Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Персонажи колыбельных песен




Исследовательская работа

«Колыбельные песни Русского Севера

(на примере песен Каргопольского и Приморского районов)»

Класс

 

Оглавление

 

 

1. Введение

2. Основная часть:

1) Опрос учащихся;

2) Персонажи колыбельных песен Русского Севера;

3) Темы колыбельных песен;

4) Особенности жанра колыбельных песен;

3. Вывод

4. Библиография

5. Приложения.


 

Введение

Известный собиратель русского фольклора XIX века П.Н.Рыбников писал: «Начиная от колыбели, песня провожает русского человека до детских игр, к забавам молодых лет, к первому пробуждению любовного чувства...»[4, с. 35]. Колыбельные песни - это верные спутники первых лет жизни маленького человека. Именно они способствуют зарождению таких высоких чувств, как любовь к матери, любовь к малой родине. Именно они пробуждают в ребёнке потребность в художественном слове, музыке, искусстве.

Среди разнообразных жанров устного народного творчества колыбельные песни являются едва ли не самым распространённым. Однако сегодня этот жанр уже можно отнести к исчезающим. И я считаю: это настоящая проблема для общества. Ведь как писал классик русской художественной литературы А.С.Пушкин, «изучение старинных песен необходимо для совершенного знания свойств русского языка». Эти знания лишь небольшая часть того, что могут дать нам колыбельные. Поэтому тему своей исследовательской работы «Колыбельные песни Русского Севера» (на примере песен Каргопольского и Приморского районов) я считаю актуальной. Осознание того, как колыбельные песни отражают состояние души ребёнка, влияют на его внутренний мир, очень важно.

Объектная область моего исследования - детский фольклор. Процесс познания в работе направлен на изучение колыбельных песен Каргопольского, Приморского районов. Основные темы, персонажи, особенности жанра, значение колыбельных песен - вот предмет моего исследования.

Главная цель исследовательской работы заключается в том, чтобы изучить колыбельные песни Русского Севера. В своей работе я поставила перед собой следующие задачи:

1) Изучить содержание, тематику, особенности жанра колыбельных песен Русского Севера (на примере песен Каргопольского и Приморского районов);

2) Выявить уровень знаний учащихся в исследуемой мною области;

3) Вызвать интерес старшеклассников к изучению поморского фольклора.

Для достижения цели и решения задач я использовала различные методы: делала наблюдения, проводила опрос среди 50 учащихся 10-11 классов средней общеобразовательной школы, изучала и анализировала имеющуюся литературу по данной теме, в основном это были художественные публицистические и научные статьи, а также архивные данные, принимала участие в работе научно-исследовательской экспедиции по целевой программе «Поющая Ненокса».

Мною было проведено интервьюирование местного населения по теме «Колыбельные песни». Затем полученные данные были проанализированы. [Приложение D, Е].

Основная часть

Опрос учащихся.

В процессе исследовательской работы был проведён опрос [Приложение А] среди 50 учащихся 10-11 классов по теме «Колыбельные песни Русского Севера» (на примере песен Каргопольского и Приморского районов). Данный опрос не только выявил уровень знаний учащихся в этой области, но и показал отношение подрастающего поколения к поднятой в работе проблеме. Учащимся были предложены пять вопросов:

1. Какие колыбельные песни вы знаете?

2. Какие колыбельные песни пели вам в детстве? Спросите у родителей.

3. Какие персонажи чаще всего встречаются в колыбельных песнях?

4. В чём заключаются особенности колыбельных как жанра устного народного творчества?

5. Какое значение имеют колыбельные песни в жизни человека? Какие качества формируют в ребёнке колыбельные песни?

На первый вопрос практически все опрошенные (96%) назвали только известные колыбельные, многократно ратируемые по радио и транслируемые по телевидению:

- Спи, моя радость, усни;

- Колыбельная медведицы;

- Спят усталые игрушки.

Эти современные песни значительно отличаются от старинных колыбельных, назначением которых было не только усыпить ребёнка, но и многократным повторением напевов сызмальства воспитать в нём любовь ко всему окружающему, в особенности любовь к труду, определяющему ценность человека в деревенской жизни.

На второй вопрос о том, какие колыбельные песни пели вам в детстве, не смогли ответить 8% опрошенных, обосновывая это тем, что родители не пели им колыбельные.

На Востоке про плохого человека говорят: «Ему мать не пела колыбельных песен». Но огромную значимость колыбельных подтверждает не только народная мудрость, но и наука. Учёные доказали, что это пение благоприятно воздействует на нервную систему, психологическое и эмоциональное состояние человека. А так как всё в нашем организме взаимосвязано, можно говорить, что колыбельные песни влияют на общее здоровье. Слушая колыбельную, ребёнок словно «купается» в ласке, расслабляется, песнь внушает ему чувство уверенности и защищённости, в таком состоянии ребёнок получает больше кислорода, что хорошо сказывается на его самочувствии, здоровье и развитии. Специалисты утверждают, что колыбельные песни лучше начинать петь с периода беременности, благодаря этому, родившись, ребёнок быстрее начнёт реагировать на мамин голос.

Большинство учащихся (90%) при ответе на второй вопрос назвали колыбельную «Баю, баюшки-баю, не ложися на краю» широкое распространение которая получила благодаря так полюбившемуся нами советскому фильму «Операция «Ы»», а также мультфильму «Бременские музыканты». Как правило, этим и исчерпывается репертуар современных колыбельных песен.

Лишь один человек из пятидесяти опрошенных назвал колыбельную, которая передавалась в их семье от бабушки [Приложение В]. Кольцевая композиция этой песни подчёркивает основную мысль: мать сравнивает неугомонного сыночка со сверчком, поющим за печкой. Аллитерация шипящих и глухих звуков ([с], [ч], [ш]) дарит ощущение тишины, спокойствия, а слова с уменьшительно-ласкательным значением («ночка», «капелька», «хлебушек») - ощущение бесконечной материнской доброты, ласки и любви.

Однако в наши дни эту «семейную» колыбельную можно назвать лишь «исключением из правил». Сегодня колыбельные утратили своё былое значение. Современные мамы в основном не знают старинных колыбельных песен, не умеют их петь, ссылаясь на постоянную занятость. Они считают, что быстрый темп жизни вытеснил колыбельные песни, поэтому ребенок должен привыкать к современной музыке.

На вопрос о том, какие персонажи чаще всего встречаются в колыбельных песнях, учащиеся дали следующие ответы:

- Животные: кот, собака, рыбка и др. (100%);

- Сон и Дрёма (6%).

Учащиеся в основном назвали только домашних животных, хотя исконно северными персонажами в северных колыбельных являются соболи и куницы, а также голуби, символизирующие мир и покой в доме.

На четвёртый вопрос о том, в чём заключаются особенности колыбельных как жанра устного народного творчества, ответили только 10% учащихся, отметившие лишь особую манеру исполнения. Остальные 90% затруднились с ответом на этот вопрос, что говорит об отсутствии глубоких знаний у подрастающего поколения в области детского фольклора.

Ответы на пятый вопрос выявили понимание респондентами смысла, цели, значения колыбельных песен.

На вопрос о том, какое значение имеют колыбельные песни в жизни человека, учащиеся ответили так:

-колыбельные песни передаются из поколения в поколение, являются семейной традицией;

-хлеб насущный и колыбель стоят рядом. Хлеб питает человека, а колыбель -душу;

-колыбельные являются важной частью воспитания ребёнка;

-колыбельные успокаивают, настраивают на отдых, дарят хороший сон;

-нет слов, какими бы можно было передать материнские чувства, выраженные в прекрасной мелодии колыбельной песни.

На вопрос о том, какие качества формируют колыбельные песни, учащиеся называли доброту, нежность, любовь, уверенность, защищённость.

Результаты опроса показали, что старшеклассники осознают значимость колыбельных песен. Однако это осознание происходит только на словах. На деле колыбельные изживают себя, незаметно уходят из повседневной жизни. И основная причина этому, на мой взгляд, духовное оскудение современных людей.

Персонажи колыбельных песен

Первой встретить ребёнка в этом мире призвана колыбельная песня - удивительный дар прошлого. Созданная в далёких веках, передаваясь из поколения в поколение, она дошла и до нашего времени, ведь не зря древние люди говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен.

Колыбельная песня - это лирический рассказ об окружающем ребенка мире и персонажах, живущих в нем.

В текстах северных колыбельных персонажи, убаюкивающие, усыпляющие ребёнка, делятся на 4 основные группы: персонификации идеи сна, представители животного мира, христианские образы, злые, страшные персонажи.

Колыбельные песни по-другому в народе называли байками. Это название произошло от глагола «баить» - говорить. Колыбельные байки - это еще и древние заговоры, с помощью которых матери оберегали своих детей. Такие тексты сближаются с заговорами как по смыслу, так и по структуре: «Сон да Дрёма, накатись на глаза...» Часто Сон и Дрёму к младенцу призывает поющая нянька. Тогда песня содержит обращение к ним, как к силам, способным побороть бессонницу.

Сон и Дрёма появляются в колыбельных, как правило, вместе. Они ходят, бродят, разговаривают, ссорятся, укладывают ребёнка спать. Основной сюжет, связанный с этими героями, - это поиски колыбели:

Уж как Сон идёт по очепу,

Дрёма да по лучкам.

Баю баю баю бай! [5, с. 64]

Персонажи животного мира, усыпляющие младенца, либо приглашаются к ребенку, либо приходят сами. Обычно в этой роли выступает кот. Его зовут укачивать ребёнка, или он сам нанимается на работу:

Приди Котик ночевать,

Приди Ванюшку качать,

Я те Котик заплачу:

На неделю дам харчу... [5, с.43]

Иногда в колыбельных песнях кот играет роль виновника всех бед. Нянька списывает на него все грехи или просто срывает на нём всю злость. Но главное, тем самым подчёркивается чистота и невинность души ребёнка [Приложение С, от Коковиной А. П.].

Кот в народной культуре - обладатель сна. Он приносит его из волшебного Заморья и отдаёт ребёнку:

Уж ты, Котинька-коток,

Котя, вострый коготок.

Кот из-за морьица

Сна приволок... [5, с.46]

Далёкая страна за морем, откуда кот тащит ребёнку сон, - в народе устойчивый образ «того света». Отнесённость к нему кота неслучайна - он прочно связан с нечистой силой, с иным миром.

Раньше кот, живущий в доме, был соотнесён в народном сознании с ребёнком, в этом доме же родившемся. Связь кота и сна, кота и ребёнка видна в обычае класть кота в колыбель прежде, чем туда будет положен ребёнок, что обеспечит последнему хороший сон.

Колыбельные, в которых рассказывается об отсутствии у ребёнка кого-то из родителей или ближайших родственников, задействованы персонажи христианской традиции: ангелы, Богородица, Христос, - ребёнок как бы перепоручается им.

Но особенно интересными мне показались тексты колыбельных песен, в которых рождение ребёнка описывается как непосредственное получение его родителями от Бога:

Бог тебя дал, Богородица дала,

Да пожаловала:

Она крылышком махнула

Да на окошечко пехнула... [5, с.59]

Христианским персонажам противопоставлены таящие опасность Бука и Бабай. Они мешают спать, запугивают ребёнка, хотят унести его с собой в далёкое мифологическое пространство, в мир смерти, но нянька успокаивает ребёнка тем, что не даст его в обиду, и он засыпает:

Под окном стоит бабай, да

Кричит: «Коленьку отдай!»

Баю бай, баю бай!

Колю мы не отдадим, да

Надо нам его самим.

Баю бай, баю бай! [5, с.71]

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных