Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формы внутригосударственного устройства




Каждое государство обладает своей собственной территори­ей, на которой проживает его население. Государственная власть распространяется на каждого человека, регулирует в той или иной мере все стороны его поведения. Однако многие во­просы, возникающие на местах, трудно разрешить из центра. Например, в Москве не могут знать всех проблем гражданина, живущего где-нибудь в Хабаровском крае. Поэтому возникает необходимость в распределении власти таким образом, чтобы какие-то вопросы решались централизованно, другие — на мес­тах.

Существует два способа распределения власти (рис. 1.4). Можно передать часть полномочий региональным органам го­сударственной власти, оставив их в подчинении центральных органов. В этом случае территория государства остается еди­ной, разделяющейся лишь на административные единицы (рай­оны, провинции), т. е. части территории, не обладающие госу­дарственностью, а существующие лишь для удобства управле­ния. Такие государства называются унитарными.

Однако возможен другой вариант, когда региональные орга­ны государственной власти самостоятельны в решении некото­рых государственных вопросов. В этом случае территория госу­дарства состоит из самостоятельных частей, обладающих госу­дарственностью и называющихся субъектами федерации, а само государство является федерацией.

Форма внутригосударственного устройства — это способ орга­низации государственной власти по территории, проявляющийся в статусе частей государства, в соотношении власти центра и мест.

2 Основы российского права



Глава 1. Теория государства


Рис. 1.4. Формы государственного устройства

Унитарное государство имеет следующие основные признаки:

1) единая структура государственного аппарата на террито­рии всей страны, распространяющего свою юрисдикцию в рав­ной степени в отношении территориальных единиц;

2) в основном равный юридический статус административ­но-территориальных единиц по отношению к центральным ор­ганам;

3) единое гражданство;

4) единая система права, основу которой составляет единая для всего государства конституция;

5) единая судебная система;

6) одноканальная система налогов.

Таким образом, в унитарном государстве имеет место цен­трализация управления и вводится прямой либо косвенный контроль над всеми органами местной власти. Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княже­ства, партикулы и т. п. — явление прогрессивное. Однако с развитием рыночных отношений, усилением интеграционных процессов унитарные государства уступают место государст-


§ 5. Форма внутригосударственного устройства 21

венным объединениям и, в частности, федеративным государ­ствам.

Федеративное государство — это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образова­ний в единое государство (США, ФРГ, Индия, Бразилия). Фе­деративная форма сложна и многолика. Тем не менее всем фе­дерациям свойственны общие черты:

1) территория федерации состоит из территорий ее субъек­тов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обла­дают определенной самостоятельностью. Степень суверенности отдельных субъектов федерации может быть разной;

2) в федерации существуют два уровня государственного ап­парата: федеральный и республиканский (уровень штата, зем­ли). Как правило, на высшем уровне федеративный характер государства проявляется в создании союзного (федеративного) парламента, одна из палат которого отражает интересы субъек­тов федерации;

3) наличие двойного гражданства, хотя чаще всего на прак­тике особых юридических последствий не порождающего;

4) субъекты федерации имеют право создавать свою право-вуюч систему, принимать свою конституцию, что, впрочем, не должно идти вразрез с общими правовыми началами, установ­ленными федерацией;

5) субъекты федерации могут иметь собственную судебную систему, и в таких случаях рассмотрение апелляций заканчива­ется в высшем суде субъекта федерации, а высшая судебная ин­станция федерации не рассматривает апелляции на решения судов их субъектов;

6) в федерации используется двухканальная система нало­гов — устанавливаются федеральные налоги и налоги ее субъ­ектов.

Различают федерации:

а) национальные, где субъекты образуются по национально­
му признаку, и территориальные;

б) симметричные, характеризуемые равным юридическим
статусом ее субъектов, и асимметричные — с разным статусом
субъектов.

Унитарные и федеративные государства представляют собой идеальные типы в том смысле, что в политической действи­тельности они никогда не встречаются в «чистом виде». Самое централизованное государство оставляет определенные рамки автономии некоторым местным или областным органам, тогда


22 Глава I. Теория государства

как федеральное государство имеет центральные органы, власть которых распространяется на всю территорию. Таким образом, различие между двумя формами государства — в степени, но не в сути, в уровне децентрализации политической власти.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных