Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Темы колыбельных песен.




Колыбельные песни Приморского и Каргопольского районов Архангельской области можно разделить на 4 тематические группы:

- Отражение сторон быта деревни

Зачастую целью этих песен является приучение ребёнка к мысли о том, что труд -необходимая обязанность каждого и что ценность человека в обществе во многом зависит от его умения трудиться, от качества его работы. Одной из основных тем северных колыбельных является промысел. И это естественно, ведь жизнь поморов неразрывно связана с ним. В этих песнях можно найти отражения их быта: «худенько судёнышко», «отец ушел за рыбою» [Приложение D]. Значительное место занимают социальные темы -заботы и тяготы деревенской семьи, трудовое будущее ребёнка:

Уж Стёпоньку разбудим,

На работку поведём.

Баюшки бай!

На-ко, Стёпонька, коси, хоть

Вдоль пожинки.

Баюшки баю. [5, с.60]

- Покупка подарков.

Поездки в город за покупками, подарки всей семье тоже описываются в песнях ребёнку: «Матери- китайки, отцу- кумацю,сестре- пуговицу» [Приложение D].

- Пожелания ребенку:

Во-первых, к этой группе я отнесла колыбельные с пожеланиями хорошего, крепкого сна:

Спи-ко, милое дитя, да

Без пробудушки у меня!

Спи-ко, Тася, без пробуду,

Я будить тебя не буду!

Люлю лю, люлю лю! [5, с.78]

Во-вторых, в эту группу вошли так называемые «смертные колыбельные». [Приложение С, от Киприяновой]

На колыбельные с пожеланиями смерти ещё в XIX веке обратили внимание русские композиторы. Например, Н.А.Римский-Корсаков использовал сюжетные мотивы подобных колыбельных в «Сказке о царе Салтане».

Среди фольклористов нет единого мнения о происхождении и значении «смертных колыбельных». Некоторые объясняют их появление социальными причинами, тяготами крестьянской жизни. Другие утверждают, что эти песни основаны на шуточном попрании самого святого и доброго для человека чувства - любви к своему ребёнку, что как раз и говорит о крепости и незыблемости этого чувства. По поводу происхождения «смертных колыбельных» бытует своё мнение среди пожилых жителей с. Ненокса Приморского района, где я принимала участие в работе этнографической исследовательской экспедиции по программе «Поющая Ненокса» в 2007 году. Они поведали, что, когда ребёнок умер или умирает, мать тем самым как бы оберегает малыша от окружающих его злых сил, которые, услышав о смерти ребёнка, оставляют его в покое.

- Сюжетные мотивы, не рассчитанные на понимание ребёнка

Взрослые нередко используют колыбельные песни, чтобы высказать свои мысли и переживания. Это и мечты о будущем ребёнка, и нарекания в адрес членов семьи «мать не ткёт, не прядёт, отец не пашет, не орёт, только водочку пьёт» [5, с.69], и повседневные трудности, огорчения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных