Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Органы судебной власти Российской Федерации




Юрисдикционная деятельность. Осуществление судебной вла­сти возложено на совокупность судебных органов от самых ни­зовых до верховных. Каждый судебный орган разрешает кон­кретные дела совершенно самостоятельно, руководствуясь толь-


1 7 4 Глава 3. Конституционное право

ко законом и правосознанием. Совокупность судов именуется юстицией (от лат. justitia — справедливость), а деятельность су­дов по разрешению правовых конфликтов — юрисдикционной (правосудием) и соответственно предметная и пространственная сфера этой деятельности — юрисдикцией (от лат. juridictio — су­дебное разбирательство, судебный округ). Деятельность по раз­решению споров с созданием соответствующих органов может быть присуща и представительным органам (например, комис­сии по этике при палате парламента), и исполнительным орга­нам (например, ведомственному арбитражу), однако это своего рода исключения из правил и, кроме того, такая деятельность в демократическом государстве всегда подконтрольна суду.

Юрисдикционная деятельность должна быть правосудной, т. е. основываться на праве и заканчиваться вынесением под­линно правовых решений по разбираемым конфликтам. Соци­альная роль судебной власти состоит в утверждении господства права в обществе.

Из трех властей, существующих в обществе, судебная власть — самая слабая в том смысле, что она не опирается на волеизъявление избирателей и не может найти у них поддерж­ки; она не располагает, как исполнительная власть, значитель­ными финансовыми и силовыми средствами. Сила судебной власти имеет нематериальный характер и состоит в уважении цивилизованного общества к праву и суду.

Особенности судебной власти. Эти особенности подчеркива­ют ее специфичность в системе государственной власти. К ним относятся следующие.

1. Судебная власть осуществляется только судом. Это означа­ет, что в России нет и не может быть, кроме судов, никаких го­сударственных, общественных и иных органов, которые бы раз­решали и рассматривали гражданские, административные, уго­ловные и другие дела. Существующие в нашей стране различные товарищеские, третейские суды, суды чести, инфор­мационные суды и прочие, не предусмотренные Конституцией и федеральными законами, не входят в судебную систему, су­дебной властью не обладают и не могут применять меры госу­дарственного принуждения. Разумеется, они не должны содер­жаться на средства налогоплательщиков. Конституция не до­пускает и создания чрезвычайных судов.

2. Исполнять обязанности судьи могут граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Закон «О статусе


§ 15. Органы судебной власти Российской Федерации 175

судей в Российской Федерации» устанавливает и дополнитель­ные требования к судьям: они должны избегать действий, со­вершенных как при исполнении судейских обязанностей, так и во внеслужебных отношениях, умаляющих авторитет судебной власти; не избираться депутатами, не принадлежать к полити­ческим партиям и движениям, не заниматься предпринима­тельской деятельностью или другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной твор­ческой деятельности.

3. Судьи независимы и подчиняются только закону. Независи­
мость судей позволяет им беспристрастно, объективно, спра­
ведливо рассматривать правовые конфликты. Гарантиями неза­
висимости судей являются:

• исключение постороннего воздействия на судей в момент вынесения судебного решения (тайна совещательной комнаты);

• преследование по закону любого вмешательства в деятель­ность по осуществлению правосудия;

• освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;

• предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу;

• особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества и др.

 

4. Судьи несменяемы. Это означает, что после наделения су­дьи полномочиями в установленном порядке деятельность су­дьи не ограничивается определенным сроком, судья не подле­жит переводу на другую должность или в другой суд без его со­гласия, судью нельзя освободить от должности без его доброй воли. В законе устанавливаются исчерпывающие основания прекращения или приостановления полномочий судьи, кото­рые допускаются по решению квалификационной коллегии су­дей, например, ухудшение состояния здоровья, привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение под стражу, занятие деятельностью, несовместимой с судебной. Возможны и письменное заявление судьи об отставке, истечение срока полномочий судьи (если такой установлен законом — для ми­ровых судей, судей, избираемых впервые сроком на три года), утрата гражданства, смерть судьи, совершение поступка, позо­рящего честь и достоинство судьи, и некоторые другие.

5. Судьи неприкосновенны. Согласно закону неприкосновен­ность распространяется на личность судьи, его жилище, служеб­ное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, ис-


176 Глава 3. Конституционное право

пользуемые им транспорт и средства связи. Судья не может быть привлечен к уголовной, административной, дисциплинарной ответственности иначе как в особом порядке, установленном федеральным законом. Здесь велика роль квалификационной и судейской коллегий судей, которые предварительно разбирают­ся в том, не является ли обвинение судьи ложным, и выступают тем самым заградительным барьером на пути лишения судьи не­прикосновенности.

6. Судебная деятельность осуществляется в особой судебной
форме.
Судебный порядок разрешения дел отнимает много вре­
мени именно потому, что судебная процедура очень сложна.
Процессуальная форма судебной деятельности — это еще один
барьер на пути принятия скороспелого и несправедливого судеб­
ного решения. Судебное разбирательство не только сложное,
длительное, но и дорогое. И государство его оплачивает лишь
частично, относя расходы на лиц, участвующих в процессе (су­
дебные пошлины, штрафы и т. п.). Несмотря на то что правосу­
дие имеет немалую цену, оно позволяет обществу обрести ценно­
сти более высокого порядка (свободу, справедливость и т. д>).

7. Судебное разбирательство является открытым. Любые граж­дане могут свободно войти в зал судебного заседания и находить­ся в нем во время слушания дела. Рассмотрение дела в закрытом заседании может допускаться только в случаях необходимости, в строгом соответствии с законом, например, если существует воз­можность разглашения государственной тайны или в целях пре­дотвращения разглашения интимных сведений о лицах, участ­вующих в деле, как, например, по делам об изнасиловании. Но даже по этим делам приговор провозглашается публично.

8. Не допускается заочное рассмотрение уголовных дел. Суд обязан непосредственно исследовать доказательства по делу, допросить подсудимых, потерпевших, свидетелей и других лиц, осмотреть вещественные доказательства, огласить протоколы и иные документы. Участие подсудимого в уголовном процессе обязательно. Закон разрешает рассмотреть дело в его отсутствие только в исключительных случаях: когда он находится вне пре­делов государства и уклоняется от явки в суд, когда подсуди­мый ходатайствует о судебном разбирательстве в его отсутст­вие, но при этом он обвиняется в преступлении, за которое не может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

9. Судопроизводство осуществляется на основе состязательно­сти и равноправия сторон. Оно может быть начато только при наличии заявления истца, обвинительного акта прокурора или


§ 1 5. Органы судебной власти Российской Федерации 1 7 7

жалобы потерпевшего, настаивающих перед судом на удовле­творении своих требований. Но другая сторона (ответчик, под­судимый) вправе приводить аргументы в свою защиту либо са­мостоятельно, либо используя специалистов в области права (адвокатов). Обе стороны равноправны, т. е. пользуются одина­ковыми правами для защиты своих прав. Решение по разбирае­мому делу выносит суд, который не связан доводами сторон и свободен в оценке представленных ими доказательств, а также независим от любых посторонних влияний.

10. Судопроизводство осуществляется в случаях, предусмотрен­ных федеральным законом, с участием присяжных заседателей.

Речь идет о наиболее тяжких преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь. Обычно такие дела рассматрива­ют суды субъектов Федерации (областные, краевые, республи­канские). Вот почему суды присяжных заседателей образуются при судах субъектов Федерации. Приговоры, вынесенные судом присяжных, могут быть обжалованы или опротестованы в касса­ционную палату Верховного Суда Российской Федерации.

Структура судебной власти. Судебная власть в Российской Федерации состоит из трех ветвей (рис. 3.3).

I. Конституционные суды. Конституционный Суд России и конституционные суды в республиках, а также уставные суды в краях и областях составляют первую ветвь судебной власти. Их основная задача состоит в проверке на соответствие Конститу­ции РФ актов органов государственной власти.

Состав Конституционного Суда. Деятельность Конституцион­ного Суда РФ регулируется ст. 125 Конституции и Законом о Конституционном Суде (1994 г.). Конституционный Суд состо­ит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представ­лению Президента России. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Полномочия же конкретного су­дьи такое ограничение имеют: он не может занимать должность более 12 лет. Ограничен и предельный возраст для пребывания в должности судьи — 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.

Структура Конституционного Суда. В его составе выделяются две палаты, включающие соответственно десять и девять судей. Персональный состав определяется путем жеребьевки, прово­димой в соответствии с Регламентом Конституционного Суда. Состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Полномочия председательствующего на заседани­ях палаты выполняются судьями палаты по очереди. Судом



178 Глава 3. Конституционное право

Рис. 3.3. Структура судебной власти

проводятся пленарные заседания, на которых рассматриваются наиболее важные вопросы.

Возглавляет Конституционный Суд Председатель, который руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их, председательствует на них; представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами, общественными объединениями, осуществляет общее руководство аппаратом Суда и др. Председатель Конституционного Суда издает прика­зы и распоряжения.

Заместитель Председателя Конституционного Суда выполняет по уполномочию Председателя отдельные его функции, а также выполняет другие обязанности, возложенные на него Консти­туционным Судом.

1 Институты мировых судей пока созданы не во всех субъектах Фе­дерации.


§ 15. Органы судебной власти Российской Федерации 1 7 9

Судья-секретарь осуществляет непосредственное руковод­ство работой аппарата, организационно обеспечивает подготов­ку и проведение заседаний Суда, доводит до сведения соответ­ствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом; организует информационное обес­печение судей и др.

Избираются указанные должностные лица сроком на три го­да на пленарном заседании Конституционного Суда тайным го­лосованием большинством голосов от общего числа судей.

Конституционный Суд в своей деятельности руководствует­ся следующими принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Компетенция Конституционного Суда весьма широка. Ею суд наделяется для защиты основ конституционного строя, основ­ных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верхо­венства и прямого действия Конституции РФ на всей террито­рии России.

1. Конституционный Суд решает дела о соответствии Кон­
ституции РФ:

а) федеральных законов, актов Президента России, Совета
Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, краев и областей, а также
законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, издан­
ных по вопросам, относящимся к ведению органов государствен­
ной власти Российской Федерации и совместному ведению фе­
деральных органов и органов власти субъектов Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Рос­
сии и органами власти субъектов Федерации, договоров между
органами власти субъектов Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Россий­
ской Федерации.

2. Разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами власти Федерации и субъектов Федера­
ции;

в) между высшими государственными органами субъек­
тов РФ.

3. Проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

4. Дает толкование Конституции РФ.

7 Основы российского права


180 Глава 3. Конституционное право

5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента России в государственной измене или совершении тяжкого преступления.

6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Внутренняя деятельность Конституционного Суда регулиру­ется его Регламентом. Решения Конституционного Суда обяза­тельны для всех и обжалованию не подлежат.

II. Суды общей юрисдикции. Эти суды осуществляют уголов­ное, гражданское, административное и иные виды судопроиз­водства.

Основным (нижним) звеном второй ветви судебной власти являются районные (городские) суды. Они рассматривают основ­ную массу дел, им подсудны практически все дела, кроме тех, которые переданы в ведение вышестоящих судов. На эти суды возлагается и обеспечение исполнения судебных решений, кон­троль за деятельностью и законностью действий органов, веду­щих расследование дел, в частности, за законностью арестов.

Суды среднего звена — это суды субъектов Федерации (республи­канские, областные, краевые, окружные, городов Москвы и Санкт-Петербурга). Количество судей в этих судах неодинаково и зави­сит от численности населения субъекта Федерации. Они рассмат­ривают по первой инстанции дела о наиболее опасных преступле­ниях (например, дела о взятках, крупных хищениях), выступают в роли судов второй (кассационной) Инстанции, а также осуществ­ляют проверку решений судов нижнего звена (в порядке надзора).

Военные суды — это специализированные суды, но они явля­ются органичной частью судебной системы, о чем свидетельст­вует тот факт, что высшей инстанцией для военных судов явля­ется Верховный Суд России. Система военных судов состоит из судов основного звена (военные суды гарнизонов, объединений армий, флотилий), среднего звена (военные суды военных ок­ругов, флотов групп войск, судов видов, родов войск) и, нако­нец, высшего звена (Военная коллегия Верховного Суда Рос­сийской Федерации). Военные суды рассматривают дела о пре­ступлениях военнослужащих и военнообязанных, совершенных во время военных сборов, и некоторые другие.

Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрис­дикции. Он имеет следующие судебные полномочия:

1) рассмотрение дел по первой инстанции, если они отлича­ются особой сложностью и особой важностью;


§15. Органы судебной власти Российской Федерации 1 8 1

2) проверка обоснованности и законности решений, не
вступивших в законную силу (по второй кассационной инстан­
ции);

3) проверка приговоров, вступивших в законную силу (в.по-
рядке надзора).

Организационные полномочия Верховного Суда также очень значимы:

1) изучение и обобщение судебной практики, судебной ста­тистики;

2) дача руководящих разъяснений законов, которые обяза­тельны для всех судов (вынесение постановлений Пленумом Верховного Суда РФ);

3) осуществление права законодательной инициативы.

III. Арбитражные суды. Эти суды разрешают споры между юридическими лицами, а также гражданами-предпринимателя­ми, государственными органами:

1) в сфере экономики (о заключении и расторжении догово­ров, исполнении договорных обязательств, о признании права собственности, о возмещении убытков и др.);

2) в сфере управления, касающейся действий органов ис­полнительной власти;

3) между органами исполнительной власти субъектов Феде­рации;

4) о банкротстве;

5) о защите чести, достоинства и деловой репутации субъек­тов предпринимательской деятельности;

6) о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке и др.

Основную нагрузку в рассмотрении дел, относящихся к ве­дению арбитражных судов, несут арбитражные суды субъектов Федерации. Они являются нижним звеном в системе арбитраж­ных судов.

Федеральные окружные арбитражные суды являются судами по проверке законности и обоснованности решений арбитраж­ных судов субъектов Федерации в кассационной инстанции.

Высший Арбитражный Суд в первой инстанции рассматрива­ет жалобы на ненормативные акты Президента, палат Феде­рального Собрания, Правительства, нарушающие права и за­конные интересы организаций и граждан-предпринимателей, а также экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Федерации, между субъектами РФ. В его компетен­цию входит и рассмотрение дел в порядке надзора. В обязанно-


182 Глава 3, Конституционное право

сти Высшего Арбитражного Суда входит изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенство­ванию законов, он может выступать с законодательной ини­циативой и др.

В целом же надо отметить, что судебная власть — это дейст­венный и необходимый инструмент, посредством которого пра­во воздействует на общественные отношения, инструмент не единственный, но главенствующий в конфликтных ситуациях.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных