ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Акцентные парадигмы.В современном русском языке принято выделять три основные акцентные парадигмы: G акцентную парадигму а составляют имена с неподвижным (колонным) ударением на основе (ворона); G акцентную парадигму b — имена с неподвижным ударением на окончании (пелена); G акцентную парадигму с — имена с подвижным ударением (дар — дары) — см. табл..
28. Интонация. Функции интонации. Просодические средства. Интонация — это комплекс просодических средств, осуществляющих в естественном языке выполнение ряда функции
Функции интонации можно разделить на: 1) основные: • оформление, то есть превращение слов (назывных единиц) в высказывания (коммуникативные единицы); • членение потока речи на линейные единицы разных уровней сложности и автономности; • выделение той или иной единицы из числа однородных; 2) вторичные: • модальная (противопоставление высказываний по их цели, например утверждение/вопрос); • эмоциональная (выражение отношения говорящего к высказыванию).
Просодические или интонационные средства (иначе — фонетические компоненты интонации, просодические параметры) принято подразделять на: 1) тональные, 2) количественно-динамические, 3) фонационные и артикуляционные.
Тональные просодические параметры (мелодика) связаны с изменениями частоты основного тона (ЧОТ), которые происходят обычно в пределах 50-500 Гц. Кривая изменения ЧОТ, освобожденная от сегментных и позиционных влияний, называется мелодическим контуром. ò Параметры мелодического контура: • направление движения тона (восходящий, нисходящий, ровный и их комбинации); • интервал конкретного тонального движения (величина изменения ЧОТ); • диапазон — общая величина изменения ЧОТ на всей синтагме; • уровень или регистр (средний, низкий, высокий), на котором происходят тональные изменения; • скорость этих изменений — крутизна тонального движения; • характер синхронизации контура со звуковой последовательностью (timing) — например, реализация тонального движения только на гласном, только на согласном или на гласном и согласном. ò Количественно-динамические параметры: • пауза — универсальное средство членения речевого потока на просодические единицы — фразы и синтагмы; • длительность и темп; • интенсивность. ò Артикуляционные параметры: • раствор рта; • просодическая назализация; • смещение назад/вперед язычной артикуляции; • общее сокращение или увеличение резонатора.
Все компоненты интонации могут быть реализованы двумя разными способами: 1) интегрально (на всем высказывании или его значительной части); 2) локально или акцентно (чаще всего на одном или двух слогах, реже — на более продолжительном отрезке). Примеры интегральной и акцентной реализации просодических параметров: • понижение тона на всей синтагме и падающий тон на гласном; • скрипучий голос, которым произносится вся фраза (Ну, это он зря!), и гортанная смычка в конце гласного (Хорошо!); • медленный темп на протяжении синтагмы (И что он этим хотел сказать?) и долгий гласный.
Основной принцип просодической организации синтагмы состоит в том, что на фоне общих закономерностей интегральной реализации просодических параметров на одном или нескольких слогах синтагмы реализуется фразовый (синтагматический) акцент.
Акцент — это резкое изменение значения какого-либо просодического параметра (чаще всего — частоты основного тона). Как ударение объединяет слоги в фонетическое слово, выделяя один из слогов и «подчиняя» ему остальные, так и фразовый акцент организует синтагму, выделяя один из потенциально выделимых (ударных) слогов. В отличие от выделения слогового ядра это происходит не автоматически, фразовый акцент может приходиться на любое из слов синтагмы в зависимости от семантики высказывания. Если фразовый акцент реализуется на отрезке синтагмы большем, чем слог, такой отрезок называется акцентным блоком (который в русском часто совпадает с просодическим ядром слова).
Фразовый акцент может иметь разную «сферу действия» — от слова (и даже компонента слова) до предложения. Так, в предложениях Ты приехал на поезде? и Ты что —не знал, что я приеду на поезде? восходящий тон реализуется на ударном гласном фонетического слова на поезде; при этом в первом предложении вопрос семантически относится к слову, а во втором — к предложению, которое представляет собой единую ритмическую группу с акцентной вершиной на последнем слове.
В пределах синтагмы отмечаются и общие интегральные закономерности ее организации, на фоне которых происходит реализация акцента. Так, от начала к концу синтагмы: • интенсивность уменьшается; • длительность сегментов увеличивается; • частота основного тона понижается (это явление называется деклинацией).
В памяти носителя языка существует особый словарь минимальных интонационных единиц — интонем (например, восходящий, нисходящий и ровный тон), аналогичный словарю морфем.
Кроме минимальных интонационных единиц в словаре могут находиться и некоторые их устойчивые сочетания, используемые при построении предложений на данном языке. Такие клишированные сочетания называются интонационными конструкциями (ИК). 29. Интонационная система Е.А. Брызгуновой. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|