ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Языковые знания 2 Неязыковые знания• Фонетики: • Ситуации в целом (офиц./неоф.): зáмок, замóк В поликлинике: «Талон к костоправу!» • Лексики: • Адресата (нац.-культ. принадлеж.): нос (человека, корабля) Еще чаю? – Мне и так приятно (япон) • Грамматики: • Устройства мира (общефоновые): написал/напишу упал (на пол, а не на потолок) • Предтекста: Геркулес (кулинария – каша, астрономия – созвездие, спорт – силач) • Принципов коммуникации: Когда ты придешь? – Завтра (приду я, а не ко мне слесарь) Альтернативный подход к базе знаний: • Концептуальные знания – это знания о реальном мире и человеке как его компоненте (базовая единица – концепт; концепт ВОДА: жидкость для мытья, питья, охлаждения; течет из крана; скапливается в лужах) • Процедуральные знания – это знания о процессах накоплен. и обработки информации, хранятся преимущ. в сфере бессознательного (базовая единица – схема действия; схема действия «Тянуть»: совокупность скоординированных мент. операций, обеспечивающих перемещение объекта по направлению к деятелю) • Ментальный лексикон: это знания о языке в целом, спроецированные на отдельные лексические единицы (базовая единица – лексема в широком смысле; лексема благодарить как носитель лексического и грамматического значений, воплотитель вариативности грамматических и фонетических форм и продуцент определенного текстового окружения) Модели организации информации (по Ч.Филлмору): группа слов, имеющих общие признаки и отличительный признак, который различает несколько пар слов мужчина – женщина (признак «пол» различает также слова актер-актриса); группа слов, обозначающих регулярно сменяющиеся явления: утро-день-ночь группа слов, связанных «ранговыми» отношениями (отсутствует отношение включения): майор – полковник – генерал группа слов, связанных несколькими простыми отношениями: термины родства – отец, мать, сын, дядя (отношения: «состоять в браке», «быть родителем», «быть старше чем»); группа слов, каждое из которых обозначает аспект какой-то ситуации: фрейм ТОРГОВЛЯ: покупать, платить, продавать, товар, деньги, продавец… Модели хранения информации в памяти (концепция Р.Солсо) 1. Кластерная модель – слова, обозначающие видовые понятия, соединяются в кластер (пучок): 26 -Кластер домашних животных: корова, овца, коза, лошадь, свинья… •Кластер имен: Петя, Таня, Коля, Маша, Катя, Вова •Кластер состояний: спать, мечтать, чувствовать Модели хранения информации в памяти (концепция Р.Солсо) 2. Групповая модель – слова, обозначающие видовые понятия разных типов, объединяются в группы, включающие две структурные части: ● Элемент ● Свойства Группа ПТИЦА: ● Элемент: воробей ● Свойства: серый, маленький, чирикает… 3. Модель сравнительных семантических признаков – лексикализованные свойства отдельного элемента, делятся на 2 типа: ● Определяющие – отличают одну группу объектов от другой (напр., птиц от не-птиц) ● Характерные – отличают один элемент данной группы от другого (одну птицу от другой птицы) 4. Сетевая модель – слова, образующие кластеры и группы, объединяются друг с другом в сложные сети. Простейшая сетевая структура – пропозиция. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|