ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Традиционные классификации речевых произведенийПроблема классификации речевых произведений издавна занимала значительное место в научных интересах лингвистов. Классификация как одна из применяемых научных операций предполагает выявление системы соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в какой-либо отрасли знания, составленная на основе учета общих признаков и закономерных связей между ними. Классификация позволяет ориентироваться в многообразии объектов и является источником знаний о них (Словарь иностранных слов 1989: 235). В филологии наиболее известными являются традиционные литературоведческая типология художественных жанров, а также лингвистическая классификация текстов со- гласно выделяемым функциональным стилям. В литературоведении издавна принято выделять три художественных жанра, а именно лирику, эпос и драму. Соответственно к лирическим произведениям относят стихотворение, оду, балладу, сонет и т. п., к эпическим принадлежат рассказ, повесть, роман и т. п., а к драматическим произведениям — комедия, трагедия, шутка и т. п. В основе классификации функциональных стилей языка лежат прежде всего экстралингвистические факторы, рассматриваемые в единстве с собственно лингвистическими принципами. На первый взгляд проще всего исходить из функций языка. Однако, как показывают исследования, опора на выделяемые в языкознании различные функции языка ни к чему не приводит. По мнению М. Н. Кожиной, невозможность четкого определения стилей на основе функций языка связана с тем, что все они присутствуют в каждом речевом акте. В данном случае необходимо опираться на такой фактор, как сфера общения (Кожина 1983: 67). Кстати сказать, именно этот фактор лежит в основе современных дефиниций функционального стиля. Согласно этим определениям, под функциональным стилем понимается «разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной социально значимой сфере общественно-речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере» (Лингвистический энциклопедический словарь 1990: 567); см. также похожее определение в словаре (Васильева, Виноградов, Шахнарович 1995: 140). В стилистике принято различать несколько функциональных стилей, которые, в свою очередь, подразделяются на ряд функциональных разновидностей. Так, научный стиль подразделяется на подстили: собственно научный и научно-технический, представляющие собой как бы варианты научного стиля. Официально-деловой стиль распадается на зако- нодательный и канцелярский подстили, иногда выделяют еще и третий — дипломатический. Основными разновидностями публицистического стиля являются политико-агитационный (воззвания, призывы, прокламации), официальный политико-идеологический (партийные документы), собственно публицистический (памфлеты, очерки и т. п.) и газетный подстили. Общее стилевое расслоение художественной речи происходит в соответствии с тремя родами литературы: лирикой, эпосом, драмой. Общие стилевые различия обнаруживаются в зависимости от принадлежности к тому или иному жанру, методу изображения (романтизм, реализм), литературной школе, способу изложения (повествование, описание) и др. Разговорно-бытовая сфера общения также характеризуется достаточно четкими стилистическими особенностями. Прежде всего выделяются разновидности устной и письменной (главным образом эпистолярной) речи. Кроме того, различаются собственно диалогическая форма речи, беседы нескольких лиц на разные темы и монологическая речь (Кожина 1983: 71-74). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|