ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?Тема творчества возникает в романе буквально с первых же его страниц — редактор толстого журнала, председатель МАССОЛИТа Михаил Александрович Берлиоз и молодой поэт Иван Бездомный обсуждают написанную Иваном антирелигиозную поэму. Далее автор приводит нас на заседание членов правления МАССОЛИТа, в ресторан «Грибоедов», где собирается писательское общество. Но можно ли этих людей назвать творцами? Можно ли писать подлинно художественные произведения по заказу? Современные Булгакову «инженеры человеческих душ» не творят, а состоят на службе у государства, утверждая его идеологию. За это им полагаются квартиры, дачи, оплачиваемые творческие отпуска в замечательных условиях, льготы и привилегии. И ссора, возникшая в правлении при разговоре о дачном поселке Перелыгино, показывает, что в среде этих писателей царят интриги, зависть и склоки. Какое уж тут творчество! Недаром Мастер возражает когда Бездомный называет его писателем: «я Мастер»! Он идет совсем по другому пути: получив материальную возможность оставить службу (выигрыш в лотерею), он пишет, уединившись, роман о том, что подлинно его волнует. Обретя свою Музу — Маргариту, он обретает вдохновение и подлинно счастлив в обстановке скромного быта и любимого творчества. Но «жизнь кончилась», когда роман надо было печатать. Впервые столкнувшись с редакционным миром, Мастер чувствует ужас: сотрудников издательства интересуют только конъюнктурные вопросы, откуда Мастер взялся и кто надоумил его написать роман на такую «странную» тему. Им непонятна внутренняя свобода Мастера, его нравственные критерии творчества, они давно утратили пушкинское представление о художнике-пророке. И результатом этого стала кампания травли, убийственной критики, гонений, политических ярлыков: «пилатчина», «воинствующий старообрядец», «враг под крылом редактора». Последующий арест по доносу Алоизия Могарыча довершил душевное потрясение героя, и покой он обретает только в клинике профессора Стравинского. Таков парадокс эпохи: свободным можно быть только в сумасшедшем доме, где запертые двери не мешают человеку иметь мировоззрение, отличное от общепринятого. Воланд дарует Мастеру «покой» — «он не заслужил света». Сам Мастер говорит, что его «сломали», он больше ничего не хочет, а роман стал ему ненавистен. Так трагически складывается судьба художника в тоталитарном государстве, и тем самым раскрывается позиция автора: подлинное творчество невозможно без свободы писателя. Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (анализ эпизода из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Одним из центральных образов романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является образ Мастера, глубинный смысл которого во многом раскрывается в эпизоде знакомства героя с поэтом Иваном Бездомным. Знакомство происходит в клинике Стравинского. Уже в первых репликах разговора довольно полно раскрывается характер Бездомного. Только услышав его фамилию, Мастер вздыхает, морщась, и откровенно говорит Ивану, что его стихи «ужасно не нравятся». Сам же Бездомный тут же признается, что его творения на самом деле «чудовищны». Он искренне обещает своему гостю не писать больше и сдерживает свое обещание. Ученик Мастера сам не становится мастером, но он отрекается от заказных стихов, обретает вместо жалкого псевдонима подлинное имя, обращается к истории, и все это свидетельствует о сделанном им нравственном выборе. Проблема выбора — одна из важнейших проблем, раскрываемых Булгаковым в романе. Встретившись с Бездомным, Мастер не только рассказал ему о Воланде, но и поведал собственную историю, связанную с написанием его романа и любовью к Маргарите. Обстановка, в которой Мастер создавал свое произведение — это обстановка полной творческой свободы: «совершенно отдельная квартирка... маленькие оконца над самым тротуарчиком... Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен... и в печке... вечно пылал огонь». Здесь полное уединение, минимум комфорта, природа за окном. Присутствие в жилище Мастера огромного количества книг говорит, прежде всего, о важности для героя духовной пищи. Называя Мастера «мастером», Булгаков противопоставляет его пошлому писательскому миру, описанному в романе. В слово «мастер» он вкладывает особое значение. Для него это человек, наделенный творческой свободой, силой слова, пониманием жизни. Кроме того, мастер понимается писателем как наставник, образец для подражания. Встреча с Маргаритой наполняет жизнь героя новым смыслом. Он вдруг понимает, что «всю жизнь любил именно эту женщину». Любовь поразила обоих героев, как «поражает молния», как «поражает финский нож». Замужняя Маргарита осознает, что жила не с тем человеком, что жизнь ее была пуста, а некогда женатый Мастер даже не может вспомнить имени своей бывшей супруги. С образом Маргариты связана излюбленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Комната Мастера становится еще уютнее после появления здесь Маргариты. Она приходит к нему каждый день, готовит завтрак, окружает его теплом и заботой. Маргарита принимает самое живое участие в написании романа. «Она сулила славу, она подгоняла его», она-то именно и стала называть его