Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функционально-текстовая классификация Э. Гроссе




В лингвистической литературе известны попытки вычленения различных классов

текстов на основе текстовых функций. 9. Гроссе предлагает выделять восемь классов

письменных текстов в зависимости от выполняемой ими функции (цит по: (Heinemann,

Viehweger 1991: 138-139)).

1. Нормативные тексты (normative Texte) выполняют функцию регламентации,

установления нормы в определенной сфере жизнедеятельности. Примерами таких текстов

выступают законы, уставы, договоры, свидетельства (о рождении, о заключении брака) и т.п.

2. Функция контактных текстов (Kontakttexte) заключается в установлении и

поддержании контакта между людьми. Сюда относятся поздравительные открытки,

благодарственные письма, выражение соболезнования и др.

3. Групповые тексты (gruppenindentifizierende Texte) предназначены для

идентификации определенных групп людей. Такую роль выполняют песни,

символизирующие конкретную партийную принадлежность, например «Марсельеза».

4. Функция поэтических текстов (poetische Texte) заключается в выражении

художественной позиции автора. Основное содержание таких текстов воплощено в

различных художественных произведениях (стихотворении, романе, комедии и т. п.).

5. Тексты с доминантой самовыражения (dominant selbstdarstellende Texte) служат

средством углубленного авторского анализа своего собственного жизненного опыта,

описания фактов собственной биографии. Стремление выразить самого

себя явно прослеживается в личных дневниковых записях, автобиографиях, собственных

литературных жизнеописаниях и т. п.

6. Тексты с доминантой побуждения (dominant auffordernde Texte) обладают явно

выраженной функцией побуждения. Такую целевую направленность имеют рекламные

тексты, программные документы различных партий, газетный комментарий и др.

7. Особый, переходный класс (tfbergangsklasse) составляют тексты, в которых

доминируют одновременно две функции. Это могут быть тексты, выполняющие функцию

побуждения и передачи информации (например, информационно-рекламные объявления).

8. Тексты с доминантой специальной информации (dominant sachinformierende Texte)

служат средством обмена информацией между людьми. Такую функцию выполняют, на

пример, научные тексты, новости в средствах массовой коммуникации, прогноз погоды и т.п.

Нельзя сказать, что такой подход является чем-то новым и единственным в своем

роде. Функциональному подходу отвечает, например, схема описания типов текста, предло-

женная Ульрихом Энгелем (Engel 1994: 263-264). Среди «глобальных целей», выступающих

основанием для вычленения разных групп текстов, он называет: информирование

(Informieren), побуждение (Veranlassen), убеждение (Ober-zeugen), поучение (Belehren),

поддержание контакта (Коп-taktpflege) и эмфазу (Emphase-Abbau).

При типологическом описании текстов, согласно подходу У. Энгеля, необходимо

сначала указывать «глобальную цель», затем способ передачи и, наконец, перечень экстра-

лингвистических признаков, присущих ситуации общения. Ниже приводится пример

подобного описания одного из типов текста:

Globalziel:

Medium:

Zur Redekonstellation:

Information (информация)

schriftlich (письменная форма)

monologischer Text mit unterprivilegiertem,

vollig passivem Rezipienten (монологический

текст с подчиненным, полностью пассивным

реципиентом)

Bericht tlber vergangenes oder (selte-ner)

zuktinftiges Geschehen (сообщение о

прошедшем или (реже) будущем событии)

deskriptive Themenbehandlung (дескриптивная

обработка темы) 5ffentlicher Text (публичный

текст).

Такое описание соответствует, например, многочисленным сообщениям агентств в

прессе: (53) Ermittlungen gegen Soldaten eingestellt. Bonn (dpa). Zwei Monate nach einer Strafanzeige

gegen Bundeswehrsoldaten wegen Volksverhetzung und Korperverletzung hat die

Staatsanwaltschaft die Ermittlungen eingestellt. Fahrgaste eines Busses in Siegburg hatten die Anzeige

erstattet. Sie gdben an, mehrere Soldaten hatten antisemi-tische und Ausldnderfeindliche

Parolen gegrolt. Auch sei ein Passagier verprugelt warden. Bei Vernehmungen, so die Banner

Staatsanwaltschaft, habe keiner der Fargdste die Parolen einem der Soldaten zuordnen konnen.

Auch habe der verprugelte Fahr-gast auf eine Anzeige verzichtet 'Следствие против солдат

прекращено. Бонн (ДНА). Через два месяца после обвинения солдат бундесвера в травле и

нанесении телесных повреждений прокуратура прекратила следствие. Пассажиры автобуса в

Зигбурге выдвинули обвинение. Они утверждали, что многие солдаты выкрикивали

антисемитские и враждебные по отношению к иностранцам лозунги. Якобы был также избит

один из пассажиров. Во время допросов, как сообщила в пятницу Боннская прокуратура, ни

один из пассажиров не мог указать, кто из солдат выкрикивал эти слова. Избитый пассажир

также отказался от обвинения'.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных