Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И. А. Бунина о деревне. Проблема национального характера




Ряд произведений Бунина посвящен разоряющейся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал писатель ищет в патриархальном прошлом с его старосветским благополучием. Запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскудение их хозяев вызывают у Бунина чувство грусти и сожаления об ушедшей гармонии патриархального мира, об исчезновении целых сословий («Антоновские яблоки»), Во многих рассказах 1890—1900 гг. появляются образы «новых» людей, рассказы проникнуты предчувствием близких тревожных перемен. В начале 1900-х гг. лирический стиль ранней прозы Бунина меняется. В рассказе «Деревня» (1911 г.) отражены драматические раздумья писателя о России, о ее будущем, о судьбах народа, о русском характере. Бунин обнаруживает пессимистический взгляд на перспективы народной жизни. Рассказ «Суходол» поднимает тему обреченности дворянского усадебного мира, становясь летописью медленного трагического умирания русского дворянства (на примере столбовых дворян Хрущевых). И на любви, и на ненависти героев «Суходола» лежит печать тлена, ущербности, закономерности конца. Смерть старого Хрущева, убитого своим незаконным сыном, трагическая гибель Петра Петровича предопределены самой судьбой. Нет предела косности суходольского быта, доживающие свой век женщины живут одними воспоминаниями о прошлом. Заключительная картина церковного кладбища, «потерянных» могил символизирует потерю целого сословия. В «Суходоле» Бунин неоднократно проводит мысль о том, что души русского дворянина и мужика очень близки, все различия сводятся лишь к материальной стороне.

 

2. ППожалуй, ни один поэт в России не писал так много и с такой горечью о
судьбе народа и о его бесправном положении в обществе, как Н. А. Некрасов. Уже в его раннем творчестве этой теме посвящены многие стихи. Его пером двигало сочувствие к подневольным и ненависть к угнетателям. В раннем стихотворении «Родина» Некрасов показал, насколько уродует человека крепостное право, когда раб живёт хужесобаки, а поработитель превращается в настоящего хищника....

_И вот они опять, знакомые места,

Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,

Текла среди пиров, бессмысленного чванства,

Разврата грязного и мелкого тиранства:

Где рой подавленных и трепетных рабов

Завидовал житью последних барских псов…

Теме народного страдания посвящёны и более поздние стихи поэта: «В деревне», «Несжатая полоса». «Грустную думу» наводит на Некрасова вид несжатой полосы. Он тут же задумывается, почему пахарь не убрал урожай, что заставило его не выйти в поле. Поэт не говорит прямо о семье крестьянина, о том, что ожидает её холодной зимой. Но читатель сразу понимает, что неурожай обернётся для них голодом.

С особой силой мысль о бесправии народа прозвучала в стихах «Размышление у парадного подъезда». В первой части стихотворения идёт описание пышного подъезда, как к нему по торжественным дням подъезжает «целый город». Но по обычным дням вокруг подъезда сидят нищие, вдовы. Сюда, на поклон вельможе, издалека приходят «деревенские русские люди». У них «армячишка худой на плечах... крест на шее и кровь на ногах». Они прошли далёкий путь, чтобы в столице пожаловаться на своё разорение. Но швейцар, посмотрев на их убогий вид, не пустил их внутрь. А ведь, наверное, на этих мужиков надеялась вся деревня, значит, их положение совсем плохо, если они отправились в такой далёкий сложный путь. Но вельможе нет дела до страдания народа.

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его Бог!»

Только на Бога и осталось надеяться несчастным. Некрасов с горечью пишет:

.... Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

Но Некрасов видел не только забитость и убогость народа. Он видел в нём и удаль, и лукавство. Главное же — то, что именно силы народные создают на земле колоссальные строения вроде железной дороги. Об этом и говорится в стихотворении «Железная дорога». Повествование начинается с описания прекрасной осенней погоды.

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит...

На этом фоне ещё более страшной кажется история строительства железной дороги. На вопрос мальчика: «Кто строил эту дорогу?», папаша-генерал отвечает, что граф Клейнмихель. Поэта абсолютно не согласен с подобным утверждением. Ведь на самом деле дорогу строили простые люди; приложив для этого все свои силы, «гроб обрели здесь себе». И вот, постепенно вокруг поезда появляются их тени-призраки. Некрасов уверен, что силы их не пропали даром, они построили замечательную железную дорогу, и их труд не будет забыт. Строки Некрасова звучат как гимн во славу народу и его труду:

Эту привычку к труду благородную

Намбы не худо с тобой перенять...

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Некрасов верит в бессмертие духа и творческие силы русского народа. Именно в лице народа поэт видит строителей лучшего будущего России, которым подвластно пройти через все предназначенные судьбой испытания.

Вынесет воё — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль, только жить в эту пору прекрасную

Уже не придётся — ни мне, ни тебе.

Таким образом, тема народных страданий является формирующей в творчестве поэта. Сам Некрасов видит предназначение своей музы в правдивом и проникновенном освещении картины народных бедствий.

 

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных