Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Внутренние функции — это основные направления деятельно­сти государства по управлению внутренней жизнью страны.




1. Политическая функция. Эта функция государства обуслов­лена необходимостью гармонизировать интересы различных со­циальных групп. Используя такие методы, как проведение ре-



10 Глава 1. Теория государства

Рис. 1. 2. Функции государства

ферендумов, плебисцитов, выборов, государство способно вы­явить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным пред­ставляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государство. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, осу­ществляет правотворческую деятельность и официально пред­ставляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

2. Экономическая функция. Она выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики экономическо­го развития страны, с тем чтобы экономика страны развивалась в наиболее оптимальном режиме. Если говорить более конкрет­но, экономическая деятельность государства проявляется в ус-


§ 3. Функции государства 11

тановлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определе­нии льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, вы­работке программ экономического развития и т. п. Государство должно создать правовые основы рынка, т. е. разработать «пра­вила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Кроме того, государство может осуществлять непосредственное управление отдельными предприятиями, некоторыми особо важными от­раслями народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, обо-роннаяпромышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, про­изводителем материальных благ.

3. Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспе­
чить нормальные условия жизни для всех членов общества вне
зависимости от их непосредственного участия в производстве
материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п.
Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий,
стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям,
студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходи­
мых средств на строительство жилья для малообеспеченных
и др. — это все то, что позволяет людям вести достойную и ак­
тивную жизнь, способствующую их развитию, а не только су­
ществованию. Правда, и здесь нужна осмотрительность: соци­
альная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от
предпринимательской деятельности, и если они неоправданно
высоки, то у предпринимателей теряется стимул к работе. Со­
циальное регулирование по принципу уравниловки не способ­
но обеспечить прогресс общества. Общество по этой причине
может деградировать.

4. Правоохранительная функция. Это деятельность государст­
ва по обеспечению точного и полного выполнения положений
законодательства всеми гражданами, организациями, государ­
ственными органами. Эта функция выполняется различными
методами. Среди них можно выделить такие, как метод право­
творчества
(разработка и принятие законов и других норма­
тивных актов), организационно-правовой, осуществляемый орга­
нами исполнительной власти (регулирование ценообразования,
разрешение митингов, демонстраций), метод правоприменения
(деятельность компетентных органов по применению мер юри­
дической ответственности) и др. Очень важная сторона право­
охранительной деятельности государства — борьба с право-


1 2 Глава 1. Теория государства

нарушениями. Она ведется с помощью всей системы право­охранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохра­нительную систему, существенны, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правя­щей элите стоит задуматься над тем, эффективно ли она управляет обществом.

5. Экологическая функция. В последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу са­мо существование человека: интенсивное и экстенсивное ис­пользование природных ресурсов, применение некоторых со­временных технологий нарушают баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него не­возможными. Безудержная эксплуатация природы ведет чело­вечество в пропасть. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранительное законо­дательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, со­лидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являю­щихся источниками загрязнения окружающей среды, лишени­ем свободы).

Государство осуществляет дополнительно и такие функции как поддержка и развитие образования, здравоохранения, нау­ки и культуры, обеспечение национальной безопасности, строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.

Внешние функции— это основные направления деятельности государства на международной арене. Их выполнение обеспечи­вает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более и более взаимосвязанным.

1. Функция обороны. Эта функция имела первостепенное значение в прежние времена. Сейчас же мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разреше­ние конфликтов между государствами, предупреждая их воен­ное столкновение. И тем не менее даже развитые страны, на-


§ 3. Функции государства 13

копившие немалый опыт в мирном сосуществовании, предпо­читают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты при­слушиваются к мировому сообществу, а современное вооруже­ние позволяет любым нецивилизованным правителям в корот­кие сроки и на большие расстояния наносить разрушительные удары.

2. Дипломатическая функция. Выполнение этой функции способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами, независимо оттого, какой идеологии они придержи­ваются, какую систему хозяйствования используют. Нормаль­ные добрососедские отношения — это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабиль­ности и процветания всего человечества.

3. Внешнеполитическая функция. Заключается в политиче­ском сотрудничестве государств, с тем чтобы исключить гло­бальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современ­ных государств, является ООН, вопросами же политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасно­сти — постоянный орган ООН. Поддержанию политической стабильности и безопасности в мире содействуют и региональ­ные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американ­ских государств, Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.).

4. Содействие установлению мировой законности. Эта деятель­
ность приобретает самостоятельный характер и проявляется в
участии в разработке норм международного права.

5. Внешнеэкономическая функция. Эта функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, кото­рое проявляется в международном разделении труда, специали­зации и кооперировании производства, обмене новейшими тех­нологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).

6. Правоохранительная функция. Заключается в обеспече­нии мирового правопорядка, разрешении споров между госу­дарствами, защите тех государств и народов, которые не спо­собны самостоятельно устоять против агрессоров (как, напри­мер, Кувейт против территориальных претензий Ирака) или


14 Глава 1. Теория государства

отстоять свои права (как, например, албанцы, проживающие в Косово). Она также проявляется в борьбе с международным терроризмом, преступностью, не знающей границ (Интерпол) и т. п.

7. Социальная функция. Она выкристаллизовывается все бо­
лее ярко. Социальная помощь и поддержка осуществляются в
отношении развивающихся стран (например, Сомали, Эфио­
пии и др.), а также стран, находящихся на переходном этапе
(например, страны СНГ). Здесь используются различные фор­
- мы помощи, начиная от выделения финансовых средств целе­
вого назначения (на развитие банковской системы образова­
ния, здравоохранения, регулирование рождаемости и т. п.) и
кончая гуманитарной помощью.

8. Экологическая функция. Эта функция в настоящее время выдвигается в разряд внешних. Пришло понимание того, что экологические катастрофы, например аварии нефтеналивных танкеров, атомных электростанций и т. п., в отдельно взятых странах в конечном счете наносят удар интересам всех народов, и устранение их последствий не может оставаться только внут­ренним делом.

9. Информационная функция. Ее выделение лишь только на­мечается. Но и сейчас осуждение вызывают страны, которые блокируют для своих народов поступление правдивой инфор­мации о событиях в мире.

В современном мире внешняя деятельность государств будет эффективной, только если она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает нацио­нальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.

10. Культурное сотрудничество. Осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров между государства­ми, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН эту культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

11. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности. Осуществляется по таким проблемам, как ра­циональное использование природных ресурсов, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической по­литики и др., затрагивающим интересы всех народов.

Рассматривая функции государства, следует бросить взгляд и в будущее. По мере развития общества количество этих функ-


§ 4. Форма правления 15

ций будет неуклонно возрастать. Причина лежит на поверхно­сти: развитие взаимосвязей между людьми и народами порож­дает новые точки их соприкосновения и общие проблемы, уре­гулировать которые под силу будет только государству.

Форма правления

В мире существует около двухсот государств. Они могут быть классифицированы в зависимости от уровня экономиче­ского, политического развития, от идеологической, религиоз­ной направленности, от того, какими средствами осуществляют международную политику, и т. д. Но и в пределах одной груп­пы, имея единую сущность, одни и те же задачи, государства разнятся по своей форме.

Когда мы говорим о форме государства, мы имеем в виду его строение, которое проявляется в совокупности его внешних признаков.

На форму государства большое влияние оказывают не толь­ко экономические факторы, но и природные, климатические условия, религиозные воззрения, национальные особенности, культурный уровень народа, исторические традиции и др.

'Форма государства включает три взавимосвязанных элемен­та: форму правления, форму государственного устройства и поли­тический режим.

Форма правления (рис. 1.3) характеризует организацию госу­дарственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между собой и с гражданами.

Так, в Непале вся полнота власти принадлежит королю, в Великобритании королева правит лишь формально, а факти­чески — парламент и правительство во главе с премьер-мини­стром; США — республика с сильной президентской властью; в Италии решающую роль играет парламент. Однако при всем многообразии государств по форме правления их можно разде­лить на две группы: монархии и республики.

Монархия (в пер. с греч. — власть одного) как форма прав­
ления иначе может быть названа как персональное единовла­
стие. Ее отличают следующие признаки:,.



16Глава 1. Теория государства

Рис. 1.3. Форма правления

1) существование единоличного главы государства;

2) обладание монархом всей полнотой власти, которая явля­ется верховной, нераздельной и суверенной (независимой);

3) наследственный порядок передачи власти;

4) бессрочное правление монарха;

5) юридическая безответственность монарха.

Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную монархию.

