Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Местное самоуправление. Понятие местного самоуправления.Управление местными делами у нас существовало всегда, однако местное самоуправ­ление в нашей стране появилось лишь в конце




Понятие местного самоуправления. Управление местными делами у нас существовало всегда, однако местное самоуправ­ление в нашей стране появилось лишь в конце 1980-х — нача­ле 1990-х гг. После октябрьской революции 1917 г., вопреки тезису К. Маркса о периоде социалистического государства как об обратном поглощении государственной власти общест­вом, зачатки местного самоуправления, существовавшие в цар­ской России, были полностью уничтожены. Вместо этого на местах были организованы местные советы и их исполнитель­ные комитеты, которые являлись частью единой централизо­ванной системы органов государственной власти, построенной по принципу демократического централизма, что на практике вылилось в концентрацию государственной власти в высших эшелонах системы государственных органов. Другими словами, местные советы являлись лишь «агентами» вышестоящих орга­нов государственной власти и были лишены сколько-нибудь ощутимой самостоятельности в решении вопросов местного значения. Положение усугубилось тем, что на деле воля сове­тов подменялась решениями аппарата КПСС.

Интерес к идее местного самоуправления появился в конце 1980-х — начале 1990-х гг, что было связано с демократизацией советского общества и с начавшимся процессом децентрализа­ции управления государством. Необходимо заметить, что пере­ход от единой системы советов к системе органов местного са­моуправления был постепенным и на практике еще не завер­шился.

Важнейшим этапом в развитии местного самоуправления стало принятие Конституции РФ 1993 г., где была закреплена классическая, идеальная его модель, реализовать которую будет достаточно сложно, хотя к этому необходимо стремиться.


§ 1 6. Местное самоуправление 1 8 3

Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою от­ветственность деятельность населения определенной территории по р е ш е н и ю вопросов местного з н а ч е н и я исходя из интересов населения.

Суть местного самоуправления заключается в автономности от других органов государственной власти, самостоятельности населения в решении местных проблем. Органы местного само­управления не входят в систему органов государственной власти, а, значит, последние не могут давать обязательных указаний му­ниципальным органам. В самом деле, ведь местное население наверняка лучше разбирается в своих проблемах и сможет найти лучшие пути их разрешения. Следовательно, вполне допустимо власть местного самоуправления назвать «четвертой властью», существующей в нашем обществе (рис. 3.4).


Рис. 3.4. Система и формирование органов местного самоуправления

Однако такое положение отнюдь не означает, что местное са­моуправление — это государство в государстве, что оно абсолют­но отделено от государства. Дело в том, что Российская Федера­ция и ее субъекты обладают определенными правами по отно­шению к местному самоуправлению. К их совместному ведению относится установление общих принципов организации местно­го самоуправления, что выражается в принятии законов России-


184 Глава '3. Конституционное право

ской Федерации и субъектов РФ о местном самоуправлении, где четко определяется круг вопросов местного значения, самостоя­тельно решаемых муниципальными органами, в общих чертах устанавливаются территориальная, организационная, экономи­ческая основы местного самоуправления, его полномочия, а так­же гарантии и ответственность.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, сель­ских округах (волостях, сельсоветах), районах (уездах), районах в городе. Эти территории называются муниципальными образо­ваниями, границы которых устанавливаются и изменяются ор­ганом государственной власти субъекта РФ с учетом мнения населения соответствующих территорий. В целях защиты кон­ституционного строя, обеспечения обороны страны и безопас­ности государства федеральным законом на отдельных терри­ториях может быть ограничено право граждан на осуществле­ние местного самоуправления.

Как видно, законом допускается возможность существова­ния одного муниципального образования внутри другого (на­пример, село внутри района, район в городе). В настоящее время не допускается подчиненность одного муниципального образования другому, в противном случае подчиненное муни­ципальное образование не было бы самостоятельным, что на­несло бы вред его муниципальной природе. В такой ситуации речь должна идти о разграничении полномочий между двумя муниципальными образованиями, чтобы каждое из них сохра­няло самостоятельность в своей сфере.

В каждом муниципальном образовании принимается устав, который должен соответствовать Конституции, законам Рос­сийской Федерации и законам субъектов РФ и который должен быть зарегистрирован в порядке, установленном субъектом РФ. В уставе указываются границы, состав территории муниципаль­ного образования, вопросы местного значения, отнесенные к ведению муниципального образования, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их компе­тенция, формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения и др.

Компетенция местного самоуправления* К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ и субъектов РФ.


§ 1 6. Местное самоуправление 1 8 5

В частности, это вопросы владения, пользования и распоряже­ния муниципальной собственностью, местный бюджет, установ­ление местных налогов и сборов, содержание и использование муниципального жилищного фонда, муниципальные учрежде­ния образования, здравоохранения, охрана общественного по­рядка, контроль за использованием земель, энерго-, газо-, теп­ло-, водоснабжение, дороги, транспортное обслуживание и т. д.

Формы решения местных вопросов. Они могут быть различ­ными. Население может выражать свою волю как непосредст­венно, так и через органы местного самоуправления.

К формам непосредственного решения вопросов относятся:

1. Местный референдум. Решение о его проведении прини­мается представительными органами местного самоупрайления по требованию населения или по собственной инициативе. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Решение, принятое на ре­ферендуме, не нуждается в утверждении какими-либо органа­ми. Если для его реализации требуется издание какого-либо нормативно-правового акта, орган местного самоуправления обязан принять такой акт.

2. Муниципальные выборы. В настоящее время местные вы­боры построены по образцу федеральных выборов. Так, выбо­ры депутатов, членов иных выборных органов местного само­управления, выборных должностных лиц осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Избирательным правом обладают гражда­не, достигшие 18 лет и постоянно проживающие на территории муниципального образования, кроме лиц, признанных судом недееспособными, а также лиц, содержащихся в местах лише­ния свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Правом выдвижения кандидатов обладают группы избирателей и избирательные объединения. В основе последних лежат отде­ления общефедеральных и региональных политических партий, общественных организаций и др.

Представляется, что данная конструкция не совсем удачна. Дело в том, что при решении вопросов местного значения (доро­ги, тепло, свет, газ, канализация, здравоохранение и т. п.) поли­тические взгляды кандидатов не имеют большого значения, по­этому и выборы должны носить неполитический характер. Вслед­ствие этого партии не должны обладать правом выдвижения кандидатов. Можно допустить к голосованию и иностранцев, и


186 Глава 3. Конституционное право

лиц без гражданства, проживающих на данной территории. Кро­ме того, должны обладать избирательным правом и лица, хотя по­стоянно и не проживающие на территории муниципального об­разования, но имеющие там недвижимость, так как решения ор­ганов местного самоуправления несомненно затрагивают их интересы. Кроме того, в небольших населенных пунктах возмож­но проведение открытых выборов на собраниях и сходах граждан.

3. Собрания и сходы граждан. Представляется, что это наибо­лее демократическая форма решения вопросов местного значе­ния, так как в отличие от референдума здесь не только санк­ционируется заранее подготовленное решение, но и происхо­дит выработка самого текста решения.

Законодательство предусматривает два вида собраний (схо­дов):

а) собрание (сход) существует наравне с представительными
органами местного самоуправления. В этом случае оно не мо­
жет осуществлять исключительные полномочия представитель­
ного органа. В остальном его компетенция определяется в уста­
ве муниципального образования;

б) в уставе может быть предусмотрено, что представитель­
ный орган местного самоуправления вообще не создается, а его
полномочия осуществляются сходом (собранием) граждан.

Такая форма решения населением вопросов местного значе­ния, как сход, возможна и целесообразна в небольших населен­ных пунктах, в противном случае сход будет неработоспособен.

Население может осуществлять свое право на местное само­управление и через муниципальные органы. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоя­тельно, однако Российская Федерация определяет общие прин­ципы осуществления местного самоуправления через органы. Одним из таких принципов является следующий: население го­рода, района, села обязательно должно иметь выборный (пред­ставительный) орган местного самоуправления.

Представительный муниципальный орган обладает исключитель­ной компетенцией, к которой относятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление местных нало­гов и сборов; установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; контроль за деятельностью всех других органов и должностных лиц местного самоуправления.

Детально компетенция представительного органа определя­ется в уставе муниципального образования. Уставом может быть предусмотрена должность главы муниципального образова-


§ 1. Понятие административного права 1 8 7

ния — выборного должностного лица, возглавляющего деятель­ность по осуществлению местного самоуправления. Он может избираться как непосредственно населением, так и представи­тельным органом местного самоуправления из своего состава. Компетенция главы муниципального образования также опре­деляется уставом муниципального образования.

Конституция РФ устанавливает, что органы местного само­управления могут наделяться законом отдельными государст­венными полномочиями с передачей необходимых для их осу­ществления материальных и финансовых средств. Муниципаль­ные органы ответственны за осуществление этих полномочий только в рамках переданных средств. В отношении этих полно­мочий органы местного самоуправления теряют независимость от органов государственной власти, так как реализация пере­данных полномочий подконтрольна государству.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных