ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Темы колыбельных песен.Колыбельные песни Приморского и Каргопольского районов Архангельской области можно разделить на 4 тематические группы: - Отражение сторон быта деревни Зачастую целью этих песен является приучение ребёнка к мысли о том, что труд -необходимая обязанность каждого и что ценность человека в обществе во многом зависит от его умения трудиться, от качества его работы. Одной из основных тем северных колыбельных является промысел. И это естественно, ведь жизнь поморов неразрывно связана с ним. В этих песнях можно найти отражения их быта: «худенько судёнышко», «отец ушел за рыбою» [Приложение D]. Значительное место занимают социальные темы -заботы и тяготы деревенской семьи, трудовое будущее ребёнка: Уж Стёпоньку разбудим, На работку поведём. Баюшки бай! На-ко, Стёпонька, коси, хоть Вдоль пожинки. Баюшки баю. [5, с.60] - Покупка подарков. Поездки в город за покупками, подарки всей семье тоже описываются в песнях ребёнку: «Матери- китайки, отцу- кумацю,сестре- пуговицу» [Приложение D]. - Пожелания ребенку: Во-первых, к этой группе я отнесла колыбельные с пожеланиями хорошего, крепкого сна: Спи-ко, милое дитя, да Без пробудушки у меня! Спи-ко, Тася, без пробуду, Я будить тебя не буду! Люлю лю, люлю лю! [5, с.78] Во-вторых, в эту группу вошли так называемые «смертные колыбельные». [Приложение С, от Киприяновой] На колыбельные с пожеланиями смерти ещё в XIX веке обратили внимание русские композиторы. Например, Н.А.Римский-Корсаков использовал сюжетные мотивы подобных колыбельных в «Сказке о царе Салтане». Среди фольклористов нет единого мнения о происхождении и значении «смертных колыбельных». Некоторые объясняют их появление социальными причинами, тяготами крестьянской жизни. Другие утверждают, что эти песни основаны на шуточном попрании самого святого и доброго для человека чувства - любви к своему ребёнку, что как раз и говорит о крепости и незыблемости этого чувства. По поводу происхождения «смертных колыбельных» бытует своё мнение среди пожилых жителей с. Ненокса Приморского района, где я принимала участие в работе этнографической исследовательской экспедиции по программе «Поющая Ненокса» в 2007 году. Они поведали, что, когда ребёнок умер или умирает, мать тем самым как бы оберегает малыша от окружающих его злых сил, которые, услышав о смерти ребёнка, оставляют его в покое. - Сюжетные мотивы, не рассчитанные на понимание ребёнка Взрослые нередко используют колыбельные песни, чтобы высказать свои мысли и переживания. Это и мечты о будущем ребёнка, и нарекания в адрес членов семьи «мать не ткёт, не прядёт, отец не пашет, не орёт, только водочку пьёт» [5, с.69], и повседневные трудности, огорчения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|