Мастером. Любовь Булгаков описывает как высшее проявление человеческого духа. Когда Мастер вышел в жизнь со своим романом в руках, его «жизнь кончилась», случилась катастрофа. О мире литературы нынешний пациент клиники Стравинского вспоминает с ужасом. Этот мир поразил его. Поразил ложью, идеологической обусловленностью, жестокостью. Статьи критиков, донос Алоизия Могарыча сломили Мастера. Они породили в герое страх, покорность, отвращение к своему роману, отречение от него, привели к утрате имени. Но им овладела отнюдь не та трусость, которая толкает человека на зло и подлость. Мастер поддался отчаянию, не выдержал враждебности, клеветы и одиночества. Он добровольно пришел в клинику Стравинского. Герой не борется, и этим писатель подчеркивает, что предназначение художника в творчестве, а не в борьбе. «"Древние" главы романа «Мастер и Маргарита»,— утверждает литературовед Л. М. Яновская,— лучшие страницы, написанные Булгаковым,— роман Мастера. Булгакову удалось то, что почти никогда не удается художнику: показать сочинение героя и убедить читателя, что сочинение действительно высоко». Мастер сжигает свой роман, но для читателей он жив. В литературоведении неоднократно отмечалась близость образа Мастера личности Михаила Булгакова. «Мастер — лишь один из моментов в судьбе Булгакова,— отмечал исследователь Н. П. Утехин,— отражение тех его слабостей, которые он изжил и осудил в воссозданном им характере своего героя» Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода из романа М..Булгакова «Мастер и Маргарита») Удивительна, оригинальна, многопланова композиция романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Внутри одного произведения сложно переплетаются два романа — повествование о судьбе Мастера и сотворенный им роман о Понтии Пилате. «Ершалаим-ские» главы рассредоточены в основном повествовании о жизни главного героя и окружающих его людей. Литературоведом Г. А. Лесскис сказано об этом: «Ершалаим и Москва — две сценические площадки двух актов всечеловеческой трагедии или мистерии — описаны в одном лирическом ключе». Важную роль для понимания смысловых глубин «Мастера и Маргариты» играет эпизод допроса Иешуа во дворце Ирода Великого. В образе прокуратора Иудеи писатель рисует человека сильного, наделенного огромной властью. Величественно отдает он свои приказания и жестоко наказывает за их неисполнение. По его повелению на допрос приводят очередного обвиняемого. «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью». Опасаясь быть снова избитым, арестант глядит на прокуратора с тревожным любопытством. Глубокий резонанс на допросе вызывает утверждение Га-Ноцри о том, что все люди добрые. Добрым человеком для Иешуа является Понтий Пилат, которого все в Ершалаиме считают свирепым чудовищем, добр для него Марк Крысобой, одним только своим видом вызывающий ужас, добр Левий Матвей, добр Иуда. «Злых людей нет на свете»,— утверждает Иешуа, и это его основная заповедь. Понтий Пилат, несмотря ни на что, не лишен человеческих слабостей. Он проявляет интерес к личности Га-Ноцри, к его философии. Пилат желал бы услышать от Иешуа отречение от собственных слов, чтобы не наказывать его. Прокуратор, допрашивая арестанта, «протянул слово «не» несколько больше, чем это полагается на суде, и послал Иешуа в своем взгляде какую-то мысль, которую как бы хотел внушить арестанту», чуть позже он посылает ему «какой-то намекающий взор». Однако Га-Ноцри не отрекается от своей правды. Он высказывает крамольные мысли о власти: «Всякая власть является насилием над людьми» — и смело говорит прокуратору о том, что тот не властен перерезать волосок, удерживающий его, Иешуа жизнь. Пилат не находит в себе сил отступить от закона. Он наказывает Га-Ноцри, проповедующего ненужность государственной власти. При этом прокуратора раздирают внутренние противоречия. Он ощущает на себе воздействие нравственной проповеди Иешуа, доверие к нему. Понтий Пилат осознает невиновность арестанта. Однако он находится в подчинении Кесарю, чью власть фактически отрицает Га-Ноцри. Булгаков ставит своего героя перед выбором: пойти по пути добра и спасти ни в чем не повинного человека, лишившись за это власти и, возможно, жизни или же отдать приказ о казни Иешуа, поступив таким образом бесчестно. Перед выбором стоит и сам арестант: он может отказаться от своих слов и тем самым сохранить жизнь. Пилат делает выбор между физической и духовной смертью в пользу последнего, а Иешуа — наоборот. Для него невозможен компромисс. Ради своей правды, истины он готов проститься с жизнью. Он лишен трусости, которая помешала Пилату сделать правильный нравственный выбор. В итоге Пилат наказан бессмертием, и это бессмертие предателя, обреченного влачить существование в муках совести. Булгаков ставит перед своим читателем вечные вопросы, поднимает самые острые проблемы: добра и зла, жизни и смерти, выбора, ответственности за поступки. Проблема нравственного выбора в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мы вас испытывали,— сказал Воланд,— никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут»... М. Булгаков В недавнем советском прошлом все у молодых людей было заранее предрешено: школа, получение специальности, работа до пенсии... Казалось бы, ни о каком нравственном выборе речи не было. Хотя случались из ряда вон выходящие случаи, когда добропорядочные граждане вызывали вдруг смущение общественности. Таланты, конечно, всегда выделялись, но их всегда можно было «запретить», если их деятельность была неугодна. Но когда среди обывателей вдруг начинались распри — не иначе это были происки Воланда и его свиты, которые обнажали ханжество и глупость. Стоило им объявиться в Москве, как начались необъяснимые происшествия и смущающие покой выходки. Такой необъяснимой выходкой стало явление известного поэта Ивана Бездомного в ресторане с иконой и свечкой в руках. Он же был из атеистов. Как решительно он пересмотрел свои взгляды, критически взглянул на свое творчество, убедился в истине и «заболел» Понтием Пилатом. Он стал учеником мастера, посвятив себя истории. После встречи и разговора с Воландом Иван Бездомный, не выбирая выражений, обвинил поэта Рюхина в бездарности. У Рюхина после этого даже наблюдались муки совести, он почти осознал свою бездарность, но ненадолго. Его выбор уже сделан, зачем мучиться, если его ожидает спокойная жизнь. Воланд и его свита явились из «тьмы» и вволю навеселились и наигрались над москвичами, которые основательно запутались в жизни. Проблема нравственного выбора не стояла перед Мастером в пору, когда он еще был историком, выигравшим в лотерею большую сумму. «Выиграв сто тысяч, загадочный гость поступил так: купил книг, бросил свою комнату.... и нанял у застройщика, в переулке близ Арбата, две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате...» Встретив свою любовь, свою верную, преданную, мудрую Маргариту, он стал творить самозабвенно и превратился в Мастера. Пройдя «все круги ада», заболев своим романом и заразив им свою подругу, он не выдержал. Все свои силы, весь талант он посвятил Понтию Пилату. Эта тема была вопиющей для того времени. Мастер испытал на себе все гонения общественности, он стал врагом и будущее для него было определено. В него вселился страх, он возненавидел свой роман — он заболел. Маргарита до встречи с Мастером ждала его, искала... Она сразу поняла, что встретила своего единственного, и мир перестал существовать без него. Теперь она живет только его интересами, его романом. В ту злополучную ночь Маргарита приняла решение все рассказать мужу и остаться с мастером навсегда. Но не успела. Как и следовало ожидать, зная нашу историю, мастера арестовали. Она кляла себя за то, что ее не было в этот момент, хотя ничем бы не исправила ситуации. На мгновение она засомневалась, когда ее пригласили в гости к «иностранцу», но решимость восторжествовала, как только у нее появилась надежда на встречу с любимым. Решившись однажды, она уже ни в чем не чувствовала преград, для нее не стало ничего невозможного (выбор был сделан). Маргарита ни о чем не попросила Воланда, у нее гордый русский характер, как подобает королеве. Князь тьмы сам о ней побеспокоился. Маргарита добилась цели: мастер был с ней. Пытаясь вернуться в прошлое счастье, Мастер и Маргарита выбирают жизнь в том же подвальчике. Опустошенные и раздавленные жизнью, они понимают, что как раньше уже не будет, но им определено быть вместе. Решение за них принимает тот, о ком роман Мастера, за кого приняли они страдания. «Он не заслужил света, он заслужил покой»,— печальным голосом проговорил Левий. Может это и приговор Мастеру, но он настолько устал, что, действительно, приемлет только покой. Силы тьмы и света едины в своем стремлении помочь Мастеру за то, что он однажды сделал свой нравственный выбор и принял за это боль, страдание и муку. Общество его «растоптало», пытаясь раздавить, унизить, изничтожить, тем самым доказывая себе, что все написанное — бред и абсурд. Погубить человека получилось, но его творение «не сгорело» даже в огне. Мастер написал роман о Понтии Пилате, которому также пришлось сделать выбор и определить свою дальнейшую судьбу. Еще на первом допросе Иешуа прокуратор почувствовал, что им может быть совершена чудовищная ошибка. «Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом «Погибли!» И какая-то совсем нелепая среди них о каком-то бессмертии, причем бессмертие вызвало нестерпимую тоску...» Понтии Пилат старается исправить ситуацию, спасти Иешуа, но доступными ему способами: чтобы не поколебалось его положение как прокуратора Иудеи, чтобы он ни в чем не пострадал. Небо не приемлет компромиссов, поэтому Пилат обречен на душевные страдания всю оставшуюся жизнь и после смерти. Еще «двенадцать тысяч лун он будет страдать и проклинать свою должность за одну луну когда-то». Все герои романа М. Булгакова: жители и гости советского города Москвы, Воланд со своей свитой и приглашенные к нему на бал, герои романа Мастера о Понтии Пилате — сделали свой выбор, определив свою судьбу. Все персонажи, даже мимолетно промелькнув на страницах романа, вырисовываются в характеры: они либо смешны и жалки, либо вызывают уважение. «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» — издеваясь, рассуждает Воланд. Каждому человеку рано или поздно приходится определиться с понятием добра и зла, тем самым определить свое место в жизни — сделать свой нравственный выбор. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|