Для абсолютной монархии характерно отсутствие представи­тельных учреждений народа, сосредоточение всей государствен­ной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чи­новников, контролирует сбор налогов и расходует их по своему усмотрению. Карательная функция также находится в его руках. Разновидностью абсолютной монархии является теократиче­ская монархия (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман),


§ 4. Форма правления 1 7

для которой характерно сосредоточение в руках монарха и госу­дарственной и религиозной власти.

Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную) в зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.

В дуалистической монархии существуют два политических учреждения: монарший двор (институт монархии), формирую­щий правительство, и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает, как, например, в России до ре­волюции 1917 г. Монарх имеет сильное влияние на парламент: может наложить вето на принимаемые им законы, издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, а то и распускать парламент.

Парламентарной монархии (ее иногда называют конституци­онной) свойственно ограничение власти монарха как в зако­нодательной, так и в исполнительной сфере. Несмотря на то что формально главу правительства и министров назначает монарх, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Монарх здесь фигура скорее символиче­ская, являющаяся своего рода данью традиции, нежели власт­ная. Он царствует, но не правит (Япония, Швеция, Велико­британия).

Существует несколько систем наследования престола:

1) кастильская, принятая в странах Скандинавии, не делает различия между мужчиной и женщиной. Решающее значение при наследовании престола имеет не пол наследника, а стар­шинство. Следовательно, наличие в семье монарха старшей до­чери не дает возможности стать королем младшему сыну;

2) салическая, допускающая к престолу женщин только в том случае, если у короля нет сыновей. Другими словами, младший брат исключает возможность для старшей сестры за­нять престол;

3) австрийская — самая жесткая система, принятая в России после правления Екатерины II, допускающая женщин к пре­столу только в том случае, если в царском роду вообще не оста­нется мужчин.

Республика (в пер, с лат. — дело общественное) как форма правления возникла позднее монархии и стала доминирующей в современном мире.

Республике присущи следующие признаки:

1) правление осуществляется коллективно, т. е. не одним лицом, а системой государственных органов;


1 8 Глава 1. Теория государства

2) республиканское правление основано на принципе разде­ления властей на законодательную, исполнительную и судеб­ную;

• 3) в формировании власти участвует народ; в процессе вы­боров власти могут применяться различные избирательные сис­темы, одни менее, другие более демократичные;

4) представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок;

5) высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом.

Практике государственного строительства известны два ос­новных вида республики.

Президентская республика характеризуется значительной ро­лью президента в системе государственных органов, соедине­нием в его руках полномочий главы государства и главы прави­тельства. Поскольку президент и правительство избираются внепарламентским путем, то эти институты власти в опреде­ленных ситуациях могут политически противостоять парламен­ту. Президентская республика создает благоприятные предпо­сылки для сосредоточения в руках президента больших полно­мочий, что стабилизирует государственную власть. Обычно это крайне необходимо на переходных этапах (Мексика), в госу­дарствах, где сильны монархические традиции (Румыния), в си­туациях, не отличающихся стабильностью (Украина), в период проведения реформ (Чили), в государствах, имеющих обшир­ную территорию или многонациональный состав (США), при наличии чрезвычайных событий, таких, как война (Сирия). Большинство из перечисленных факторов присуще современ­ной России, поэтому вопрос выбора вида республики здесь должен быть решен, конечно, в пользу президентской респуб­лики.

Парламентская республика характеризуется провозглашени­ем принципа верховенства парламента, перед которым прави­тельство несет всю полноту ответственности за свою деятель­ность. Участие президента в формировании правительства ми­нимально: оно формируется партией, получившей большинство в парламенте. Хотя президент формально наделяется большими полномочиями, на практике он не оказывает серьезного влия­ния на осуществление государственной власти, как, например, в Германии. Парламентская республика — менее распростра­ненная форма правления, чем республика президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой, в значительной


§ 5. форма внутригосударственного устройства 19

мере саморегулируемой экономикой (Италия, Финляндия, Тур­ция и др.). В мире не так много таких стран. Россия еще очень далека от введения данной формы правления.

Существуют и другие виды республики: суперпрезидентская, смешанная (полупрезидентская или полупарламентская) респуб­лики.

Следует заметить, что форма правления не может быть вы­брана произвольно. Во многом она зависит от уровня сознания людей, проживающих в данном государстве.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных