Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Реальных речевых актах.




4. Звуковые средства языка: единицы, признаки, правила. Основные фонетические единицы сегментного и супрасегментного уровней. Транскрипция - назначение, основные принципы и виды.

 

Звуковые (или фонетические) средства языка подразделяются на

• фонетические единицы и

• фонетические признаки (свойства).

Фонетическими единицами называются линейные объекты (то есть, те объекты, которые могут следовать друг за другом). Они делятся на сегментные и суперсегментные (иначе супрасегментные или просодические). Сегментные единицы — это минимальные линейные единицы звуковой системы, к ним относятся звук, звукотип и фонема. Суперсегментные единицы — слог, фонетическое слово, синтагма, фраза — состоят из сегментных единиц. Фонетические признаки тоже делятся на сегментные и суперсегментные. Сегментные признаки (например, глухость / звонкость, местообразования и т. п.) характеризуют звуки, звукотипы и фонемы, а суперсегментные признаки (к ним относятся ударение и интонация) распространяются на группу сегментов и организуют сегментные единицы вболее крупные комплексы — единицы суперсегментные. Важное свойство всех признаков состоит в том, что они не могут существовать сами по себе, без какого-либо носителя — таким носителем как раз и являются фонетические единицы; кроме того, признаки не являются линейными сущностями, то есть не следуют друг за другом, а образуют цельные комплексы.

Важнейшая особенность сегментных фонетических единиц состоит в том, что они не обладают значением, то есть не являются знаками, а лишь составляют знаковые единицы языка.

 

Транскрипцией называется фиксация звучащей речи графическими средствами. Транскрипция может быть

• сегментной (в ней отражаются сегментные единицы),

• суперсегментной, или просодической (в ней отражаются характеристики суперсегментных единиц — например, интонационное оформление синтагм).

С точки зрения того, какие именно свойства сегментных единиц

должна отразить транскрипция, она может быть

• фонетической (в ней отражаются звукотипы и / или звуки речи),

• фонематической (фонемной).

В сегментной (звуковой) транскрипции используются буквенные знаки с добавлением специальных диакритических значков, расположенных рядом с основным транскрипционным знаком. Корпус буквенных знаков того алфавита, который принимается за основу данной системы транскрипции (например, латинского или кириллического), обычно дополняется некоторым количеством знаков из другого алфавита, либо специально изобретенными знаками. В транскрипции возможно, хотя и нежелательно, придание иного смысла некоторым алфавитным знакам по сравнению с их орфографическим использованием в данном языке. Для суперсегментной (просодической) транскрипции, которая должна отражать движение тона (мелодику), а также количественно-динамические, фонационные и артикуляционные характеристики суперсегментных единиц (слогов, фонетических слов, синтагм, фраз), используют другие способы обозначения, не имеющие аналогов в орфографии.

 

 

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АСПЕКТ ФОНЕТИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ.
5. Общие принципы образования звуков. Виды инициации. Три отдела речевых органов и их роль в образовании базовых компонентов звуков.

Артикуляционная фонетика изучает анатомо-физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизм речепроизводства. В нем, в первую очередь, выделяются два принципиально различных рода деятельности:

1) построение лингвистической программы произнесения (изучением этой части речевой деятельности занимается фонология),

2) реализация этой программы в виде движений речевых органов, создающих акустический сигнал, который может быть воспринят слушающим — эта сторона речевой деятельности исследуется в артикуляционной фонетике. В данном блоке также выделяется несколько последовательных этапов:

• фаза моторного программирования, во время которой происходит отбор и координация действия тех мышц, которые будут участвовать в артикуляции;

• нейромышечная фаза — передача импульсов к мышечным волокнам и сокращение мышц;

• органическая фаза — движение речевых органов, которое обеспечивается сокращением мышц;

• аэродинамическая фаза — сжатие и выталкивание воздуха, возникновение воздушных импульсов, завихрений вследствие этих движений;

• акустическая фаза: аэродинамические процессы вызывают колебания воздушного давления (звуковые волны), которые распространяются от говорящего к слушающему.

Аэродинамическая и акустическая фазы речи рассматриваются

обычно в акустической фонетике.

 

Инициация — это создание в речевом тракте воздушного потока в результате движения одного из речевых органов, вызывающего увеличение или уменьшение давления в одном из участков речевого тракта.

Типы инициации подразделяются в зависимости от направления потока воздуха и органа, осуществляющего инициацию. Поток воздуха, направленный наружу, называется эгрессивным, а соответствующий тип инициации — выдавливанием; поток воздуха, направленный внутрь речевого тракта, называется ингрессивным, а соответствующий тип инициации — всасыванием.

В зависимости от органа, осуществляющего инициацию, выделяются легочный, глоттальный и велярный типы инициации. Самым обычным типом инициации является легочное выдавливание, говорение на выдохе; иногда некоторые фразы (чаще междометия) произносятся на вдохе — это легочное всасывание.

 

Устройство речевого аппарата

С точки зрения участия в звукообразовании их можно разделить на 3 группы:

• дыхательный аппарат, при помощи которого создается воздушный поток, необходимый для образования речевых звуков (инициация);

• гортань, в которой может происходить преобразование воздушного потока (фонация);

• надгортанные полости (полости глотки, рта и носа), в которых осуществляется артикуляция.

Пространство, в котором может осуществляться артикуляция (от голосовых связок до губ), называется речевым трактом.

 

6. Артикуляционная база. Основные особенности артикуляционной базы русского языка. Русский язык как язык консонантного типа.

Артикуляционная база — это совокупность правил речепроизводства, свойственных данному языку.

Основные особенности артикуляционной базы русского языка:

• сосредоточенность консонантных артикуляций в ротовой полости (в русском языке нет увулярных, фарингальных, эпиглоттальных, ларингальных согласных);

• преобладание дорсальных зубных артикуляций над апико-альвеолярными;

• наличие дополнительной артикуляции у согласных (кроме твердых заднеязычных и [j]), причем дополнительная артикуляция, как и все основные, осуществляется в ротовой полости;

• возможность быстрого переключения с одного типа артикуляции на другой (например, твердые согласные могут соседствовать с мягкими);

• регрессивное направление ассимиляции;

• наличие большого вокалического пространства (достаточно передняя артикуляция [и] и очень задняя — [у] и [о]);

• дифтонгоидный характер [уо] и всех гласных (кроме [и]) в позиции после мягких согласных;

• наличие фонационных различий по голосу и отсутствие различий по аспирации и напряженности согласных;

• невыраженность слоговых границ;

• специфическая ритмика слова — наличие просодического ядра (то есть, противопоставление ударного и первого предударного слогов всем остальным), отсутствие чередования сильных и слабых слогов.

• наличие восходяще-нисходящего акцента с резким подъемом и началом падения внутри одного гласного (ИК–3).

Русский язык является языком консонантного типа, поскольку число согласных в нем значительно превышает число гласных, причем некоторые существенные свойства гласных зависят от качества соседних согласных, но не наоборот. Так, в русском языке гласный [и] меняется на [ы], если оказывается в положении после твердого согласного: Ира

[иръ] // От Иры [атыры]/

 

 

7. Артикуляция. Артикуляционная классификация согласных СРЛЯ.

В процессе артикуляции принято выделять три этапа:

1) построение моторной программы произнесения, задающей наиболее удобную последовательность сокращения мышц и движения речевых органов,

2) сокращение мышц,

3) движение органов речи, приводящее речевой тракт в состояние, необходимое для произнесения данного звука.

Термин «артикуляция» в широком смысле относится ко всем этапам, в узком — только к последнему. В этом понимании артикуляция — согласованное движение (положение) органов речи, придающее речевому тракту конфигурацию, необходимую для производства того или иного звука. Хотя артикуляция может быть осуществлена на всем протяжении речевого тракта от гортани до губ, но обычно она осуществляется в ротовой полости — например, в русском языке все звуки артикулируются именно там

 

Речевой тракт можно схематически представить в виде трубы, имеющей три пространственных измерения:

• продольное (горизонтальное), связанное с локализацией артикуляции в определенном месте речевого тракта (место артикуляции),

• вертикальное (оно связано с характером преграды — способом артикуляции),

• поперечное (связано с местом прохода воздушного потока — по центру или по бокам, это тоже разновидности способа артикуляции).

 

В русском языке для классификации согласных обычно используют четыре признака:

• место образования (основная артикуляция);

• способ образования (основная артикуляция);

• твердость / мягкость (дополнительная артикуляция);

• глухость / звонкость (фонация).

(доп)* лабиализация

*сонорный/шумный

Два последних признака являются парными (бинарными): любой русский согласный с артикуляционной точки зрения может быть (и бывает в определенных условиях) как глухим, так и звонким, как твердым, так и мягким (за исключением мягких [j] и [и], которые не могут быть твердыми), а два первых — многомерными (например, по способу образования согласные подразделяются на смычные, щелевые и аппроксиманты).

 

8. Виды артикуляций кончика языка - апикальные, ламинальные, дорсальные, какуминальные, ретрофлексные. Круглощелевые и плоскощелевые, свистящие и щипящие согласные.

В зависимости от того, какая часть языка принимает участие в артикуляции переднеязычных согласных, в фонетике принято разграничивать апикальные, ламинальные и ретрофлексные согласные.

Апикальные согласные артикулируются кончиком языка (например, русский [р]);

Ламинальные — передней частью спинки языка (например, русский [с]);

Ретрофлексные — нижней поверхностью языка (в русском языке такие согласные отсутствуют).

Ламинальные согласные могут артикулироваться либо всей передней частью языка (включая его кончик), либо передней частью языка при опущенном кончике (эта разновидность ламинальной артикуляции называется дорсальной).

Русские зубные согласные [с], [з] являются дорсальными, а согласные [т], [д], [н], [л] обычно артикулируются всей передней поверхностью языка — при их произношении к зубам прижимаются и кончик, и передняя часть его спинки.

Среди апикальных артикуляций в русской фонетической традиции принято выделять какуминальные согласные, при артикуляции которых кончик и / или вся передняя часть языка приподнимаются вверх (например, [ш] и [ж]).

Фрикативные (или щелевые) согласные образуются при наличии существенного сужения (щели) в речевом тракте, вызывающего турбулентный (вихревой) поток воздуха и фрикативный шум.

В зависимости от формы щели различают круглощелевые (например, [с], [з]) и плоскощелевые (например, [ш], [ф], [х], [j]) фрикативные согласные.

 

9. Основная и дополнительная артикуляция. Виды дополнительных артикуляций. Твердые и мягкие, палатализованные и веляризованные, палатальные и велярные согласные.

Одновременно с основной артикуляцией звука может осуществляться дополнительная артикуляция. В русском языке дополнительные артикуляции свойственны преимущественно согласным звукам.

Дополнительная консонантная артикуляции отличается от основной степенью сужения в речевом тракте. В месте дополнительной артикуляции сужение меньше, чем в месте основной (обычно оно бывает таким же, как при артикуляции аппроксимантов или гласных). В русском языке представ-

лены три типа дополнительных артикуляций:

• лабиализация — округление губ (этот тип артикуляции характеризует согласные в позиции перед гласными [у] и [о]);

• палатализация — смещение тела языка вперед и вверх в направлении твердого нёба;

• веляризация — смещение тела языка назад и вверх в направлении мягкого нёба.

В русском языке дополнительная артикуляция характеризует большинство согласных звуков. Все мягкие согласные, кроме [j] и [и], являются палатализованными, а все твердые, кроме [к], [г], [х], — веляризованными (в той или иной степени). Палатальный согласный [j] не может быть палатализованным, так как место его основной артикуляции совпадает с местом дополнительной артикуляции палатализации, а велярные согласные [к], [г], [х] не могут быть веляризованными, поскольку место их основной артикуляции совпадает с местом дополнительной артикуляции веляризации. Таким образом, с артикуляционной точки зрения не существует непарных по твердости / мягкости согласных(кроме [j] и [и]).

Непалатализованные и невеляризованные согласные возможны в русском языке в консонантных сочетаниях в положении перед мягким согласным (снег, змейка и т. п.). Такие согласные, а также согласные с незначительной степенью палатализации, называются полумягкими.

Дополнительные артикуляции чаще всего возникают из явлений ко-

артикуляции.

 

 

10. Артикуляционная классификация гласных. Открытые, закрытые, напряженные, ненапряженные; носовые и назализованные гласные. Связь между лабиализацией и рядом, подъемом гласного. Монофтонги, дифтонги и дифтонгоиды.

 

Гласные — это класс звуков, выделяемых на основании следующих свойств:

• наличие голосового и отсутствие шумового источника;

• отсутствие преграды и локализации мускульного напряжения в ре-

чевом тракте;

• слогообразующая функция.

Гласные обычно классифицируют по размеру и форме надгортанных полостей, которые зависят, в первую очередь, от положения языка и губ. При этом используются следующие параметры:

1. Вертикальное положение языка или подъем (минимальное расстояние между верхней точкой языка и нёбом). Объективно могут быть выделены только крайние значения подъема: верхний (максимальная степень подъема языка, при которой не образуется шума) и нижний, а между ними может находиться практически любое число промежуточных положений, выделение которых зависит от задач описания (обычно выделяют с редний, верхне-средний и средне-нижний подъем). Гласные верхнего подъема называются закрытыми, а нижнего — открытыми. По подъему различаются, например, русские гласные [о] (среднего подъема) и [у] (верхнего).

 

2. Горизонтальное положение языка или ряд (степень смещения языка вперед / назад из нейтрального положения). Здесь обычно выделяются три ступени — передний, средний (смешанный) и задний ряд, а в случае необходимости можно выделить также промежуточные передне средний (например, для русского [ь]) и средне-задний ряды. По ряду различаются, например, русские гласные [и] и [ы].

 

3. Наличие / отсутствие лабиализации — округления и выдвижения губ вперед. Гласные могут быть либо нелабиализованными, либо лабиализованными (чаще лабиализованными бывают гласные заднего ряда, при этом степень лабиализации прямо пропорциональна степени закрытости гласного — она бывает максимальной у гласных верхнего подъема). Только по этому признаку различаются, например, гласные [и] и [ÿ].

В русском языке для классификации гласных достаточно этих трех признаков, однако для описания гласных могут использоваться и другие их характеристики:

4. Длительность. По этому признаку различаются, например, английские и немецкие гласные [i] и [i:] (bit — beat, bitten — bieten). В русском языке различие между долгими и краткими гласными не является самостоятельным: в одном и том же положении по отношению к ударению гласные не различаются по долготе; краткими (точнее, сверхкраткими) бывают только редуцированные [ъ] и [ь], гласные же полного образования не являются ни долгими, ни краткими.

5. Напряженность / ненапряженность. Напряженные гласные характеризуются максимальной степенью смещения языка из нейтрального положения (положения речевой позы). В русском языке напряженными являются ударные гласные, а ненапряженными — безударные. Например, [и] в слове пить является более напряженным — в данном случае более верхним и более передним, — чем безударный [и] (например, в слове питьё). Редуцированные гласные, по сравнению с гласными полного образования, наоборот, характеризуются смещением языка по

направлению к нейтральному положению, например, [ь] в слове ледокол

[л’ьдакóл]).

6. Однородность / неоднородность. Гласные могут быть однородными по качеству на всем своем протяжении (монофтонги) и неоднородными (дифтонги и дифтонгоиды). Дифтонгом называется неоднородный гласный, две более или менее равные части которого составляют один

слог (например, английские [ou] и [ai] в словах go, time). Дифтонгоид отличается от дифтонга тем, что одна из его частей значительно корочедругой. В русском языке нет дифтонгов, а дифтонгоидами являются, например, гласный [о], который фактически произносится как [уо], а

также все гласные, кроме [и], в соседстве с мягкими согласными — на-

пример, [иá] в слове пятый). Неоднородный гласный, состоящий более

чем из двух частей, называется полифтонгом — таков, например, глас-

ный [иаи] в слове пять или [уои] в слове поле.

 

11. Устройство и функции гортани. Механизм образования голоса. Основные виды фонаций. Глухие, звонкие, полузвонкие, придыхательные согласные.

Фонация — это модуляция воздушного потока в гортани. В отличие от инициации и артикуляции, она не является обязательным компонентом звука; фонация имеется только у звонких звуков (у всех гласных, а также сонорных и звонких шумных согласных).

Типы фонации:

 

УСТРОЙСТВО ГОРТАНИ

Гортань — сложное устройство, находящееся между трахеей и глоткой и состоящее из хрящей, мышц и соединительной ткани. Сверху гортань может быть прикрыта надгортанником (эпиглоттисом). Основанием гортани является перстневидный хрящ, он расположен на верхнем кольце трахеи и имеет форму перстня с утолщением (печаткой) в задней части. Спереди и выше перстневидного хряща находится щитовидный хрящ, состоящий из двух четырехугольных

пластинок, которые соединяются под углом в передней части («адамово яблоко» или кадык). На верхней части печатки перстневидного хряща имеются два черпаловидных (пирамидальных) хряща, которые могут двигаться вперед-назад, вправо-влево и вокруг своей оси. Черпаловидные хрящи имеют по два отростка — мышечному и голосовому. В гортани находятся также две пары складок, расположенных друг над другом. Верхняя пара называется ложными голосовыми связками, а нижняя — истинными. Истинные голосовые связки представляют собой два занавеса из связочно-волокнисто-слизистой ткани. Передний конец каждой связки прикреплен к внутреннему углу щитовидного хряща, а задний — к голосовому отростку одного из черпаловидных хрящей. Боковые (нижние) края связок крепятся к ободу перстневидного

хряща, и только центральные (верхние) их края ни к чему не прикреплены. За счет действия голосовых мускулов голосовые связки могут удлиняться или укорачиваться, кроме того, возможны разные степени их натяжения (напряжения). Пространство между центральными краями голосовых связок (и частично между черпаловидными хрящами) называется голосовой

щелью (голосовым проходом, глоттисом). Голосовая щель подразделяется на межсвязочную и межхрящевую.

За счет движения черпаловидных хрящей по горизонтальной оси может меняться конфигурация голосового прохода:

• если голосовые отростки черпаловидных хрящей сведены, но не сомкнуты, то сведены и центральные края связок (это нейтральное состояние, которое гортань принимает перед началом речи);

• если голосовые отростки черпаловидных хрящей сомкнуты, то сомкнуты и края связок,

• если голосовые отростки черпаловидных хрящей разведены, то разведены и связки.

Кроме крайних степеней смыкания / разведения возможны и про-

межуточные; возможно также положение, когда голосовые отростки

сомкнуты, а мышечные разведены — связки сведены, но открыт «ше-

потный треугольник»

Степень напряженности связок может меняться а) за счет сокраще-

ния голосовых мышц внутри связок, б) за счет сближения щитовидного и

перстневидного хрящей.

Гортань может смещаться вверх / вниз, а также сжиматься и разжи-

маться.

 

МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОЛОСА

При физиологическом дыхании и при образовании глухих звуков голосовые связки разведены.

Когда голосовые связки сближены (но не сомкнуты), а через голосовую щель проходит воздух, в гортани создается отрицательное давление(то есть давление меньшее, чем атмосферное) и возникает всасывающий эффект (эффект Бернулли) — в результате связки смыкаются. Если голосовые связки сомкнуты, а воздух из легких продолжает поступать, давление под связками быстро увеличивается, что приводит к размыканию связок, за которым опять следует смыкание и размыкание и так далее — до 500 раз в секунду (см. рис. 8). Такая модуляция воздушного

потока и есть голос. Любая консонантная артикуляция может сопровождаться, а может и

не сопровождаться нейтральной фонацией (голосом), поэтому с артикуляционной точки зрения не существует непарных по глухости / звонкости согласных.

Фонационные различия могут распространяться на звуки, слоги, слова, синтагмы. Для согласных функциональную значимость имеет распределение конфигураций глоттиса во времени относительно артикуляции согласного:

1) если колебания голосовых связок сопровождают всю (или почти всю) артикуляцию согласного, образуются (полно)звонкие согласные (например, русские [б], [д], [ж], [в]);

2) если колебания голосовых связок сопровождают только часть (обычно — около половины) артикуляции согласного — полузвонкие (например, английские и немецкие [b], [d], [v] в начале слова);

3) если колебания голосовых связок отсутствуют на всем протяжении согласного — глухие (например, русские [п], [т], [к], [c]);

4) если связки начинают колебаться через значительный промежуток времени (30–100 мс) после окончания консонантной артикуляции — придыхательные (например, английские и немецкие [ph], [th], [kh] передударным гласным)

 

12. Контекстные изменения фонетических единиц - коартикуляционные процессы и фонологические правила. Аккомодация и собственно коартикуляция. Ассимиляция, ее виды. Диссимиляция. Артикуляционная редукция.

Контекстные изменения фонетических единиц

Изменения фонетических единиц, связанные с влиянием контекста, могут быть вызваны:

• действием языковых правил (их результатом являются, в частности, ассимиляция, диссимиляция, оглушение конечных шумных согласных, а также мена гласных звукотипов в зависимости от ударения);

• действием моторной программы (в этом случае результатом являются аккомодация и коартикуляция)

Существует и другая точка зрения, согласно которой все комбинаторные

изменения сегментов (аккомодация, ассимиляция и диссимиляция) объединяют-

ся термином «коартикуляция».

Аккомодацией (коартикуляцией) называется одновременное осуществление артикуляционных движений, относящихся к разным артикуляционным жестам, что облегчает артикуляционный переход от одного звука к другому. Чаще всего аккомодацией называют взаимодействие сегментов разных классов (гласных и согласных) — например, [и]-образный сегмент в начале гласного в положении после мягкого согласного, назализация гласного в позиции рядом с носовым согласным, лабиализация согласного в положении перед лабиализованным гласным

и т. п. Термин коартикуляция обычно употребляется в более широком смысле — то есть и по отношению к взаимодействию двух сегментов одного класса на уровне построения моторной программы высказывания

(например, частичное озвончение глухих взрывных после гоморганных

носовых — контракт, амплитуда).

 

Ассимиляция — это явление, состоящее в том, что один из сегментов полностью уподобляется другому по одному или всем признакам. Ассимиляция чаще всего осуществляется между сегментами одного класса (между гласными или между согласными). Выделяют три основания для классификации и ассимиляций:

• полная ассимиляция осуществляется по всем признакам, которыми данные сегменты отличались до действия ассимиляции (например, без шума [б’ишшýма]) / неполная — не по всем (например, без кошки [б’искóшк’и] — только по голосу);

• контактная ассимиляция вызывается соседним звуком, (например, без чести [б’иш’ч’éс’т’и]), а дистантная — звуком, не находящимся в непосредственном контакте с ассимилируемым звуком (например, покупать [пъукупáт’], от вдовы [адвдавы]);

• регрессивная (антиципирующая) ассимиляция осуществляется от последующего сегмента к предшествующему (например, покупать [пъукупáт’], без чести [б’иш’ч’éс’т’и]), а прогрессивная (персервативная) — от предшествующего сегмента к последующему (например, Ванька [вáн’к’а] в русских диалектах, fixed [fikst] в английском языке). В русском литературном языке прогрессивная ассимиляция практически не встречается.

 

Диссимиляция — это явление, состоящее в том, что один из сегментов расподобляется с другим по одному или нескольким признакам, например, легкий [л’óх’к’ии] (÷ контактная регрессивная диссимиляция по способу образования + ассимиляция по голосу и мягкости).

 

Коартикуляция — явление собственно фонетического, речевого уровня, она задается моторной программой высказывания и не ведет к образованию нового звукотипа, поэтому ее результаты плохо осознаются носителями языка (так, довольно трудно заметить, что в слове амфора

произносится не губно-губной, а губно-зубной носовой согласный).

 

§Изменения звуков в слитной речи по сравнению с их «идеальной» целевой артикуляцией вызываются не только коартикуляцией, но и артикуляционной редукцией — ослаблением артикуляционного усилия говорящего при производстве звуков в связи с ослаблением контроля над работой произносительных органов. При произнесении смычных согласных это ослабление может выражаться в ослаблении смычки (спирантизации) или шума (изменении щелевого согласного [j] в аппроксимант [и]); при произнесении гласных (прежде всего безудар-

ных) — в уменьшении длительности и в централизации, т. е. утрате собственного тембра, превращении их в краткую [ъ]-образную вокалическую прокладку между соседними согласными. В отдельных случаях гласные и согласные могут утрачиваться полностью (это явление на-

зывается фонетическим эллипсисом). Причиной данного явления считается тот факт, что при ре-

чевой коммуникации физические характеристики передаваемого сообщения являются лишь одним из многих источников информации, на основании которой слушающий реконструирует то, что было сказано говорящим. Другими источниками являются языковые знания слушающего

(словарные и грамматические) и контекстные условия данного коммуникативного акта.

 

 

АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОНЕТИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ.
13. Объективные физические характеристики и субъективные свойства звуков речи. Основные способы изучения артикуляции и акустических свойств речи.

 

Объективные свойства звуков и их субъективные корреляты

При изучении речевых звуков необходимо описывать их объективные характеристики и субъективные свойства, то есть соответствующие ощущения, возникающие при их восприятии человеком. К числу объективных характеристик звуков относятся частота, интенсивность,

спектр и длительность, к числу субъективных свойств — соответственно высота, громкость, тембр и долгота.

Частота (f) — это число колебательных движений, полных колебательных циклов в единицу времени. Одно колебательное движение в одну секунду равно одному герцу, сокращенно Гц.

Субъективное восприятие частоты называется высотой. Единицей измерения высоты является мел.

Время, в течение которого совершается один полный колебательный цикл, называется периодом колебания (T). Период является величиной, обратной частоте колебания: f = 1/T. Если частота колебания составляет 20 Гц, то период равен 1/20 секунды.

Амплитудой колебаний называется величина максимального изменения звукового давления.

Интенсивность (i) или сила звука определяется его мощностью.

Мощность звука — это энергия, которая излучается источником в единицу времени (измеряется в ваттах, Вт), а интенсивность или сила звука — это мощность звуковой волны, которая приходится на площадку 1м2.

Громкость звука (субъективное восприятие интенсивности) зависит не только от интенсивности, но и (в значительно меньшей степени) от частоты колебаний: более высокие звуки при той же интенсивности воспринимаются как более громкие.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных