_1 - Б у дьте добр ы, 0_2_0 Причеш и те мне у ши! 2_2_1 Типы тонического стиха. Интервал между ударными: от 0 до 2 – дольник 0-3 тактовик 3< акцентный стих Эстетические функции ритма: 1. Функция звуковой изобразительности (напр., повторение «ш») 2. Создание интонации стиха 3. Акцентуация отдельных слов 4. За определенными размерами стиха закрепляется особый семантический ореол. (напр., пятистопный хорей – осмысление жизни, четырехстопный хорей – частушечный, плясовой) 5. Ритм превращает хаос словесной материи в гармонию стиха, играет мироустроительную функцию
Тема 6. Художественное пространство и время. Хронотоп. План. 1. Общее понятие о хронотопе. Типы хронотопических образов по Бахтину 2. Функции хронотопа 3. Основные элементы хронотопа
1. Модель реального мира, возникающая в художественном произведении – это внутренний мир произведения. Понятие ввел Лихачев. Для характеристики внутреннего мира используется понятие хронотопа. Оно было введено М.М.Бахтиным в 30-е годы XX века. Он определил хронотоп как «существенную взаимосвязь пространства и времени». Время и пространство тесно друг с другом прикасаются, они созвучны. М.Бахтин «Формы времени и хронотопа в романе» описал несколько моделей хронотопа.
1 тип – хронотоп дороги, воплощает жизненный путь человека, позволяет следить за духовным изменением персонажа и изображать самые разные пространства. Время в таком хронотопе открытое, линейное. Главный хронотоп русской литературы. 2 тип – хронотоп порога, кризиса и жизненного перелома. Человек показан в ситуации сложного и незамедлительного выбора. Проявляет себя в пространствах лестниц, дверей, коридоров. Время – длящееся мгновение. Достоевский. 3 тип – хронотоп дома. Это уютный мир, в котором человек чувствует себя спокойно, защищено. Время данного хронотопа – циклическое, связанное с повторяемостью. Сон Обломова. 4 тип – хронотоп провинциального городка. Мир затхлого быта, в котором нет событий. Время движется по узким кругам. По Бахтину это «обыденно-житейское циклическое время», «это густое, липкое, ползущее в пространстве время». 5 тип – хронотоп замка. Мистический хронотоп, характерный для авантюрного исторического романа. Насыщен историческим временем, в нем отложились следы веков и поколений. Тупики, лабиринты, а следовательно – богатая почва для остросюжетности. «Пиковая дама». Мириам Петросян «Дом, в котором». Каждый художник по своему воссоздает разные типы хронотопов. Хронотоп выполняет важные функции в худ.произведении. 1) Через пространство и время становится наглядно зримой эпоха, которую осваивает художник 2) Хронотоп всегда ориентирует на человека, т.е. имеет ценностный характер. Автор изображает время и пространство, всегда имея в виду ценности человеческого бытия, его надежды. Петербург Достоевского. Затхлый, желтый, грязный Петербург уничтожает все живое, человеческое, поэтому он отдельный герой произведения. 3) Культурологическое значение. Воплощаются те представления о времени и пространстве, которые существовали в конкретную эпоху. Довлатов.
Как анализировать пространство. 1. Величина пространства – маленькое, большое, каково в нём человеку. 2. Закрытое, замкнутое или открытое? 3. Пустое или заполненное? Может тесное? 4. Как оно освещено – светлое или темное? 5. Как оно озвучено – звучащее или беззвучное? 6. Динамичное или статическое? 7. Напоминает ли что-нибудь это пространство, на что оно похоже? С каким типом хронотопа соотносится?
Как анализировать время? 1. Время движется линейно или циклично? 2. Тянется или мчится? 3. Пустое или наполнено событиями 4. Есть ли в нем детали конкретно-исторического времени, или это время вечности.
Практическое занятие № 2 стиховая форма. 2 пункт. Текст Блока «Россия». Ритмическая схема. 3. основные элементы хронотопа. Элементы, предназначенные для создания пространственно-временного образа мира. 1) Фабула и сюжет. Фабула – изображение событий в хронологической последовательности. Сюжет отражает то, как изложил эти события автор. Ахронологическое изложение событий (в сюжете, как правило, есть отступления в прошлое – ретроспекции – и экскурсы в будущее – проспекции). Лермонтов «Герой нашего времени». 1. От автора – сообщение о смерти главного героя 2. Бэла – о Печорине рассказывает Максим Максимыч. 3. Максим Максимыч – странствующий офицер, рассказчик 4. Дневник Печорина: Тамань, Княжна Мэри и Фаталист. Двигателем сюжета, или его пружиной, является конфликт произведения, поэтому этапы развития конфликта связаны с главными ступенями сюжета. Экспозиция – знакомство с героями и обстановкой Завязка – момент столкновения сторон. Развитие действия Кульминация Развязка – момент, когда конфликт исчерпан. *Пролог – что было задолго до события или авторское назидание *Эпилог – что произошло несколько после основного события или авторское назидание Если в произведении не один, а два конфликта (внешний и внутренний), то и сюжет будет выстраиваться как двуплановый: сюжет внешних событий и сюжет внутренних переживаний персонажа. Надежда Тэффи «Жизнь и воротник». 2) Система характеров или персонажей – форма отражения социальных связей как их понимает автор. 3) Пейзаж, интерьер, окружающий человека физический мир. Функции: 1. Сюжетно-композиционная – пейзаж описывает пространство и время действия. 2. Психологическая - пейзаж раскрывает образ героя, мир его переживаний 3. Философская - пейзаж раскрывает авторскую концепцию бытия (Бежин луг) 4. Функция выражения авторской оценки суждений, поступков персонажей 4) Портрет, внешний облик человека. Краткий (Пушкин)– в таком портрете возрастает роль деталей. Подробный (Гончаров) – упомянутые предметы. Статический (Мертвые души)– все описание внешности дается сразу. Динамический – дети внешности постепенно накапливаются в тексте. Функция портрета – раскрытие психологии и внутреннего мира героя, функция авторской оценки 5) Вводные эпизоды – события, вспоминаемые в связи с основной историей. (глава 9 – сон Обломова). 6) Подтекст – дистанцированный повтор какого-либо элемента в тексте. Функция подтекста – создание смысловой ёмкости произведения, глубины текста. 7) Интертекст – сигналы в тексте, которые вызывают у читателей историко-культурные ассоциации, подключая их извне к художественной реальности. В результате горизонты художественного мира существенно расширяются.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|