Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мещанин во дворянстве




В комедии «Мещанин во дворянстве» (1670) главным героем является буржуа Журден, для которого желание стать дворянином — прекрасная мечта. Поддавшись ей, он ни о чем не может рассуждать здраво, поэтому Журдена дурачат все окружающие, в том числе кормившиеся у него учителя лингвистики, философии, танцев, фехтования. Журден хочет усвоить манеры дворян, чтобы внешне походить на них..Комическое заключается в сопоставлении неисправимой грубости ничему не учившегося человека, его наивного невежества, вульгарности языка и манер и его претензий на дворянское изящество.

Журдену противостоит его семейство. Госпожа Журден — истинная мещанка, вполне довольная своим положением.

Рисует Мольер и тех, кому так хочет подражать Журден. Это — титулованный дворянин граф Дорант, у которого высокое происхождение, безупречные, изысканные манеры, но он настоящий мошенник, циник и авантюрист. Он обворовывает доверчивого Журдена и ради денег готов на любой подлый поступок, даже на сводничество. При всем своем изяществе и прелести маркиза Доримена вместе с Дорантом обманывает Журдена. Постепенно автор подводит зрителя к важному выводу: туповатый, грубый и смешной Журден — человек честный, незлой и добродушный, презирать его не за что, над ним можно только смеяться. В нравственном отношении аристократы гораздо ниже доверчивого и простодушного Журдена.

 

Тартюф

«Тартюф, или Обманщик» (1664, 1667, 1669) написан для грандиозного придворного праздника «Увеселения очарованного острова», который проходил в Версале в мае 1664 г. Однако пьеса расстроила праздник, а против Мольера возник заговор, возглавляемый королевой-матерью Анной Австрийской.

Мольера уже давно привлекала тема притворства и лицемерия. В основу комедии легли деяния «Общества святых даров», которое возглавляла Анна Австрийская. Занимаясь выслеживаниями и доносами, «Общество» выполняло функции тайной полиции. Современники Мольера сразу узнали в Тартюфе члена «Общества святых даров».

Тартюф не является воплощением общечеловеческого порока лицемерия, это обобщенный социальный тип, который действует в конкретной обстановке. Репутацию Тартюфу создает его христианское смирение.

В «Тартюфе» Мольер использовал различные художественные приемы: есть в нем элементы фарса, многое напоминает комедию интриги или комедию нравов. Но «Тартюф» — это прежде всего комедия классицизма, и не только потому, что это комедия характера, что в ней полностью соблюдены все три единства, но и потому, что она имеет общественное содержание,, смысл которого Мольер выразил в предисловии к пьесе: «Ничем так не проймешь людей, как изображением их недостатков. Упреки люди выслушивают равнодушно, но насмешку перенести не могут... Комедия же избавляет людей от их пороков».

Образ Тартюфа

Тартюф, главное действующее лицо комедии, является собирательным образом, олицетворяющим все «Общество святых даров». Об этом ярко свидетельствуют определенные детали: это и маска святости, которой он прикрывается, выдавая себя за обедневшего дворянина, и его секретные связи с судом и полицией, и наличие у него покровителей среди высокопоставленных придворных особ. Поэтому появление святоши в доме Оргона не случайно. Как было уже сказано выше, молодая хозяйка Эльмира внесла в семью настроение свободомыслия, несовместимое с официальным благочестием, а сам Оргон связан с бывшим участником парламентской Фронды, политическим эмигрантом, врагом короля. Именно такие семьи брали под свой контроль агенты «Общества».

Имя «Тартюф» предположительно происходит от старого французского слова «truffer» — «обманывать». Вопреки правилам классической драматургии он появляется в пьесе лишь в третьем акте. В первых двух он фигурирует как внесценический персонаж; его нет, но речь идет только о нем. Мольер объясняет это тем, что прежде он хотел подготовить зрителя к верному восприятию героя. В отношении святоши действительно с самого начала нет никаких сомнений: перед публикой предстает ханжа, подлец и законченный негодяй. Его низменная, отталкивающая натура вырисовывается из семейного конфликта, который открывает пьесу. Появление Тартюфа в доме Оргона нарушает в семье гармонию и разбивает ее на две враждующие стороны: тех, для кого лживость и двуличность «праведника» очевидны, и тех, кто искренне верит в его святость. Несмотря на то, что последних всего двое, Тартюф не особо тревожится из-за нешуточной враждебности домочадцев по отношению к нему. Ему важен Оргон. Он одурманивает его, добившись его внимания, а затем и восхищения показным спектаклем в церкви. Тартюф — тонкий психолог; единожды заманив жертву в поставленную для нее ловушку, он пускает в ход все известные ему приемы, чтобы удерживать ее в своеобразном гипнотическом состоянии. Эти приемы позволяют негодяю ловко манипулировать Оргоном, создавая для него видимость свободной воли в принятии решений. На самом деле Тартюф лишь аккуратно подталкивает своего благодетеля к таким решениям, которые полностью соответствуют его, тартюфским, коварным замыслам: восстанавливает его против сына Дамиса, которого Оргон выгоняет из дому и лишает наследства; расстраивает помолвку Марианы и Валера с тем, чтобы самому жениться на ней и завладеть ее приданым; наконец, играя на доверчивости и страхе Оргона, Тартюф получает дарственную на все его состояние, а также ларец с важными политическими бумагами. Ему следует отдать должное — он умеет понять чужую душу, чувствует слабости тех, кого обманывает, и за счет этого достигает немалых результатов.

Он совершает грубые ошибки, через которые сквозит его сущность; он теряет контроль над собой всякий раз, когда ему трудно справиться с одолевающими его природными наклонностями и инстинктами. Все дело в том, что Тартюф отнюдь не воплощение рассудительного и хладнокровного ханжи, а просто неотесанный мужлан, чувства которого грубы, а желания неукротимы. Но как раз в этом и состоит тот комический эффект, которого добивался Мольер. Он не ставил себе задачу изобразить идеального лицемера — комизм этого образа основывается на контрасте между ролью святоши и его природой.

Каждый персонаж наделяет Тартюфа какой-нибудь характеристикой. Дамис называет его ловкачем, всевластным тираном, несносным ханжой; Клеант — скользкой змеей; Дорина — пустосвятом и лживым пройдохой.

Дон Жуан

«Дон Жуан, или Каменный гость» (1665) был написан и разыгран всего за две недели: после запрещения «Тартюфа» надо было пополнять репертуар. В этой комедии драматург обратился к популярной в те времена теме о развратнике, которого ждет небесная кара. У Мольера нет никакого церковно-назидательного содержания, все происходящее в пьесе насыщено социально-бытовой конкретностью. Главный персонаж — молодой повеса и весельчак, который живет по принципу «все позволено», не ведает никаких запретов.

Интерпретация образа Дон Жуана и «высокой» комедии Мольера
Дон-Жуан - легендарный испанский герой, давший свое имя одному из популярнейших в искусстве типов. Героем предания является представитель одного из аристократических севильских родов, Д. Жуан Тенорио.
Мольер, в своей комедии: первый лишил героя отличительных особенностей его испанского происхождения и ввел в пьесу франц. действительность своего времени. Он отбросил внесенный итальянцами комизм и уничтожил клерикальный оттенок, характеризующий пьесу Тирсо.
Поведение Д.Ж. может показаться противоречивым: он смеется над женскими чувствами, но почти по-братски расположен к слуге Сганарелю, он безразличен к тому, что о нем говорят «в свете», но бросается на помощь незнакомцу, попавшему в беду. Он дерзок и бесстрашен, но может и удрать от преследователей, переодевшись в костюм крестьянина.
Рисуя своего героя, Мольер как будто не слишком заботится о том, чтобы выставить его циничным монстром. Проказы Д.Ж. с женщинами, которые имеет возможность наблюдать читатель, не вызывают активного протеста, тем более негодования, напротив, заставляют дивиться галантной виртуозности любвеобильного сеньора. Мольеровский Д.Ж. действительно принадлежит своему времени, и вина героя не может быть истолкована без учета приоритетных для эпохи идей, без анализа множества компонентов, слагающих духовный климат общества. «Дон Жуан» -- одна из наиболее «барочных» пьес великого комедиографа.

Главное для Д Ж, убежденного женолюба, -- стремление к наслаждению. Мольер изобразил в Дон Жуане одного из тех светских вольнодумцев XVII в., которые оправдывали свое безнравственное поведение определенной философией: наслаждение они понимали как постоянное удовлетворение чувственных желаний. При этом они откровенно презирали церковь и религию. Для Дон Жуана не существует загробной жизни, ада, рая. Он верит только в то, что дважды два -- четыре. Притворство, маска благочестия, которую надевает Дон Жуан, -- не более как выгодная тактика; она позволяет ему выпутаться из, казалось бы, безвыходных ситуаций; помириться с отцом, от которого он материально зависит, благополучно избежать дуэли с братом покинутой им Эльвиры. Как и многие в его общественном кругу, он лишь принял вид порядочного человека. Вообще, Мольера уже давно привлекала тема лицемерия, которое он наблюдал повсюду в общественной жизни. В этой комедии Мольер обратился к наиболее распространенному в те времена виду лицемерия -- религиозному. По собственным словам Дона Жуана, лицемерие стало «модным привилегированным пороком», прикрывающим любые грехи, а модные пороки расцениваются как добродетели. Мольер показывает всеобщий характер лицемерия, распространенного в разных сословиях и официально поощряемого. Причастна к нему и французская аристократия.

 

Мизантроп.

«Мизантроп» (1666) был признан строгим Буало подлинно «высокой» комедией, это — сатира на общество XVII в, Мольер показал несправедливость социального строя, нравственный упадок членов такого общества и мятеж сильной благородной личности против общественного зла, а также противопоставил две философии, два мировоззрения.

Главный герой Альцест, наблюдая жизнь, доходит до полного отчаяния. Видя полное отсутствие искренности, низкую лесть, корысть, Альцест отвергает искусство удобно жить с помощью лжи, лести, денег. Он верит в возможность улучшения жизни людей и хочет воплотить эту веру в действие; как порядочный человек, видя зло, он испытывает чувство протеста против этого зла. Комизм в этой трагической по своей сути пьесе связан с характером самого героя, который наделен Мольером многими человеческими слабостями. Альцест вспыльчив, лишен чувства меры и такта, он читает нравоучения ничтожным людям, идеализирует недостойную женщину Селимену, любит ее, все ей прощает, страдает, но надеется, что сможет возродить утраченные ею хорошие качества. Он заблуждается, ибо Селимена испорчена, развращена, злоязыка, она своя в той среде, которую отвергает Альцест.

Филинт — полная противоположность Альцесту и по характеру, и по моральным воззрениям, и по образу мыслей. Терпимый к людским слабостям, он — сторонник вежливости любой ценой. Философским источником взглядов Филинта становится его глубокое убеждение в том, что природа человека исконно несовершенна. Его позиция — принимать людей такими, каковы они суть, прощать им и, ничего с них не требуя, приспосабливаться к ним.

Филинт умен, он прекрасно понимает, что в мире много зла, корысти, зависти. Филинт не мирится с низкими поступками, не дружит с опозорившими себя личностями. Холодный и рассудительный, Филинт словно воплощает в себе две личности: он — свой в светском обществе, и он же — друг Альцеста, которого любит и высоко ценит, которому всячески помогает и старается выручать. Но сдержанный, никого не оскорбляющий Филинт— это воплощение компромисса: благодаря людям, которые видят пороки и принимают их, и существует общественное зло.

Главная же потребность Альцеста — это потребность протеста. Мольер выносит приговор аристократии, показывая, насколько она никчемна, презренна, ибо пользуется своими привилегиями во вред другим сословиям, пресмыкается перед королем. Осуждает автор и государственные учреждения, прежде всего несправедливый суд и судей, берущих взятки. Альцест, чтобы избежать опалы, а то и, Бастилии, вынужден покинуть Париж. Он уезжает, испытывая явное тяготение к простому народу, безгласному и бесправному. Он верит, что в деревне живут люди, не утратившие честности, свободные ото лжи.

В образе Альцеста воплощен нравственный и гражданский идеал Мольера. Ему свойственны требовательность, стремление к делу, гражданские добродетели. И хотя драматург никого из своих героев не назвал мизантропом (ученые и поныне спорят, кто же в комедии человеконенавистник), но очевидно, что именно Альцест стал выразителем философских и гражданских убеждений своего создателя.

15. Н.Буало как теоретик классицизма. Трактат «Поэтическое искусство» Своеобразным манифестом французского классицизма становится дидактическая поэма Н. Буало "Поэтическое искусство" ("Art poetique"), обращенная, правда, к поэзии, но оказавшая общепризнанное влияние на становление художественного метода классицизма в целом. Знаменитый призыв Буало "любить мысль в стихах", по существу, являет собой кредо классицистской эстетики XVII в. с ее культом рационально-интеллектуального начала.
Теоретик французского классицизма Н. Буало, выделяя основные эстетические требования, отмечал следующие:

  • подражание античным образцам как следствие утверждения абсолютности идеала прекрасного;
  • разум как главный критерий художественной правды: "Учитесь мыслить вы, потом уже писать";
  • абстрактность художественного образа;
  • дидактическая (поучительная) направленность произведения и искусства в целом;
  • соблюдение правил трех единств (времени, места, действия) и др.

Литература 18 века.Основные направления

XVIII столетие вошло в историю культуры и литературы как «век Просвещения».

Термин «Просвещение» в широком значении понимается как просвещение народа, приобщение народных масс к культуре, наукам, искусству. Термин «Просвещение» имеет, кроме того, более узкое историческое значение. Этим термином принято называть умственное движение, развернувшееся в период решающих боев буржуазии с феодализмом (главным образом в XVIII столетии) и направленное на ликвидацию крепостничества, на ликвидацию феодализма, его социально-экономических норм, его политических учреждений, его идеологии, его культуры. Термин «Просвещение» взят в данном случае в историческом значении.

Эстетические принципы литературы просветителей. Просветители подчинили свое художественное творчество задаче переустройства общества. Основным принципом просветительской эстетики стало утверждение воспитательной роли искусства, боевой тенденциозности, демократической идейности. Использовав материалистическое учение Аристотеля об искусстве, просветители начали закладывать теоретические основы критического реализма, утвердившегося в искусстве уже в XIX столетии.

Произведения просветителей глубоко философичны. В ряде случаев это своеобразные беллетризованные философские трактаты. Отсюда и некоторая рационалистичность художественного творчества просветителей. Борясь за переустройство общества, утверждая принцип активного воздействия художника на общественное мнение, они создали новые жанры публицистического философско-политического романа, морально-политической драмы и гротескно-комедийного памфлета. При этом широко использовали литературные формы старых мастеров: памфлеты Лукиана, философскую поэму Лукреция, сатирическую литературу Ренессанса: сочинения Эразма Роттердамского, Франсуа Рабле, Томаса Мора, которых они считали своими идейными предшественниками.

Отстаивая демократическое направление искусства, просветители ввели в литературу нового героя, простолюдина, в качестве положительного образа, они воспели и прославили его труд, его мораль, они изобразили сочувственно и проникновенно его страдания. Разоблачая произвол господствующих сословий, они смело вводили в литературу критический элемент и создали произведения высокого политического и художественного значения.

Критически относясь к классицизму, они вместе с тем использовали лучшие черты классицистического искусства – героическую патетику, чувства гражданственности, поставив их на службу революционным идеям (классицистические трагедии Вольтера «Брут», «Заира», «Магомет» и др.).

Просветители провозгласили право художника изображать героические поступки и высокие чувства простого человека.

Сентиментализм мощной волной прокатился по Европе XVIII столетия. Родиной его была Англия. Имя ему дал Лоренс Стерн, назвав свое путешествие по Франции «сентиментальным», показав читателю своеобразное «странствие сердца». Однако культ чувства, аффектацию духовного страдания, поэзию слез узаконил до него в литературе, в искусстве, а потом и в жизни Ричардсон.

Писатели-сентименталисты внесли в литературу свой весомый вклад. Их творчество существенно отличалось от произведений классицистов, патетическая трагедия которых воспевала по преимуществу героя и героическое. Выдающиеся люди, выдающиеся события, выдающиеся страсти – вот материал, из которого строился трагедийный сюжет. Сентименталисты же обратились к людям простым, гонимым, угнетенным, слабым. В их героях нет ничего примечательного. Страдания их не дивят, не потрясают, но трогают. Словом, на смену возвышенному и величественному, что было у классицистов, сентименталисты принесли в литературу трогательное.

Классицисты не замечали природы; в произведениях сентименталистов природа заняла почетное место. Созерцание ее красот, мирное общение с нею простых, незлобивых людей – вот идеал сентименталистов.

В Англии произведения сентименталистов сочетали в себе критику социальных несправедливостей с проповедью незлобивости, идеализмом, мистикой и пессимизмом («Векфильдский священник», «Покинутая деревня» Голдсмита, «Ночные думы» Юнга и др.).

Во Франции и Германии сентиментализм в значительной степени слился с просветительской литературой, а это существенно изменило его облик сравнительно с сентиментализмом английским. Здесь мы найдем уже и призывы к борьбе, к активным и волевым действиям личности, здесь исчезнут ноты идеализации феодальной старины, проявится бодрое материалистическое миропонимание.

Однако и в немецкой и во французской литературе сентиментального направления не обошлось без идей, родственных английскому сентиментализму.

В каждой стране литература носила ярко выраженный национальный характер в зависимости от своеобразия исторического развития народа, его национальных черт, национальных традиций, о чем будет сказано в главах, посвященных национальным литературам. Однако для всей передовой литературы европейских стран XVIII столетия характерно общее антифеодальное, освободительное направление.

 

Английская литература 18 века






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных