Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сорок стихов о Реальности. Это поэма о природе Реальности (букв.: “Сорок о том, Что Есть“)




(Улладу Нарпаду)

Это поэма о природе Реальности (букв.: “Сорок о том, Что Есть“). Тамильское слово улладу является эквива­лентом санскритскому Сат и означает Бытие, или Ре­альность.

Историю создания этого произведения Учитель рас­сказал Сам:

“Это было где-то в 1928 году Муруганар однажды сказал, что некоторые разрозненные стихи, сочиненные мною в разное время по различным поводам, не следует забрасывать, но, наоборот, их нужно собрать вместе, дополнить до традиционных сорока и таким образом подготовить поэму с подходящим названием. Поэтому он собрал около тридцати таких стихов и попросил меня написать еще десять. Согласно его желанию, я дополни­тельно писал стихи по различным случаям или когда ко мне приходило соответствующее настроение. После того как их число достигло сорока, Муруганар стал удалять, один за другим стихи из старой коллекции на том осно­вании, что они не полностью отвечают предмету или в других отношениях не совсем подходят, и попросил меня написать вместо них новые Когда этот процесс закон­чился и стало ровно сорок стихов обнаружилось, что в них ровно два стиха из старой коллекции.

Итак эти сорок стихов не были подготовлены ни по какой-то установленной схеме, ни за один присест, ни систематической работой. Я сочинял различные стихи по разным поводам, а Муруганар и другие упорядочили эти стихи так, чтобы мысли, выраженные в них, дали видимость связного и систематического изложения пред­мета, Реальности”.

За поэмой “Сорок стихов” последовало Дополнение из других сорока стихов. Ввиду полного равнодушия Бхага­вана к авторству не все дополнительные стихи написа­ны Им. Около половины — переводы из Йога Васиштхи и других санскритских текстов. Стихи, исключенные из первоначальных сорока стихов, были включены в это До­полнение. В настоящем издании стихи Дополнения, за­имствованные Бхагаваном, выделены курсивом.

“Сорок стихов о Реальности” вместе с Дополнением из сорока стихов — самое представительное изложение Учения Махарши. Шри Раманашрам опубликовал эти во­семьдесят стихов отдельным буклетом под названием Сад-видья, или “Открытая Истина”. Бхагаван перевел эти стихи прозой на телугу под названием Уннади Налупади и дал стихотворный перевод на малаялам — Саддарша­нам (Видение Реальности).

“Сорок стихов” переведены на многие языки, к этому произведению написано несколько комментариев, ибо оно обладает “всеобщностью и сжато выраженной мудрос­тью, которая требует толкования”. В настоящем, рус­ском, издании “Собрания произведений” представлен не только текст поэмы, но и полный комментарий к ней (см. 417437), принадлежащий С. С. Когану, близкому ученику Бхагавана, внесшему большой и важный вклад в литературу о Шри Рамане и Его Учении. При подготов­ке перевода “Сорока стихов” использованы лучшие анг­лийские переводы и оригинал на тамили.

Благословение

1. Можно ли сознавать Реальность, если Реальность не существует? Поскольку эта Реальность-Сознавание сама свободна от мыслей, существует как источник всех мыс­лей, её именуют Сердцем. Как познать её? Пребывать как она (без мысли) в Сердце — значит познать Её.

2. Сильно страшащиеся смерти находят прибежище у Стоп Высочайшего Господа, не знающего ни рождения, ни гибели. Может ли мысль о смерти возникнуть у тех, кто уничтожил их “я” и “моё” и стал бессмертным?

Текст

1. Когда мы смотрим на мир, то видим, что суще­ствует Единство, подобное мощному стволу, — общая При­чина (Бог), обладающая безграничными силами, чтобы про­являться как многообразие. Картина имён и форм, зри­тель, холст, освещение — всё это есть Он Сам.

2. Все религии принимают без доказательства фун­даментальную триаду: Бог, душа и мир, хотя все трое яв­ляются проявлениями Единого. Убеждение, что эти трое остаются вечно тремя, сохраняется лишь до тех пор, пока “я”, или эго, сохраняется. Лучше всего уничтожить эго и пребывать в своём собственном истинном состоянии.

3. В чем польза от споров, реален мир или нереален, одушевлён или неодушевлён, приятен или неприятен? Унич­тожение эго, выход за пределы мира, осознание Себя [ Тан ] это состояние, которое дорого всем и свободно от чувства единства и двойственности.

4. Для имеющего форму мир и Бог тоже будут иметь форму. При отсутствии формы, кто будет видеть их фор­мы и как? Можно ли что-нибудь увидеть без глаза? Поис­тине, истинное Я есть Глаз, безграничный Глаз.

5. Тело имеет форму, состоящую из пяти оболочек. Поэтому они включены в понятие “тело”. Существует ли мир в отсутствие тела? Не имея тела, видел ли кто-нибудь мир?

6. Видимый нами мир есть не что иное, как пятерич­ные объекты чувств, которые являются результатами пяти чувств. Так как ум воспринимает мир посредством чувств, существует ли мир в отсутствие ума? Отвечайте (мне).

7. Хотя находящийся перед нами мир и сознавание его возникают и прекращаются одновременно, мир по­знается посредством сознавания. Источник, из которого они оба восходят и в который они оба опускаются, всегда сияет без восхода или заката. Он один является Реально­стью.

8. В каких бы именах и формах безымянное и бес­форменное ни почиталось, здесь лежит путь Его осозна­ния. Осознание своей собственной природы как истины той Реальности и погружение в Неё есть подлинная Реализа­ция. Познайте это.

9. Диады и триады всегда зависят от основного — Еди­ного. Если внутренне видится, что такое Единое, то они исчезают. Лишь увидевшие это увидели Истину. Знайте, что они никогда не будут в смятении.

10. Знание и неведение взаимосвязаны: одно не суще­ствует без другого. Исследование, для кого присутствует знание и неведение, и достижение их коренной причины, Я [ Тан ], это и есть истинное знание.

11. Разве это не неведение — знать всё, кроме всезнаю­щего Я? Когда Оно, подпочва и знания и неведения, по­знано, знание и неведение сами оба исчезают.

12 Истинное знание не является ни знанием, ни неве­дением. Знание объектов не есть истинное знание. Посколь­ку истинное Я сияет Само по Себе, не имеет второго, что­бы познавать или быть познанным, Оно есть Высочайшее Знание. Познайте, что Оно не есть пустота.

13. Только истинное Я [ Тан ]есть знание, только Оно есть Истина. Знание множественности есть неведение, есть ложное знание. Однако неведение не отделено от Я, кото­рое есть знание. Разве (золотые) украшения отличаются от золота, которое только и реально?

14. При существовании “я” также существуют “вы” и “он”. Если при исследовании природы “я” оно исчезает, то “вы” и “он” также исчезнут и все воссияет как Единое. Это есть истинная природа человека.

15. Прошлое и будущее зависят от настоящего. Они также есть настоящее, когда они происходят. Существует только настоящее. Попытки познания прошлого и будуще­го без знания этой истины подобны попыткам вести счёт без использования единицы (счёта).

16. При рассмотрении пространства и времени возни­кает вопрос, что они представляют собой отдельно от нас? Если мы — суть наши тела, то мы оказываемся вовлечен­ными во время и пространство, однако разве мы — тела? Мы одинаковы сейчас, завтра и в любое время, здесь, там и везде. Мы существуем, мы те, кто находится за предела­ми времени и пространства.

17. Для тех, кто не осознал Себя [ Тан ], а также и для тех, кто осознал, тело есть “Я”. Однако для тех, кто не осознал, “Я” ограничено телом. Для тех же, кто внутри тела осознал Себя, “Я” сияет как безграничное Я. По­знайте, что такова действительная разница между ними.

18. Мир реален как для тех, кто осознал Себя, так и для тех, кто не осознал. Но для тех, кто не осознал, его реальность ограничена пространственными размерами мира, тогда как для осознавших Реальность бесформенна и сияет как основа мира. Познайте, что таково различие между ними.

19. Споры о том, что же превалирует — судьба или сво­бодная воля, интересуют лишь тех, кто не знает истинного Я, которое есть основание и судьбы и свободной воли. Те, кто осознал это основание, свободны от обеих. Скажите, будут ли они пойманы ими вновь?

20. Без видения Себя видение Бога есть умственный образ. Сказано, что только видение Себя есть видение Бога. Полная утрата эго и видение Себя есть обнаружение Богa, ибо истинное Я, Я ЕСМЬ, есть не что иное, как Бог.

21. Писания заявляют, что видение Себя есть виде­ние Бога. Будучи единым, как человек может видеть соб­ственное Я?Если Себя невозможно увидеть, то как можно увидеть Бога? Быть поглощенным Богом и значит ви­деть Бога.

22. Может ли ум познать Господа, который посылает Свой свет уму и сияет внутри ума, иначе, нежели обраще­нием ума вовнутрь и сосредоточением его на Господе?

23. (Будучи неодушевленным), это тело не может (само по себе) сказать “Я”. Никто не скажет: “В глубоком сне меня нет”. Когда возникает “я” (как “Я есть тело”), воз­никает все. Исследуйте проницательным умом, откуда под­нимается это “я”.

24. Неодушевленное тело не говорит “Я”. Вечносуще-ствующее Сознание не рождено (а потому не может гово­рить “Я”). “Я” размером в тело появляется между этими двумя (как “я”). Оно известно как чит-джада-грантхи (узел, связывающий вместе сознательное и бессознатель­ное) — зависимость, личное бытие, эю, тонкое тело, санса­ра, ум и т. д. Познайте это.

25. Привязывая себя к форме (т. е. к телу), этот бес­форменный призрак — эго, или “я”, — обретает существо­вание. Привязывая себя к форме, он сохраняется. Привя­зывая себя к форме, он питается (восприятиями) и растет. Оставляя одну форму, он прикрепляется к другой. Но ког­да его ищут, он обращается в бегство. Познайте это.

26. Если эго существует, то все существует тоже. Если эго нет — ничто не существует. Действительно, эго — это все. Поэтому исследование того, что эго есть в действительно­сти, предполагает отбрасывание всего. Познайте это.

27. Состояние, в котором “я” не возникает, это состоя­ние бытия ТОГО. Без поиска места, из которого возникает “я”, как достичь угасания себя — не появления “я“? А без такого достижения как человеку пребывать как ТО — в своем истинном состоянии? Отвечайте (мне).

28. Подобно ныряющему в воду за потерянной вещью, человек должен глубоко погрузиться в себя, сдерживая речь и дыхание, с устремленным умом, и найти место, из кото­рого возникает“я”. Познайте это.

29. Поиск источника “я” умом, повернутым вовнутрь, и без произнесения слова “Я” есть действительно путь Зна­ния. Медитация на высказывании “Я не это, Я есть ТО” — помощь в исследовании, но не исследование само.

30. Когда ум, обращенный вовнутрь, вопрошает “Кто я?” и достигает Сердца, “я” (эго) гибнет. Тотчас истинное Я появляется (как “Я—Я”), которое хотя и проявляется как “Я”, есть не эго, но подлинное бытие.

31. Что еще нужно делать тому, кто, уничтожив себя (свое эго), остается погруженным в блаженство истинного Я? Он ничего не сознает, кроме истинного Я. Кто может понять его состояние?

32. Несмотря на то что Веды провозглашают: “Ты есть ТО”, сущим слабоумием является отказ от исследования своей природы и пребывания как истинное Я, чтобы вместо этого* продолжать мышление: “Я — не это, но — ТО”. Ибо ТО всегда сияет как Я.

33. Нелепо думать: “Я знаю себя” или: “Я не знаю себя”, таким образом допуская наличие двух “Я”, одно из которых является объектом для другого. То, что истинное Я только одно, является всеобщим опытом

34. Не пытаясь осознать в Сердце ту Реальность, кото­рая является истинной природой всего, и не стараясь пре­бывать в Ней, заниматься диспутами, существует эта Ре­альность или нет, реальна Она или нет, — заблуждение, порожденное неведением

35. Искать и пребывать в том, которое всегда достигнуто, есть (подлинное) достижение. Все другие достижения, такие как сиддхи (сверхобычные силы), подобны обретаемым во сне и оказываются нереальными при пробуждении. Могут ли те, кто установился в Реальности и избавился от иллюзий, быть обманутыми ими? Познайте и будьте (Реальностью).

36. Мысль “Я не тело” помогает медитировать: “Я не это: я — ТО” и пребывать как ТО. Но почему следует бес­престанно думать “Я есть ТО”? Разве человеку нужно всегда думать: “Я — человек”? Мы всегда — ТО.

37. Представление “Двойственность при поиске и не­двойственность по достижении” неверно. Кто еще един, кроме “десятого”1, и в процессе искреннего поиска Себя, и после осознания Себя?

38. Пока человек чувствует себя делателем, он пожи­нает плоды своих действий. Но как только посредством исследования “Кто делатель?” он осознаёт Я,чувство делания умирает и утверждается свобода от трех видов кармы 1. Это есть окончательное Освобождение.

39. Пока сохраняется мысль “Я — связан”, сохраняются мысли об оковах и Освобождении. Когда исследованием “Кто же связан?” осознаётся истинное Я, Оно только и остаётся — всегда достигнутое и вечно свободное. Мысль о рабстве исчезает, поэтому как можно мыслить об Осво-бождении?

40. Если (для искателей с различной зрелостью ума) сказано, что Освобождение бывает трех видов, с формой, без формы, а также одновременно с ней и без неё, то мы говорим, что Освобождение уничтожает все эти три (вида), а также и эго, которое делает различие меж­ду ними.

 


Дополнение
к Сорока стихам о Реальности
(Улладу Нарпаду Анубандхам)

Благословение

1. ТО, в Котором вся эта вселенная утверждена *, Которому она принадлежит, из Которого она возника­ет, для Которого она существует, Которым обретает существование и Которым она действительно являет­ся, — ТО есть Само-существующая Реальность, Истина. Нежно возлюбим ТО в Сердце!

Текст

1. Общением с Мудрыми [дживанмукты] устраняет­ся привязанность (к мирским вещам). После этого исче­зают привязанности ума. Устранившие привязанности ума стали едиными с ТЕМ, которое не обладает движе­нием. Они освобождаются даже при жизни. Ищи их об­щества.

2. То Высочайшее Состояние, которое достигает­ся здесь общением с Мудрыми и постоянным обращени­ем ума вовнутрь, не может быть получено от (про­сто) знающего учителя или пониманием смысла священ­ных текстов, или как награда, или любыми другими средствами.

3. При общении с Мудрыми нужны ли другие виды практики? Скажи-ка, если с юга дует приятный вете­рок, в чем польза веера?

4. Жара спадает при прохладном свете луны, бед­ность устраняется деревом “исполнения желаний”, а гре­хи(омовением) в Ганге. Однако все это исчезает при милостивом даршане (лицезрении) несравненных Муд­рецов.

5. Ни святые воды, ни образы богов, сделанные из глины или камня, не могут равняться с теми Великими. Бесконечно долгий путь ведет к чистоте, но знай, что Мудрецы очищают просто взглядом.

6. — Кто есть Бог?

— Тот, кто познал ум.

— Мой ум познан мной(тем), кто есть дух.

— Тогда ты и есть Бог, ибо сказано в Писании [шру­ти] “Богедин”.

7. — Что дает тебе свет?

— Днём — солнце, ночьюлампа.

— Каков свет, видящий этот свет?

— Глаз.

Каков свет, освещающий глаз?

— Интеллект.

Что есть то, знающее интеллект?

— Это — “Я”.

Следовательно, ты и есть Свет света.

Когда учитель сказал это, ученик ответил: “Воисти­ну, Я есть ТО”.

8. В глубине пещеры Сердца единый Брахман сияет Сам как “Я—Я”, как истинное Я (Атман). Обратись к Сер­дцу ныряя глубоко внутрь посредством Само-иссле­дования или усмирением ума при сдерживании дыхания. Так ты утвердишься в Сердце1.

9. Знай, что осознание незагрязненного, неизменного Я в лотосе Сердца и утверждение в Нем дарует Освобож­дение уничтожением эго.

10. Тело инертно и подобно горшку. Поэтому оно не имеет “я-сознания” и, следовательно, не может быть “я” в состоянии глубокого сна, когда в его отсутствие мы про­должаем существовать. Кто же это, создающий чувство “я”? Где он? В пещере Сердца тех, кто таким исследова­нием осознал себя, вездесущий Аруначала Шива сияет Сам по Себе как сознание “Я—Он”.

11. Родился лишь тот, кто после вопрошания “Где я рожден?” рождается в своем источнике, который суть Брах­ман. Познай, что он рожден навсегда и ежедневно новый. Он — высочайший Мудрец.

12. Оставь идею, что это отвратительное тело есть ис­тинное Я. Осознай вечно блаженное Я. Пытаться познать Себя, одновременно лелея это призрачное тело, такая же ошибка, как переправляться через реку на крокодиле, принимая его за бревно.

13. Дары, аскёза [ тапас ], жертвоприношения, правед­ное поведение [ дхарма ], самоконтроль [ йога ], преданность [ бхакти ]богам, небо (расширение сознания), Мир, Бо­жественная Милость, Тишина, Высочайшее Состояние, Смерть в Бессмертии, Знание, Отречение, Освобождение, Блаженство — знай, что все они — только отказ от созна­ния “Я-есть-тело”.

14. Исследование того, кто обладает кармой, вибхак­ти (недостатком преданности), вийогой (отделенностью) и аджняной (невежеством), составляет истинный путь кар­мы, бхакти, йоги и джняны. Оставаться как истинное Я, не имеющее указанных недостатков, и без эго, проводяще­го исследование, — вот действительно истинное состояние.

15. Глупцы, надеющиеся без осознания Силы, которая их оживляет, достичь различных сверхъестественных сил, уподобляются хромому, сказавшему: “Если я удержусь на ногах, то устою против любого врага”.

16. Покой ума ненарушим в состоянии Освобождения, поэтому как могут те, чьи умы привязаны к сверхъесте­ственным силам, которые не могут быть приобретены без активности ума, достичь блаженства Освобождения, где деятельность ума прекращается?

17. Господь несёт всё бремя мира Псевдо- Я, думаю­щее, что это оно несёт бремя, подобно скульптурной фигу­ре (в основании башни храма), которой кажется, что имен­но она несёт (всю тяжесть башни). Чья это ошибка, если едущий на телеге кладёт свой багаж себе на голову — к собственному неудобству — вместо того, чтобы положить на телегу, которая и так везёт его?

18. Посредине груди, ниже грудной клетки и выше же­лудка, находятся шесть органов, окрашенных в разные цвета. Из них один, похожий на бутон водяной лилии, расположен на два пальца правее средней линии груди. Это(Духовное) Сердце.

19. Он обращён книзу и в нем имеется крошечное от­верстие, наполненное кромешной тьмой (невежеством), желаниями и т. п. Все великие психические каналы тела [нади] зависят от него. Это местоибитание жизненных сил [праны], ума и света (сознания).

20. Господь, пребывающий и светящийся в лотосе Сердца, почитаем как Гухеша (Господь Пещеры). Когда после длительных усилий убеждение “Я есть тот Гухе­ша” становится таким же прочным, как чувство “Я” в твоем теле, и ты станешь этим Господом, невежество в форме мысли “Я — смертное тело” исчезнет, как тьма при восходе солнца.

21. Рама как-то спросил мудреца Васиштху: “Пожа­луйста, объясни мне, что это за великое зеркало, в ко­тором отражаются все индивидуальности мира? Что есть сердце всех существ мира?” Тот ответил: “При размышлении об этом появляется знание, что сердце у всех людей в мире — двойное”.

22. “Слушай о признаках этих двух, из которых одно должно быть принято, а другое — отвергнуто. Орган, который называется сердцем и расположен в соответ­ствующем месте груди физического тела, должен быть отвергнут. Сердце, являющееся формой сознания, — то, что должно быть принято. Оно одновременно и внутри и снаружи, однако не имеет ни внутренней, ни внешней стороны”.

23. “Это Сердцеважный (Духовный) центр. Все, что существует, размещено внутри него. Это зеркало всех вещей и вместилище всех богатств. Поэтому гово­рят, то лишь сознание является Сердцем всех существ. Это отнюдь не малая часть смертного тела, которое бесчувственно подобно камню”.

24. “В соответствии с этим, практика погружения эго в это чистое Сердце, обладающее природой сознания, приводит к успокоению жизненного дыхания [вайю] и скры­тых впечатлении ума [васаны] .

25. “Посредством постоянной, непрерываемой меди­тации в Сердце: “То сознание, которое лишено всяких признаков, есть Шива, есть Я ” из ума удаляются все привязанности”.

26. “Исследовав все разнообразные состояния ума и всегда твёрдо удерживаясь в Сердце за такое высочай­шее состояние, которое превыше всяких умственных со­стояний и свободно от иллюзий, играй свою роль в жиз­ни, как актёр на сцене. О герой! Познав в Сердце то, что лежит в основе всех явлений, никогда не забывай этого. Затем исполняй свою (предназначенную) мирскую роль, действуя так, словно ты привязан к ней”.

27. “Изображая усердие и радость, возбуждение и не­нависть, инициативу и усилия, играй свою роль в этом мире без внутренней привязанности к ней, о герой! Полу­чив освобождение от всех видов рабства, достигнув урав­новешенности в любых ситуациях и совершая внешне дей­ствия в соответствии со своей ролью, о герой, исполняй свою мирскую роль так, как тебе это нравится”.

28. Тот, кто утвердился в Истине посредством зна­ния Атмана и разрушил скрытые впечатления (пяти) органов чувств посредством этого же знания, есть огонь Знания, обладатель молнии Знания, разруши­тель времени, герой, поборовший смерть.

29. Познай, что вдохновение, разумность и сила са­мопроизвольно развиваются в тех, кто осознал Истину, подобно тому, как с приходом весны красота и другие достоинства украшают землю.

30. Ум, чьи впечатления [васаны] разрушены, не занят деятельностью даже при совершении действий; это подоб­но тому, как рассеянно, без внимания, слушают рассказ. Ум, заполненный впечатлениями, активен даже в бездействии; это напоминает неподвижно лежащего (спящего), который во сне забирается на гору, а потом падает в пропасть.

31. Для спящего в телеге её движение, остановка и выпрягание волов — все одно. (Подобным образом) для ис­тинного Мудреца, спящего внутри грубого тела, деятель­ность, созерцание и сон — (одно и то же).

32. За пределами опыта бодрствования, сна и глубо­кого сна без сновидений существует состояние бодрствен­ного сна, известного как турия (буквально “четвёртое”, что означает трансцендентальный опыт). Только это состо­яние реально, а остальные три нереальны. Поэтому турия сама и есть туриятита (состояние за пределами турий).Познайте это.

33. Если говорят, что Мудрец свободен от накоплен­ной кармы прошлых действий [санчита] и возникающей в настоящее время кармы [агами], но подвержен карме, ко­торая должна быть отработана в этой жизни [прараб­дха], то это просто отговорка. Знай, что подобно тому, как жёны после смерти мужа не могут остаться не ов­довевшими, так и ни одна из этих трех форм кармы не может выжить, когда исчез делатель.

34. Жены, дети и другие составляют одну семью не­учёного, но знай, что умы учёных содержат несколько “семейств” — книги, теории, мнения, которые служат пре­пятствием в йоге.

35. В чем польза от учёности для тех, кто не ищет источ­ника своего рождения и не пытается стереть предначерта­ния Судьбы?1 Они подобны патефону. Скажи мне, Господь Сонагири (Аруначала), чему ещё можно их уподобить?

36. Неучёные избегают несчастной судьбы обретших учёность, но не смирение. Они спасены как от челюстей монстра гордости, так и от болезни блуждания мыслей и слов, а также от погони за славой и богатством. Познайте что они избавлены от многих зол.

37. Можно отвергать все миры и знать назубок все Писания, но тому, кто очарован низкой куртизанкой — лестью,трудно, увы, освободить себя от рабства.

38. Кто существует кроме истинного Я?Какое имеет значение — возносят или обвиняют? Не делая различий между собой и другими и без отклонения от своего естествен­ного состояния, следует всегда пребывать как Я.

39. Всегда сохраняй в Сердце чувство недвоиствен­ности, но никогда не выражай его в действии. Сын мой, чувство недвойственности можно применять ко всем трем мирам, но только не к Гуру *. Познай это.

40. Я провозглашу подлинную суть выводов всех ве­дантических текстов. Она в том, что если эго умирает и “Я” становится ТЕМ (Брахманом), то остается толь­ко Я, имеющее форму сознания.

 


Раздел второй

ПЯТЬ ГИМНОВ АРУНАЧАЛЕ
(Преданность-Знание)

Пять гимнов Аруначале представляют собой самые ранние поэтические работы Махарши, исключая несколько коротких стихов. Они были написаны около 1914 года, когда Ему было 35 чет (Он родился в декабре 1879 года). Он ещё жил в пещере Вирупакша на Горе. Некоторые Его ученики — садху ежедневно ходили в город Тируван­намалай за пищей, собираемой как подаяние. Они попро­сили Его написать для них песню, чтобы они могли петь её по дороге. Сначала Махарши отказывался, заметив, что есть уже много песен, написанных древними шива­итскими мудрецами. Однако они продолжали просить, и Он начал сочинять песню с припевом, повторяемым после каждого куплета. Однажды Он направился на прогулку вокруг горы. Паланисвами шел позади Него. Спустя не­которое время Айясвами отозвал Паланисвами назад и дал ему бумагу и карандаш, сказав: “Вот уже некоторое время Свами ежедневно сочиняет строфу поэмы он мо­жет и сегодня заняться этим, так что тебе лучше иметь с собой бумагу и карандаш”. В тот же день Шри Бхага­ван практически закончил “Свадебную гирлянду по­сланий”. Она в пылких символах говорит о любви и союзе между человеческой душой и Богом и находится в одном ряду с наиболее трогательными творениями мировой поэзии. Хотя сам написавший эти послания утвердился в Блаженстве нерасторжимого Единства, они написаны ради преданных последователей и выражают страст­ную позицию души, ещё стремящейся к цели.

Вторая третья и четвертая поэмы были написаны примерно в то же время и с той же позиции. Эти гимны Махарши проникнуты сильной эмоцией, выражающей состояние преданности и устремления, тогда как более поздние его поэмы носят скорее характер изложения док­трины. “Одиннадцать строф” и “Восемь строф”это единственные гимны Махарши, которые были написаны совершенно непосредственно, без чьей-либо просьбы. Он сам говорит об этом так:

“Единственные поэмы, что пришли ко мне само­произвольно и заставили меня, сами по себе, запи­сать их без чьего бы то ни было побуждения, это “Одиннадцать строф Шри Аруначале” и “Восемь строф Шри Аруначале”. Вступительные слова “Один­надцати строф” пришли ко мне однажды утром, и хотя я пытался избавиться от них, говоря: “Что же мне делать с этими словами?”, они не уходили, пока я не стал сочинять на них песню; остальные слова первого стиха текли легко, без всяких усилий. Остающиеся строфы, за исключением двух, были со­чинены тем же путем.

Немного спустя пришел Нараяна Редди. Он в это время жил в Веллоре в качестве агента фирмы Зин­гер и время от времени посещал нас. Айясвами и Палани рассказали ему о поэмах, и он сказал: “Дай­те их мне, и я их напечатаю”. Он уже опубликовал к этому времени несколько книг. Когда он стал на­стаивать на том, чтобы взять стихи, я согласился на публикацию первых одиннадцати стихов в форме поэмы; остальные стихи были написаны в другом размере, и их надо было опубликовать отдельно. Я тут же написал еще два стиха, и он взял все девят­надцать строф, чтобы опубликовать их 1 ”.

Пятый гимн, Аруначала Панчаратнам, существенно отличается от первых четырёх. Известный поэт, писав­ший на санскрите, Кавьякантха Ганапати Mуни, кото­рый был последователем Бхагавана, попросил Его напи­сать поэму на санскрите. Бхагаван, смеясь, ответил, что одинаково плохо знает санскритские и несанскритские размеры. Ганапати Муни, однако, показал Ему размер и повторил свою просьбу. Бхагаван написал поэму, состоя­щую из пяти строф (две — в этот же вечер и трина следующий день). Все они были написаны на безукориз­ненном санскрите. В гимне говорится о различных путях Реализации в сокровенной форме, и поэтому в перевод был включен комментарий. Этот гимн исполняется еже­дневно во время Веда-парайяны.

Следует понимать, что во всех этих гимнах слово “Аруначала” означает Бога, и не менее того. Это слово в обычном смысле является названием горы в Южной Ин­дии, где Бог специально открывался Махарши и Его уче­никам. С древних времен различные духовные центры в Индии представляли различные духовные пути и докт­рины; Аруначала представляла среди них доктрину ад­вайты и путь Само-исследования, поиска истинного Я. Путь, который рекомендует эта доктрина, является высшим и кратчайшим, однако на протяжении веков она не пользовалась большой популярностью, так как слиш­ком сурова и трудна для большинства людей. Махарши достиг Реализации через самопроизвольный акт Само-исследования, не имея Гуру в человеческой форме. Ма­харши согласен со всеми другими Учителями в том, что Гуру необходим, добавляя, однако, что Гуру не обязатель­но должен иметь человеческую форму. Когда Он юношей оставил дом, будучи уже Мудрецом, Аруначала влекла Его, как мощный магнит. Он пошел прямо туда и оста­вался там всю жизнь. Именно Аруначалу Он рассматри­вал как своего Гуру, и эти гимны адресованы Аруначале, Гуру, Богу Проявленному, Абсолюту.

Могущественной Милостью Бхагавана Шри Раманы Махарши путь Само-исследования сделан доступным мужчинам и женщинам этого века, он представлен в виде нового Пути, которому можно следовать анонимно в усло­виях современного мира, без любых обрядов и ритуалов, внешне ничем не отличаясь от окружающих. Создание нового пути, удовлетворяющего запросы века, сделало Аруначалу духовным центром всего мира. Сейчас как ни­когда, после того как Он оставил свое физическое тело и стал единым с Аруначалой, Милость и Руководство, ко­торые исходят от Него к тем, кто обратился к Нему и ищет Его помощи, сконцентрированы у Аруначалы. Это святое место, и оно притягивает многих: тех, кто были учениками Махарши при Его жизни, и тех, кто стали ими позже.

Прежде чем перейти к гимнам, мы сначала публикуем стих, который Бхагаван посвятил Шри Ганеше как богу-покровителю, поддерживающему поэтов. Далее идёт стих, который написал Шри Муруганар о значении Ару­началы, и стих Бхагавана о значении сигнального огня, возжигаемого ежегодно на её вершине в праздник Дипам. После этого дана выдержка из Сканда Пураны в про­славление Аруначалы, которую Шри Бхагаван перевёл на тамили в стихах. Только после этого следуют пять гимнов.

ПОСВЯЩЕНИЕ ШРИ ГАНЕШЕ

Однажды в 1912 году в пещеру Вирупакша пришел гор­шечник и принёс изготовленное им изображение Шри Га­неши, которое подарил Бхагавану. Один ученик предло­жил написать по этому поводу стихотворение, и Бхага­ван написал следующее:

Родителя Своего Ты сделал нищим,
Потом ребенком Ты везде скитался,
Чтоб напитать Свою обширную утробу
Я тоже как ребенок.

О Божественное дитя, стоящее в этой нише!

Остается ли Твое сердце каменным,
Когда Ты видишь того, кто родился после тебя?

Я умоляю Тебя взглянуть на меня!

ЗНАЧЕНИЕ АРУНАЧАЛЫ

Внезапное появление сияющей колонны Аннамалая1

Перед Брахмой и Вишну

И их неспособность познать ее

Есть символ спхураны Сердечного Центра

Как действительного Источника интеллекта и эго.

ЗНАЧЕНИЕ СИГНАЛЬНОГО ОГНЯ

Освобождение от мысли “Я есть тело”

И погружение ума в Сердце для осознания истинного Я

Как недвойственного Бытия и Света всего*

Является истинным смыслом даршана сигнального огня,

Возжигаемого на Аннамалае —

Центре вселенной.

ШРИ АРУНАЧАЛА МАХАТМИЯ2
(Прославление Аруначалы)

Нанди3 сказал:

“Это святое место! Из всех святынь Аруначала

самая святая!

Это сердце мира!

Познай же, что она — сокровенный и святой

Серчечный Центр Шивы!

Именно здесь Он пребывает вечно

Как славная Гора Аруны!”

День, в который древний и чудотворный лингам Аруна­чалы появился перед Брахмой, отмечен появлением созвез­дня Ардры в месяц Маргажи. А день, в который Вишну и другие божества поклонялись Господу в форме света, на­зывается Махашиваратри.

Шива сказал:

“Хотя Моя действительная сущность — oгненность,

Это Мое не столь сверкающее проявление в виде горы

Есть следствие Милости и любовной заботы

о поддержании мира.

Здесь Я пребываю как великий Единый [ сиддха ].

Помни, что внутри Моего Сердца

есть трансцендентальная слава.

Вмещающая также все радости мира.

Эта славная Аруначала такова, что одного взгляда на нее

Достаточно, чтобы устранить все пороки,

Которые дробят Бытие

В множество эго и конечные миры.

То, что не может быть приобретено без бесконечных

усилий — истинный смысл Веданты,

Легко постигается всеми,

Кто может непосредственно взглянуть на эту Гору

Или даже думать о ней издалека.

Я установил, что присутствия внутри круга

Радиусом в три йоджаны 1 около этой горы

Достаточно, чтобы сжечь все недостатки

И достичь союза с Высочайшим

(Даже при отсутствии посвящения)”.

Дэви сказала:

“Здесь всегда пребывают благочестивые поклонники.

Делающие же зло другим

здесь воспримут это зло сами и погибнут.

В мгновение ока здесь нечестивцы

будут лишены способности делать зло.

Не попадайте же в пламя гнева Господа Аруначалы,

Принявшею форму горы огня”.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных