ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности жанра колыбельных песенВ отдалённых от города районах колыбельные хотя и утратили своё былое значение, но всё-таки ещё являются частью быта, память каждой женщины хранит традиционные мелодические и поэтические формулы. До сих пор в деревнях Архангельской области непременной принадлежностью избы, где есть малыш, является старинная крестьянская колыбель - «люлька», или «зыбка», подвешенная за боковые ручки («лучки») к концу большой, слегка изогнутой жерди («очепу»). Другой конец очепа прикреплён к потолку. Сидя около люльки, женщина легонько поталкивает её: вверх - вниз, вверх - вниз, и в ритме этого равномерного покачивания негромко, вполголоса звучит байка. Особенностью северных баек является их длительность и связность сюжета, их сравнивают с «лоскутным одеялом, сотканных из ряда самостоятельных эпизодов» [9, с. 3]. Действительно, северные байки сложены как бы из крупных «блоков», связанных логикой сюжетного развития. Они отличаются целостностью текста, которая обычно встречается в других жанрах - лирических, хороводных. Известно, что ребёнок обладает повышенной чувствительностью к ритму и звучанию человеческой речи. Поэтому байки чрезвычайно богаты звуковыми повторами, аллитерациями (шипящие [ш], свистящие [с]), ассонансами (традиционное архангельское «оканье») [Приложение С, от Коковиной А. П.], разного рода рифмами. Повторность отдельных речевых элементов («баю-баю-баюшки, баю», «люли-люли-люли-лю»), как и мерность качания колыбели, отвечает назначению колыбельных песен. Но основная роль в достижении цели - успокоить, усыпить малыша - принадлежит напеву, его облику и характеру интонирования. В каждой местности, у каждой няньки есть свои излюбленные мелодические обороты. Одни используют постоянные сочетания их, многократно повторяя с почти буквальной точностью немудрёный напев. Другие, наделённые даром музыкальной импровизации, всё время изменяют попевки или их сочетания, избегая, однако, ярких контрастов. Мелодии таких песен рождают ощущение переливчатости, игры оттенков, каждый раз в чём-то неуловимо новых. Плавная мелодия, ритмическое сочетание слов действуют на ребёнка успокаивающе, и он засыпает.
Вывод Знание истоков помогает нам понять нравы, обычаи и обряды наших предков, перенять их опыт, продолжить народные традиции. Всё меньше и меньше становится сохраненных свидетельств, свидетельств о прошлом, поэтому необходимо привлекать внимание к тому бесценному богатству, которое досталось нам от наших предков, и сохранять это культурное наследие для настоящих и будущих поколений. Колыбельная песня - песня, исполняемая при убаюкивании ребенка, один из древнейших жанров фольклора всех народов. В одной статье говорится: «Колыбельные -жанр монофункциональный. Их единственная цель усыпить младенца» [9, с. 19]. Раньше эти слова не вызвали бы у меня ни малейшего сомнения, я просто бы не обратила на них внимания. Сегодня, завершая свою исследовательскую деятельность по теме: «Колыбельные песни Русского Севера» (на примере песен Каргопольского и Приморского районов) - я готова поспорить с этим высказыванием. Ведь в своей работе я доказала, что колыбельные призваны ещё и воспитать ребенка, передать через незамысловатые тексты, мотивы, мелодии, опыт поколений, уберечь от различных хворей и недугов, породить чувство «прекрасного». Издавна говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. Колыбельные являются первым знакомством малыша с родным языком. Они формируют словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове, объясняют значения «зла» и «добра». Никто специально не разучивает колыбельные песни. Они входят в жизнь, как необходимость, возникая из глубины памяти, воображения, сознания. Пение их - это приобщение к народной музыкальной культуре, традиционным ритмам. А между тем, несмотря на то что колыбельные играют большую роль в жизни человека, в сегодняшнем обществе они не вызывают интереса у молодого поколения. Бесценную для ребёнка нежность материнского пения заменяет искусственный звук телевизоров, компьютеров, музыкальных центров, что просто не может не сказаться на психическом состоянии ребёнка. В своей работе я хотела показать важность колыбельных песен в нашей жизни, важность тех неоценимо дорогих минут, что мать проводит у кроватки своего малыша, даруя ему частичку своей теплоты, ласки, частичку себя. Мы живём в мире климатического потепления и человеческого оледенения, в мире, где так мало любви, доброты, нежности и слишком много ненависти, зла, жестокости. Спасти эту ситуацию можем только мы сами, неся окружающим больше света и тепла. А для этого надо быть более отзывчивыми и чуткими к своим детям, ведь это наше будущее, наше продолжение. Я очень рада, что смогла убедить своих одноклассников в необходимости знания колыбельных песен. Я отметила, что учащиеся проявляют интерес не только к этому жанру устного народного творчества, но и вообще к фольклору Русского Севера, его культуре и истории. Библиография 1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор - Москва, 1957 г. 2. Баранова Д. А. Русские дети. - Москва, 1994 г. 3. Васильева 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики - Москва, Заметки журналиста, 1983 г. 4. Ельцова О. В. Поурочные разработки по литературе 6 класс - Москва, «ВАКО», 2007 г. 5. Ефименкова Б. Б. Колыбельные песни Вологодской и Архангельской областей - Москва, Советский композитор, 1977 г. 6. Капица О. И. Детский фольклор - Санкт-Петербург, 1935 7. Лукин. А. Песни над колыбелью - Архангельск, Северный комсомолец, 1978 г. 8. Мельников М. Н. Русский детский фольклор Сибири - Новосибирск, 1970 г. 9. Русский фольклор. Материалы и исследования Российской академии наук -Москва, 1973 г. 10. Хафизова Р. Л. Баю - баюшки, не ложися на краюшке - Архангельск, Русская речь, 2000 г. 11. П.Хотемова Л. В. Новые подходы к организации детского отдыха - Санкт-Петербург, История социальной культуры, 2002 г. Приложение F
Приложение Д
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|