Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Метод дистрибутивного анализа. Понятие дистрибуции и ее модели. Дистрибутивные методы в фонологии и морфологии




Дистрибутивный анализ ‒ метод исследования языка, основанный на изучении окружения (дистрибуции, распределения) отдельных единиц в тексте и не использующий сведения о полном лексическом или грамматическом значении этих единиц.

 

Дистрибутивный метод разработан и внедрен в научный оборот представителями американской школы структурализма (дескриптивистики), сложившейся в 1930-1950-х гг. на базе идей Л. Блумфилда.

 

Дистрибуция ‒ это множество всех окружений (контекстов), в которых встречается некоторый элемент.

 

Существуют следующие типы дистрибуции:

 

1) дополнительная (комплементарная) ‒ два элемента никогда не встречаются в одинаковой позиции

 

2) два элемента встречаются в одинаковой позиции:

  • контрастная‒ дистрибуция функционально различных единиц, принадлежащих к одному классу
  • «свободное чередование» факультативных вариантов одной и той же единицы

 

3) множество возможных позиций одной единицы включает в себя множество возможных позиций другой

 

Данный случай является разновидностью контрастной дистрибуции и характерен для функционально противопоставленных единиц, одна из которых обычно описывается как обладающая положительным признаком (маркированная), а другая ‒ отрицательным (немаркированная). Так, дистрибуция русских глухих согласных шире дистрибуции звонких, так как последние не встречаются в позиции конца фонетического слова.

4) множества возможных позиций двух единиц или двух классов единиц частично пересекаются (к примеру, в чешском языке дистрибуция фонем [r] и [l], относящихся к классу согласных, частично пересекается с дистрибуцией гласных, так как они могут быть центральным элементом слога, ср. vlk ‒ «волк», prst ‒ «палец»)

Цель дистрибутивного анализа ‒ идентификация выделенных элементов (единиц) текста, т.е. установление того, какие из них являются вариантами (аллофонами) одной и той же фонемы, а какие ‒ разными фонемами.

 

Причем дистрибуция (порядок расположения) элемента определяется как совокупность всех окружений, в которых он встречается, т.е. сумма всех (различных) позиций (употреблений) элемента относительно употреблений других элементов.

 

На фонологическом уровне процедура состоит из 2 шагов:

 

1) сегментация слова (разбиение на отрезки) (возможность записать материал в виде транскрипции, звуковые элементы записываются в таблицы, затем отыскиваются сходные по облику фоны)

 

2) отождествление аллофонов (дистрибуция аллофонов, если они находятся в дополнительной дистрибуции – это аллофоны одной фонемы, если в контрастнойразные)

 

В морфологии под дистрибуцией понимается сумма всех контекстов, в которых встречается данная морфема.

 

1) выделение минимальных значащих элементов речи (морфемных сегментов)

2) определение их функционирования в разных окружениях

3) объединение морфемных сегментов в морфемы

4) группировка морфем в грамматические разряды (формальные классы)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных