Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предмет фонетики. Методы фонетических исследований. (Фонетика - предмет, задачи, основные аспекты и виды фонетических описаний. Фонетика в модели речевой деятельности.)




Фонетика — раздел лингвистики, изучающий звуковую сторону речевой коммуникации.

Т.е. предмет фонетики — звуковая часть языка. В процессе речевой коммуникации информация кодируется в слова говорящим и декодируется воспринимающим. Звуковое кодирование при синтезе речи и декодировании при восприятии — функции фонетического компонента языка.

Т.к. говорение-восприятие проходит в несколько этапов (кодирование, преобразование в звуковые волны, восприятие звуковых волн, декодирование), то существует несколько видов фонетических исследований, рассматривающих тот или иной этап.

Методы фонетических исследований:

— артикуляционный — анатомо-физиологическая база артикуляции (речевой аппарат) и механизм речепроизводства.

Звук – продукт работы произносительных органов человека (артикуляционного аппарата). Если тем, как строится лингвистическая программа произнесения, занимается фонология, то реализацией этой программы занимается артикуляционная фонетика. В сферу изучения артикуляционной фонетики входит фаза моторного программирования (отбор мышц, которые будут участвовать в артикуляции), нейромышечная фаза (передача импульсов к мышечным волокнам и сокращение мышц), органическая фаза (движение речевых органов, обеспеченное сокращениями мышц). Единицей изучения артикуляционной фонетики является звук речи — минимальная единица звуковой цепи, являющаяся результатом определенной артикуляционной деятельности, обладающая специфическими перцептивными и акустическими свойствами. Это реальная и материальная единица. Звук речи, произнесенный изолированно — последовательность трёх фаз: экскурсия, выдержка, рекурсия.

Все звуки делятся на гласные и согласные по наличию\отсутствию преграды в речевом тракте, точной локализации мускульного напряжение при образовании звука, роль в образовании слога.

Инициация, фонация, артикуляция.

 

— перцептивный — процессы звукового анализа; восприятие — последний этап коммуникации. Происходит преобразование информации из физической формы в символьную. Это происходит в несколько этапов: прием акустического сигнала (улавливание сигнала барабанными перепонками), преобразование сигнала (преобразование колебаний в удобную для анализа форму — слуховую спектрограмму), выделение перцептивно значимых акустических событий и признаков (обработка спектрограммы в центральных отделах слухового анализатора), лингвистическая интерпретация звуковой волны речевого сообщения (определение состава фонемных единиц и просодических показателей с помощью акустических ключей и постоянных языковых знаний). Опыты на опознание и различение.

 

 

— акустический — физические характеристики звуковых едениц.

Звук – колебательное движение органов речи, передаваемое через воздух. Акустическая фонетика изучает аэродинамическую (сжатие и выталкивание воздуха, возникновение импульсов и аэродинамических завихрений в результате артикуляции) и акустическую (звуковые волны, возникающие в следствие аэродинамической фазы и передающиеся от говорящего к слушающему) фазы. Основной объект изучения — акустический сигнал, который является единственной наблюдаемой формой речевого воспроизведения.

 

— функциональный — функции речевых средств в связи с формированием значащих единиц языка. — звуковая система языка.

Звук – один из возможных в процессе функционирования вариантов реализации фонемы, выполняющей строительную и смыслоразличительную функции. Этим занимается фонология. Многообразие произносимых звуков группируется в ограниченное и исчисляемое количество основынх звуковых единиц — фонем. Звуки объединятся в фонемы не по акустической или артикуляционной близости, а по функциональной общности. В зависимости от условий произношений звуки произносятся по-разному, но выполняют одну и ту же функцию, т.е. образуют одну и ту же морфему. Фонема может состоят из двух звуков, а звук включать в себя две фонемы.

 

Фонетические описания: общие (универсальные для всех языков), частные (на базе конкретных языков), синхронные, диахронические.

Задача: определение набора звуковых средств языка, системных отношений между ними и функционирования этих средств в речевых актах.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных