Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальное назначение государства




Государство как социальное явление существует уже не одно тысячелетие. За это время оно показало себя как эффективное средство организации жизни людей. Чем обусловлены его эф­фективность и долговечность или, говоря другими словами, в чем состоит его социальное назначение?

Во-первых, государство решает общие дела, управляет людь­ми, проживающими на его территории. Несмотря на то что по своим интересам люди порой отличаются друг от друга, все они хотят, чтобы их жизнь была стабильной, безопасной, комфорт­ной. Государство должно выявить общие интересы своих граж­дан, приложив максимум усилий для их реализации. Иными словами, задачами государства являются сохранение сущест­вующего общественного порядка, а также организация или контроль за выполнением определенных видов деятельности, необходимых для развития общества в целом (оборона, судо­производство, использование природных ресурсов, обеспечение продуктами питания, здравоохранение и т. п.).

Однако общество неоднородно. В нем, как правило, выделя­ется экономически сильная и поэтому обладающая гегемонией группа, и поэтому государство прежде всего выражает ее инте­ресы. Организация жизни общества строится на основе интере­сов этой группы. Но существует и масса общих для всех про-


§ 2. Социальное назначение государства 7

блем, решаемых государством. С развитием общества их коли­чество все увеличивается: мир становится более населенным, и люди оказываются все теснее взаимосвязанными. Так, если в древнем мире к числу таковых относились оборона страны, за­хват чужих территорий, ирригация, борьба с эпидемиями, то в Средние века государство берет на себя и строительство дорог, и культовых учреждений, и отправление религиозных обрядов. Появляется почта, зарождается благотворительная деятель­ность. В современном мире управленческая роль государства значительно расширилась и в сферу его интересов входят орга­низация транспорта, связи, информационное обслуживание, развитие космонавтики, социальная защита, поддержка науки, культуры, образования, охрана окружающей среды и т. д. По­жалуй, в развитых странах государство сегодня в большей мере выражает интересы всего общества, нежели классовые. Словом, государство из силы, стоящей над обществом, превращается в слугу общества.

Во-вторых, государство является арбитром в разрешении со­циальных споров (национальных, классовых, религиозных и др.). Политическая элита превращается в примирителя соци­альных конфликтов: она ищет формулы компромиссов, кото­рые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность лобового столкновения социальных групп. Посред­ническая деятельность также не является нейтральной, а на­правлена на защиту интересов господствующих слоев общества. Но под давлением масс правящая элита, однако, вынуждена за­ставлять и господствующие группы идти на уступки, умерять свои социальные аппетиты, вследствие чего они могут обви­нить ее в «предательстве».

Постепенно развитие экономики приводит к тому, что все большее число людей становятся собственниками, и слой эко­номически и политически господствующей социальной груп­пы, т. е. тех, кто оказывает наибольшее давление на государст­венную власть, расширяется. Речь уже идет о появлении так называемого среднего класса, выразителем интересов которого затем и становится государство.

Разрушительный характер для страны носят и конфликты между различными частями самих правящих групп, например между банкирами и предпринимателями. Здесь чаще применя­ются такие методы разрешения споров, как убеждение, разъяс­нение, метод аргументов, отсрочек в принятии решений, по^ скольку в этой ситуации главное — восстановить единство пра-


Глава 1. Теория государства

вящих групп. Применением открытого принуждения к одной из сторон добиться этого крайне сложно.

На государственную власть возлагается и обязанность урегу­лирования внешних конфликтов. Для этой цели требуются уме­лая организация обороны государства и осуществление дипло­матических отношений. Однако элита должна не забывать о внутренней жизни государства и не добиваться победы любой ценой, в противном случае она может быть свергнута, как это было, например, с Николаем II. Но и уступки другим государ­ствам также могут стать причиной потери ее престижа и обви­нений в «предательстве национальных интересов».

И наконец, отличающиеся интересы постоянно приводят к

конфликтам между отдельными гражданами, организациями, госу­дарственными органами. Обязанность их разрешения возлагает­ся в основном на судебные органы.

В-третьих, государство применяет легализованное и легитим­ное насилие. Легализованность означает соответствие мер прину­ждения закону. Принуждение может выражаться в наложении уголовного наказания, административных, имущественных и других санкций, разгоне демонстраций, запрете политических объединений и т. п. Право выступает способом, средством лега­лизации принуждения. Легитимность насилия — социологиче­ская категория, означающая степень поддержки применяемых мер населением. Легитимность насилия прямо зависит и от ле­гитимности власти, т. е. признания ее народом законной и обоснованной. И если власть находит поддержку у населения, это означает, что население доверяет ей и применение мер при­нуждения. Легализованное и легитимное насилие осуществляет­ся, таким образом, от имени всего общества к тем лицам, кото­рые- нарушают правила поведения, установленные законода­тельством. Легитимность государственного принуждения может быть подтверждена данными общественного мнения, репрезен­тативных опросов, плебисцитов, голосований, общегосударст­венных и местных опросов. Для политической элиты принци­пиально важно установить, насколько государственное принуж­дение соответствует интересам общества (причем не только его большинства, но и меньшинства). Следует иметь в виду, что оценка легитимности государственного принуждения требует особой осторожности и тщательного анализа, поскольку не ис­ключены и профессиональные подтасовки. Универсальным же критерием определения легитимности государственного прину-


§ 3. Функции государства 9

ждения может считаться соответствие его общечеловеческим ценностям.

Государственное принуждение считается мощным средством воздействия на население со стороны правящей элиты. Но оно все же не является всесильным. Известно высказывание Талей-рана, государственного деятеля Франции, что штыки годятся для всего, но сидеть на них нельзя. Следовательно, таким ост­рым оружием, каким является государственное принуждение, пусть даже и легализованное, надо пользоваться очень эконом­но и осторожно.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных