ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Поэзия С. Есенина. Идейно-художественные особенности произведенийПервые стихи Есенина появились в печати в январе 1914 года и поразили читателя искренностью, яркостью поэтического видения и цельностью мироощущения. Сближение в 1915 году с крестьян скими поэтами Н.Клюевым и С.Клычковым было не случайным: их объединяла ориентация на православие, крестьянскую культуру и опора на национальные культурные традиции. Все раннее творче ство и первый сборник стихов поэта «Радуница» (1916) связаны с этой философскоэстетической установкой. Образ Родины у Есенина, особенно в ранних стихах, связан с русской деревней, с родной рязанской землей, а разлука с ней при дает стихам особую лиричность и теплоту. Он почти интимно обра щается к родине, как к близкому человеку в стихотворении «Русь» (1914): «Ой ты, Русь, моя родина кроткая...». И полермонтовски называет необъяснимой, как всякое подлинное чувство, свою лю бовь к России. «Но люблю тебя, родина кроткая! / А за что — разга дать не могу...»: Родина для поэта — «край любимый». Образ роди ны сливается с образом природы и душой лирического героя. В этом органическом и гармоничном единстве радость и счастье лириче ского героя. Оно дает ему ощущение своей связанности с миром, оправданности собственного существования:1 9 3 Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. («Край любимый! Сердцу снятся...» 1914) Земное и небесное, человеческое и природное проникают друг в друга, сливаясь в единый мир. Именно так в крестьянском созна нии природа, родина неотделимы от жизни человека. Для Есенина раннего периода творчества «Русь, моя родная» под покровительством и заступничеством Миколы (святого Николая Чудотворца) — земной рай, где царят лад, гармония, единение с природой. Это «голубая» страна. «Голубой» цвет — цвет неба, — определяющий в цветовой палитре стихов о Родине, что подчерки вает духовную силу, святость Руси. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная...» (1914) бескрай ность ее просторов («не видать конца и края») имеет не только про странственногеографический смысл, но и духовный. Русь — свя тая земля. Ключевой образ этого стихотворения — крестьянская изба (этот образ проходит как один из важнейших параметров есе нинской модели мира через все творчество) — сравнивается Есе ниным с иконой — «хаты — в ризах образа». А сам лирический ге рой подобен богомольцу. Есть в стихотворении и образ храма: Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас... Религиозная лексика и образность подчеркивают духовное начало Родины. Именно эта ипостась России определяет патриотическое чув ство лирического героя, безоглядную любовь и верность Родине: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Стихотворение «Запели тесаные дроги...» (1916) также харак терно для первого периода творчества поэта. Русь в этом стихотво рении необычайно духовна. Образный ряд стихотворения подчер кивает ее православную сущность. Всюду поэту сопутствуют «ча совни», «поминальные кресты», «на известку колоколен невольно крестится рука». Даже «родные степи звенят молитвословным ко вылем». Природа одухотворена в поэтическом мире Есенина. Русь не статична, все в ней находится в движении. Она необъятна и1 9 4 бесконечна: «О, Русь — малиновое поле / И синь, упавшая в реку». В чувстве патриотизма лирического героя подчеркивается ирра циональное начало, как и в знаменитом стихотворении Лермон това «Родина». Любовь к Родине — глубокое чувство: «Но не лю бить тебя, не верить — / Я научиться не могу». Важным вырази тельным средством оказывается цвет. Именно он создает ощуще ние многомерности, загадочности Руси. Насыщенные, яркие цве та — малиновый, синий — цвета радости, праздника. Но есть в этом стихотворении и другая цветовая гамма, в ней цвет приглушен, выражен опосредованно («известка колоколен», «туманный бе рег»). Он знак вечной загадки Руси. В стихах дооктябрьского периода Россия ассоциируется для Есе нина с деревенским патриархальным, православным миром, тема Родины сливается с темой природы. Поэтому цветовая гамма в изо бражении Родины — это естественные природные цвета. Голубой и синий — цвета неба; малиновый — цвет заката; золотой — цвет солнца и колосящегося поля пшеницы. Любовь к Родине одухотво ряла картины родной природы, придавала этим стихам эмоциональ ную приподнятость и гармоничность. Не случайно Есенин в статье «Быт и искусство» увязывал именно эти начала, критикуя друзей имажинистов: «у собратьев моих нет чувства родины во всем ши роком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласовано все. Поэтому они так и любят тот диссонанс, который впитали в себя с удушливыми парами шутовского кривляния ради самого кривля ния». (Подчеркнуто мной — И.С.). С революцией 1917 года в поэзии Есенина появляется новое ощущение России, надежда на преображение мира, создание «му жицкого рая», что отразилось в поэме «Инония» (1918).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|