Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Поэзия С. Есенина. Идейно-художественные особенности произведений




Первые стихи Есенина появились в печати в январе 1914 года и

поразили читателя искренностью, яркостью поэтического видения

и цельностью мироощущения. Сближение в 1915 году с крестьян­

скими поэтами Н.Клюевым и С.Клычковым было не случайным: их

объединяла ориентация на православие, крестьянскую культуру и

опора на национальные культурные традиции. Все раннее творче­

ство и первый сборник стихов поэта «Радуница» (1916) связаны с

этой философско­эстетической установкой.

Образ Родины у Есенина, особенно в ранних стихах, связан с

русской деревней, с родной рязанской землей, а разлука с ней при­

дает стихам особую лиричность и теплоту. Он почти интимно обра­

щается к родине, как к близкому человеку в стихотворении «Русь»

(1914): «Ой ты, Русь, моя родина кроткая...». И по­лермонтовски

называет необъяснимой, как всякое подлинное чувство, свою лю­

бовь к России. «Но люблю тебя, родина кроткая! / А за что — разга­

дать не могу...»: Родина для поэта — «край любимый». Образ роди­

ны сливается с образом природы и душой лирического героя. В этом

органическом и гармоничном единстве радость и счастье лириче­

ского героя. Оно дает ему ощущение своей связанности с миром,

оправданности собственного существования:1 9 3

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

(«Край любимый! Сердцу снятся...» 1914)

Земное и небесное, человеческое и природное проникают друг

в друга, сливаясь в единый мир. Именно так в крестьянском созна­

нии природа, родина неотделимы от жизни человека.

Для Есенина раннего периода творчества «Русь, моя родная» под

покровительством и заступничеством Миколы (святого Николая

Чудотворца) — земной рай, где царят лад, гармония, единение с

природой. Это «голубая» страна. «Голубой» цвет — цвет неба, —

определяющий в цветовой палитре стихов о Родине, что подчерки­

вает духовную силу, святость Руси.

В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная...» (1914) бескрай­

ность ее просторов («не видать конца и края») имеет не только про­

странственно­географический смысл, но и духовный. Русь — свя­

тая земля. Ключевой образ этого стихотворения — крестьянская

изба (этот образ проходит как один из важнейших параметров есе­

нинской модели мира через все творчество) — сравнивается Есе­

ниным с иконой — «хаты — в ризах образа». А сам лирический ге­

рой подобен богомольцу. Есть в стихотворении и образ храма:

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас...

Религиозная лексика и образность подчеркивают духовное начало

Родины. Именно эта ипостась России определяет патриотическое чув­

ство лирического героя, безоглядную любовь и верность Родине:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Стихотворение «Запели тесаные дроги...» (1916) также харак­

терно для первого периода творчества поэта. Русь в этом стихотво­

рении необычайно духовна. Образный ряд стихотворения подчер­

кивает ее православную сущность. Всюду поэту сопутствуют «ча­

совни», «поминальные кресты», «на известку колоколен невольно

крестится рука». Даже «родные степи звенят молитвословным ко­

вылем». Природа одухотворена в поэтическом мире Есенина. Русь

не статична, все в ней находится в движении. Она необъятна и1 9 4

бесконечна: «О, Русь — малиновое поле / И синь, упавшая в реку».

В чувстве патриотизма лирического героя подчеркивается ирра­

циональное начало, как и в знаменитом стихотворении Лермон­

това «Родина». Любовь к Родине — глубокое чувство: «Но не лю­

бить тебя, не верить — / Я научиться не могу». Важным вырази­

тельным средством оказывается цвет. Именно он создает ощуще­

ние многомерности, загадочности Руси. Насыщенные, яркие цве­

та — малиновый, синий — цвета радости, праздника. Но есть в этом

стихотворении и другая цветовая гамма, в ней цвет приглушен,

выражен опосредованно («известка колоколен», «туманный бе­

рег»). Он знак вечной загадки Руси.

В стихах дооктябрьского периода Россия ассоциируется для Есе­

нина с деревенским патриархальным, православным миром, тема

Родины сливается с темой природы. Поэтому цветовая гамма в изо­

бражении Родины — это естественные природные цвета. Голубой

и синий — цвета неба; малиновый — цвет заката; золотой — цвет

солнца и колосящегося поля пшеницы. Любовь к Родине одухотво­

ряла картины родной природы, придавала этим стихам эмоциональ­

ную приподнятость и гармоничность. Не случайно Есенин в статье

«Быт и искусство» увязывал именно эти начала, критикуя друзей­

имажинистов: «у собратьев моих нет чувства родины во всем ши­

роком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласовано все.

Поэтому они так и любят тот диссонанс, который впитали в себя с

удушливыми парами шутовского кривляния ради самого кривля­

ния». (Подчеркнуто мной — И.С.).

С революцией 1917 года в поэзии Есенина появляется новое

ощущение России, надежда на преображение мира, создание «му­

жицкого рая», что отразилось в поэме «Инония» (1918).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных