Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Циркумфикс –То же,конфикс. 4 страница




голова, змея, щекотливый, короткий, длинный.

3. Укажите способ развития значений (метафорический,
метонимический) выделенных слов в приводимых ниже
предложениях:

Помолчал и отец, выпустил облако табачного дыма, и оно расплылось по комнате, освещенное золотыми лучами (Скиталец). Пушкина я послал Вам посылкою. Надеюсь, что Вы уже получили (Чехов). - Испеклась...- сказал Леонид, поднимая темную плеть змеи (Песков).

4. Многозначность или омонимию иллюстрируют выделенные
языковые факты? Свой ответ аргументируйте.

От военной службы у него осталась любовь к дисциплине, подчеркнутая аккуратность в одежде. История русского литературного языка относится, наряду со стилистикой и лингвистическим анализом текста, к числу дисциплин, изучающих употребление языка, в отличие от других лингвистических дисциплин, предмет изучения которых - строй языка.

5. Подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид
омонимии, составьте с данными словами предложения:

пол, метр, зефир, язык, засаливать.

6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям нижеследующих слов:

низкий, старый, худой, бедный, злой.

7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова.
Укажите, какие из них являются историзмами, а какие -
архаизмами. Определите тип архаизма:

На сваленных соснах сидели черноволосый военюрист второго ринга, белобрысый политрук с авиационным" петлицами, майор войск ККВД с малиновыми петлицами и четверо бывших у них под началом красноармейцев (Симонов). - Ты, товарищ, поедешь сегодня же в качестве уполномоченного райкома проводить сплошную коллективизацию. Последнюю директиву крайкома читал? Как только организуем агитколонну, пришлем ее к вам (Шолохов).

8. С приводимыми ниже словами составьте предложения и
укажите, в чем специфика использования каждого из слов
(ограниченность круга слов, с которыми они сочетаются; участие
в образовании терминологических сочетаний; постоянный или
временный характер признака, свойства, качеств? и т.д.). Какое
языковое явление иллюстрируют эти лексические единицы?
Гуманизм - гуманность, костный - костяной, сборчатый - сборочный.

9. Какие из нижеследующих слов вы считаете мотивированными,
какие - нет? Ответы аргументируйте:

колодец, студент, слесарь, чернила, мыло.

10. Распределите следующие словосочетания на свободные и
устойчивые. Определите тип устойчивого слов сочетания по
классификации В.В. Виноградова (фразеологические сращения,
фразеологические единства, фразеологические сочетания):
спустя рукава, кромешный ад, крепкий орешек, открытая книга,
попасть в переплет.

Вариант III

1. Перечислите виды лексических значений в зависимости от
непосредственной или опосредованной связи наименования с
предметами (явлениями, действиями, качеством и т.д.) реальной
действительности. Укажите, какие вам известны значения
приводимых ниже слов. Иллюстрируйте свои выводы примерами
употребления этих слов в контексте:

ручка, потолок, номер, низкий, играть.

2. Составьте (или подберите иллюстрации из произведений
отечественной литературы) предложения, в которых были бы
использованы все известные вам типы значений приводимых
ниже слов (свободные и несвободные: фразеологически
связанные, синтаксически обусловленные, конструктивно ограниченные):

бразды, пила, гнедой, южный, плакаться.

3. Укажите способ развития значений (метафорический,
метонимический) выделенных слов в приводимых ниже предложениях:

Теперь редко увидишь крылья ветряной мельницы. Когда рельс окончательно вытягивался, круглая пила, оглушительно визжа и сыпля фонтаном золотых искр, разрезала его на три части (Куприн). И три тарелки съел! - И полно, что за счеты (Крылов)!

4. Многозначность или омонимию иллюстрируют выделенные
языковые факты? Свой ответ аргументируйте.

Понадобился проводник, который хорошо знал бы лесные тропы. Вода - прекрасный проводник звука. Я показал проводникy билет и взобрался по крутым ступенькам в теплый вагон. Всем критикам хотелось видеть в нем поборника и проводника тех убеждений, которыми сами они были проникнуты (Добролюбов).

5. Подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид
омонимии, составьте с данными словами предложения:

тепло, ток, газ, выровнять, дог.

6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям
нижеследующих слов:

дикий, полный, молодой, горячий, узкий.

7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова.
Укажите, какие из них являются историзмами, а какие -
архаизмами. Определите тип архаизма:

При досуге исполняют на скрипице заунывные и веселые песни (Шишков), Получил из Ярославля известие, что у Миши родилась дщерь. Новоиспеченный родитель на седьмом небе (Чехов). Перстами легкими как сон моих зениц коснулся он… (Пушкин).

8. С приводимыми ниже словами составьте предложения и
укажите, в чем специфика использования каждого из слов
(ограниченность круга слов, с которыми они сочетаются; участив
в образовании терминологических сочетаний; постоянный иди
временный характер признака, свойства, качества и т.д.). Какое
языковое явление иллюстрируют эти лексические единицы?
Гуманистический - гуманный, невежа - невежда, здравица -
здравница.

9. Какие из нижеследующих слов вы считаете мотивированными,
какие - нет? Ответы аргументируйте:

скорлупa, коричневый, лопатка, мешок, атом.

10. Распределите следующие словосочетания на свободные и
устойчивые. Определите тип устойчивого словосочетания по
классификации В.В. Виноградова (фразеологические сращения,
фразеологические единства, фразеологические сочетания):
расквасить нос, белая ворона, прокрустово ложе, цепи Гименея,
игра в мяч.

Вариант IV

1. Перечислите виды лексических значений в зависимости от
непосредственной или опосредованной связи наименования с
предметами (явлениями, действиями, качеством и т.д.) реальной
действительности. Укажите, какие вам известны значения
приводимых ниже слов. Иллюстрируйте свои выводы примерами
употребления этих слов в контексте:

труд, вода, борьба, клокотать, мягкий.

2. Составьте (или подберите иллюстраций из произведений
отечественной литературы) предложения, в которых были бы
использованы все известные вам типы значений приводимых
ниже слов (свободные и несвободные: фразеологически
связанные, синтаксически обусловленные, конструктивно
ограниченные):

печать, зверь, короткий, буланый, играть.

3. Укажите способ развития значений (метафорический,
метонимический) выделенных слов в приводимых ниже
предложениях:

- Прапорщик, я вам в третий раз кричу: передайте ротному продвинуться до деревьев, рассыпаться в цепь! (А.Н. Толстой)....под каждым ей листком был готов и стол, и дом (Крылов). Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги (Добронравов).

4. Многозначность или омонимию иллюстрируют выделенные
языковые факты? Свой ответ аргументируйте.

Наш город - крупный железнодорожный узел. Он завязал веревку двойным узлом. Из-за поворота показалась женщина с большим узлом. 30 узлов в час - это небольшая скорость.

5. Подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид
омонимии, составьте с данными словами предложения:

балка, лисичка, метать, замок, пропасть.

6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям
нижеследующих слов:

добрый, слабый, красивый, белый, теплый.

7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова.
Укажите, какие из них являются историзмами, а какие -
архаизмами. Определите тип архаизма:

-Дай рученьку, дай рученьку свою, - прерывистым голосом твердил он. -Очи мои давно погасли, а руки зрят. Перстами своими оглядеть тебя хочу. Царь - государь, дозволь! (Шишков). Но в нужде лишь узнать льзя истинного друга (Крылов).

8. С приводимыми ниже словами составьте предложения и
укажите, в чем специфика использования каждого из слов
(ограниченность круга слов, с которыми они сочетаются; участие
в образовании терминологических сочетаний; постоянный или
временный характер признака, свойства, качества и т.д.). Какое
языковое явление иллюстрируют эти лексические единицы?
Адресат - адресант, артистичный - артистический, действенный -
действительный.

9. Какие из нижеследующих слов вы считаете мотивированными,
какие - нет? Ответы аргументируйте:

резец, олово, бремя, рыло, быть.

10. Распределите следующие словосочетания на свободные и
устойчивые. Определите тип устойчивого словосочетания по
классификации В.В. Виноградова (фразеологические сращения,
фразеологические единства, фразеологические сочетания):

игра природы, перейти Рубикон, толочь воду в ступе, белая бумага, морской воздух.

Вариант V.

1. Перечислите виды лексических значений в зависимости от
непосредственной или опосредованной связи наименования с
предметами (явлениями, действиями, качеством и т.д.) реальной
действительности. Укажите, какие вам известны значения
приводимых ниже слов. Иллюстрируйте свои выводы примерами
употребления этих слов в контексте:

яблоко, хлеб, век, легкий, бить.

2. Составьте (или подберите иллюстрации из произведений
отечественной литературы) предложения, у которых были бы
использованы все известные вам типы значений приводимых
ниже слов (свободные и несвободные: фразеологически
связанные, синтаксически обусловленные, конструктивно
ограниченные):

петух, отвести, брать, гнедой, звездный.

3. Укажите способ развития значений (метафорический,
метонимический) выделенных слов в приводимых ниже
предложениях:

О том, что началась война, Синцов и Маша узнали в Симферополе на жарком привокзальном пятачке (Симонов). В оркестре одна труба, издающая всего два звука, ревела сака по себе низким басом все громче и ближе, наполняла всю голову тупым уханьем (А.Н. Толстой). Большая кисть винограда лежала перед ней.

4. Многозначность или омонимию иллюстрируют выделенные
языковые факты? Свой ответ аргументируйте.

Худой мир лучше доброй ссоры. Ее худое лицо подернулось золотом солнца. Худые рукавицы не грели. Благодарю сестру Елисавету. Что нашей дружбой и худым родством Не брезгает она! (А.К. Толстой).

5. подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид омонимии, составьте с данными словами предложения:

рано, растворить, луг, шашка, пила.

 

6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям нижеследующих слов:

сухой, яркий, крепкий, полный, узкий.

7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова.
Укажите, какие из них являются историзмами, а какие -
архаизмами. Определите тип архаизма:

Певец любви, певец богов,

Скажи мне, что такое слава?

Могильный гул, хвалебный глас,

Из рода в роды звук бегущий

Или под сенью дымной кущи

Цыгана дикого рассказ? (Пушкин).

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык... (Пушкин).

8. С приводимыми ниже словами составьте предложения и укажите, в чем специфика использования каждого из слов (ограниченность круга слов, с которыми они слетаются; участие в образовании терминологических сочетаний; постоянный или временный характер признака, свойства, качества и т.д.). Какое языковое явление иллюстрируют эти лексические единицы?

Диалектный - диалектологический, голосовой - голосистый, одеть - надеть,

9. Какие из нижеследующих слов вы считаете мотивированными,
какие - нет? Ответы аргументируйте:

околица, гусеница, круговерть, солонка, город.

10. Распределите следующие словосочетания на свободные и
устойчивые. Определите тип устойчивого словосочетания по
классификации В.В. Виноградове (фразеологические сращения,
фразеологические единства, фразеологические сочетания):

заклятый враг, железная дорога, новости недели, голубое небо, чувство локтя.

Вариант VI.

1. Перечислите виды лексических значений в зависимости от
непосредственной или опосредованной связи наименования с
предметами (явлениями, действиями, качеством и т.д.) реальной
действительности. Укажите, какие вам известны значения
приводимых ниже слов. Иллюстрируйте спои выводы примерами
употребления этих слов в контексте:

почва, закат, рука, плохой, чистый.

2. Составьте (или подберите иллюстрации из произведений
отечественной литературы) предложения, в которых были бы
использованы все известные вам типы значений приводимых
ниже слов (свободные и несвободные: фразеологически
связанные, синтаксически обусловленные, конструктивно
ограниченные):

чудо, кромешный, следовать, золотой, морской.

3. Укажите способ развития значений (метафорический,
метонимический) выделенных слов в приводимых ниже
предложениях:

Зеленые бороды мха липнут к одежде (Песков). Для всех было ясно, что на сцену пришел новый несомненный талант, восходит новая звезда (Скиталец). Лес молчал, только-только пробуждаясь от сна... (Троепольский).

4. Многозначность или омонимию иллюстрируют выделенные
языковые факты? Свой ответ аргументируйте.

Мне не хочется открыть глаза, потому что я чувствую сквозь закрытые веки солнечный свет...(Гаршин). Я любил тебя больше всего на свете. Включи свет: становится темно.

- Так, видно, Бог велел. Мой Вайя моложе был меня, мой свет, а было мне тринадцать лет (Пушкин). Он встал сегодня чуть свет.

5. Подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид
омонимии, составьте с данными словами предложения:

язык, шах, ленка, крона, мыло.

6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям
нижеследующих слов:

жесткий, старый, яркий, далекий, дикий.

7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова.
Укажите, какие из них являются историзмами, а какие -
архаизмами. Определите тип архаизма:

Гувернер молодого графа обратил внимание на способности мальчика к наукам. Здесь полковой цирюльник бреет унтер-офицеров (Никулин). Гаврила прибежал в страшных попыхах (Тургенев).

8. С приводимыми ниже словами составьте предложения и
укажите, в чем специфика использования каждого из слов
(ограниченность круга слов, с которыми они сочетаются; участие
в образовании терминологических сочетаний; постоянный или
временный характер признака, свойства, качества и т.д.). Какое
языковое явление иллюстрируют эти лексические единицы?
Гордыня - гордость, костный - костяной, действенный -
действительный.

9. Какие из нижеследующих слов вы считаете мотивированными,
какие - нет? Ответы аргументируйте:

портной, кольцо, мешок, учить, сугроб.

10. Распределите следующие словосочетания на свободные и
устойчивые. Определите тип устойчивого словосочетания по
классификации В.В. Виноградова (фразеологические сращения,
фразеологические единства, фразеологические сочетания):
потупить взор, насупить брови, толочь воду в ступе, тянуть
лямку, зеленая улица.

Вариант VII.

1. Перечислите виды лексических значений в зависимости от непосредственной или опосредованной связи наименования с предметами (явлениями, действиями, качеством и т.д.) реальной действительности. Укажите, какие вам известны значения приводимых ниже слов. Иллюстрируйте свои выводы примерами употребления этих слов в контексте:

дело, машина, пионер, зеленый, свистеть.

2. Составьте (или подберите иллюстрации из произведений
отечественной литературы) предложения в которых были бы
использованы все известные вам типы значений приводимых
ниже слов (свободные и несвободные: фразеологически
связанные, синтаксически обусловленные, конструктивно
ограниченные):

объеденье, заклятый, грибной, беспробудный, брать.

3. Укажите способ развития значений (метафорический,
метонимический) выделенных слов в приводимых ниже
предложениях:

За далекие пригорки уходил сраженья жар (Твардовский), Через некоторое время, когда Матвей несколько узнал язык, он пришел работать на ферму к дюжему немцу, который, сам страшный силач, ценил и в Матвее его силу (Короленко). Я три тарелки съел! - И полно, что за счеты! (Крылов).

4. Многозначность или омонимию иллюстрируют выделенные
языковые факты? Свой ответ аргументируйте.

У обоих у вас характеры! Коса на камень... Развели бы вас по разным районам, что ли! (Овечкин). Он мечтал поселиться в деревне, развести кур, гусей. На Неве уже развели мосты. Порошок нужно развести в двух литрах теплой воды. На высоком берегу реки туристы развели костер.

5. Подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид
омонимии, составьте с данными словами предложения:

пол, зефир, лечу, есть, домино.

6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям нижеследующих слов:

гладкий, легкий, теплый, свежий, узкий.

7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова.
Укажите, какие из них являются историзмами, а какие -
архаизмами. Определите тип архаизма:

Уж не знаю, как утешить великого князя, - не будет в его Кирасаирском полку правофлангового в сажень ростом. Эти миллионы выколачивают бурмистры из русских крестьян (Никулин). Сказалась усталь долгая, истома непомерная (Некрасов).

8. С приводимыми ниже словами составьте предложения и
укажите, в чем специфика использования каждого из слов
(ограниченность круга слов, с которыми они сочетаются; участие
в образовании терминологических сочетаний; постоянный или
временный характер признака, свойства, качества и т.д.). Какое
языковое явление иллюстрируют эти лексические единицы?
стилевой - стилистический, поверка - проверка, оплатить -
уплатить.

9. Какие из нижеследующих слов вы считаете мотивированными,
какие - нет? Ответы аргументируйте:

перстень, ожерелье, солонка, делить, чесать.

10. Распределите следующие словосочетания на свободные и
устойчивые. Определите тип устойчивого словосочетания но
классификации В.В. Виноградова (фразеологические сращения,
Фразеологические единства, фразеологические сочетания):
кануть в Лету, без году неделя, смотреть сквозь пальцы, шелест
леса, крепкий сон.

Вариант VIП.

1. Перечислите виды лексических значений в зависимости от непосредственной или опосредованной связи наименования с предметами (явлениями, действиями, качеством и т.д.) реальной действительности. Укажите, какие вам известны значения приводимых ниже слов. Иллюстрируете свои выводы примерами употребления этих слов в контексте:

нос, класс, закат, черный, тяжелый.

2. Составьте (или подберите иллюстрации из произведений
отечественной литературы) предложения, в которых были бы
использованы все известные вам типы значений приводимых
ниже слов (свободные и несвободные: фразеологически
связанные, синтаксически обусловленные, конструктивно
ограниченные):

гвоздь, пила, голова, карликовый, заклятый.

3. Укажите способ развития значений (метафорический,
метонимическй) выделенных слов в приводимых ниже
предложениях:

Заря окликает другую, дымится овсяная гладь... (Есенин). Рядом была Майя, светились ее радостные глаза, в солнечных лучах, заглядывавших в окна, переливался золотой шелк ее локонов (Кочетов). Пушкина я послал Вам посылкою. Надеюсь, что Вы уже получили (Чехов).

4. Многозначность или омонимию иллюстрируют выделенные
языковые факты? Свой ответ аргументируйте.

Класс, в который попала Наташа, считался лучшим в школе. Команда показала игру высочайшего класса. По соотношению основы инфинитива и основы настоящего времени глаголы делятся на несколько классов. Пытаясь скрыть волнение, молодой учитель вошел в класс.

5. Подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид
омонимии, составьте с данными словами предложения:

норка, брак, лихой, род осаливать.

6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям
нижеследующих слов:

прямой, добрей, новый, широкий, низкий.

7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова.
Укажите, какие из них являются историзмами, а какие -
архаизмами. Определите тип архаизма:

Полковник Пыхов гоняет стрельцов на свои подмосковные вотчины, и там они работают как холопы (А.Н. Толстой). Не токмо же творять невежи, но и вежи, попове и книжници (Словарь И.И. Срезневского).

8. С приводимыми ниже словами составьте предложения и
укажите, в чем специфика использования каждого из слов
(ограниченность круга слов, с которыми они сочетаются; участие
в образовании терминологических сочетаний; постоянный или
временный характер признака, свойства, качества и т.д.). Какое
языковое явление иллюстрируют эти лексические единицы?
Дымный - дымовой, сытый - сытный, комичный - комический.

9. Какие из нижеследующих слов вы считаете мотивированными,
какие - нет? Ответы аргументируйте:

столяр, суббота, звонок, тротуар, пустырь.

10. Распределите следующие словосочетания на свободные и
устойчивые. Определите тип устойчивого словосочетания по
классификации В.В. Виноградова (фразеологические сращения,
фразеологическиеединства, фразеологические сочетания):
строить дорогу, иерихонская труба, толочь воду в ступе,
щекотливое положение, рыльце в пушку.

Вариант IX.

1. Перечислите виды лексических значений в зависимости от
непосредственной или опосредованной связи наименования с
предметами (явлениями, действиями, качеством и т.д.) реальной
действительности. Укажите, какие вам известны значения
приводимых ниже слов. Иллюстрируйте свои выводы примерами
употребления этих слов в контексте:

крыло, язык, горячий, острый, обойти.

2. Составьте (или подберите иллюстрации из произведений
отечественной литературы) предложения, в которых были бы
использованы все известные вам типы значений приводимых
ниже слов (свободные и несвободные: фразеологические
связанные, синтаксические обусловленные, конструктивно
ограниченные):

смена, чревато, мягкий, карий.

3. Укажите способ развития значений (метафорический,
метонимический) выделенных слов в приводимых ниже
предложениях:

Что, дремучий лес, призадумался, грустью темной затуманился... (Кольцов). Золотые очки круто отвернулись (Кольцов). Целые снопы блестящих крупных звезд летел во все стороны из отверстия печи, громко треща и исчезая в воздухе (Куприн).

4. Многозначность или омонимию иллюстрируют выделенные
языковые факты? Свой ответ аргументируйте.

Сапоги были еще крепкие, хотя и не новые. Он любил крепкий кофе. Его молодой, крепкий организм помог ему справиться с болезнью. После кратковременной оттепели снова наступили крепкие морозы. Он ответил ему крепким рукопожатием.

5. Подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид
омонимии, составьте с данными словами предложения:

костный, плод, кружки, хром, течь.

6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям
нижеследующих слов:

глубокий, глухой, черный, старый, низкий.

7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова.
Укажите, какие из них являются историзмами, акакие -
архаизмами. Определите тип архаизма:

Но в нужде лишь узнать льзя истинного друга (Крылов). Городничий жаден, за грош удавятся, сызнова барщину завел (Никулин). Но слушай: в родине моей между пустынных рыбарей наука дивная таится (Пушкин).

8. С приводимыми ниже словами coставьте предложения и
укажите, в чем специфика использования каждого из слов
(ограниченность круга слов, с которыми они, сочетаются; участие
в образовании терминологических сочетаний; постоянный или
временный характер признака, свойства, качества и т.д.). Какое
языковое явление иллюстрируют эти лексические единицы?

База - базис, голосистый - голосовой, соседний - соседский.

9. Какие из нижеследующих слов вы считаете мотивированными,
какие - нет? Ответы аргументируйте:

завтрак, земляника, сосед, стык, дуть.

10. Распределите следующие словосочетания на свободные и
устойчивые. Определите тип устойчивого словосочетания по
классификации В.В. Виноградова (фразеологические сращения,
фразеологические единства, фразеологические сочетания):
спустя рукава, крепкий сон, жить своим трудом, кромешный ад,
щекотливое положение.

Вариант X.

1. Перечислите вид лексических значений в зависимости от
непосредственной или опосредованной связи наименования с
предметами (явлениями, действиями, качеством и т.д.) реальной
действительности. Укажите, какие вам известны значения
приводимых ниже слов. Иллюстрируйте свои выводы примерами
употребления этих слов в контексте:

угол, озеро, слово, глубокий, сладкий.

2. Составьте (или подберите иллюстрации и: произведений
отечественной литературы) предложения, в которых были бы
использованы все известные вам типы значений приводимых
ниже слов (свободные и несвободные: фразеологически
связанные, синтаксически обусловленные, конструктивно
ограниченные):

сердце, чудо, зверь, ввалиться, лопнуть.

3. Укажите способ развития значений (метафорический,
метонимический) выделенных слов в приводимых ниже
предложениях:

О, кто б немых ее страданий В сей быстрый миг не прочитал! (Пушкин). Рыбака этого уже знает весь берег (Казаков). Уже много лет в бригаду Федора Федоровича начальство посылало зеленых ребят и девчат - бывших разнорабочих... (С. Антонов).

4. Многозначность илиомонимию иллюстрируют выделенные
языковые факты? Свой ответ аргументируйте:

Острым ножом он быстро сделал надрез. В ромбе два острых угла. Не острый язык снискал ей много врагов. У него и в старости сохранилось острое зрение. Показались острые крыши домов.

5. Подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид
омонимии, составьте с данными словами предложения:

бор, домино, ключ, берегу, дороги.

6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям
нижеследующих слов:

высокий, дорогой, крепкий, белый, дикий.

7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова.
Укажите, какие из них являются историзмами, а какие -
архаизмами. Определите тип архаизма:

В сенях, на лестницах появились, протирая опухшие глаза, боярские дети из мелкопоместных, худородных - стольники, приписываемые Софьей к Петрову дворцу (А.Н. Толстой). Сказались усталь долгая, истома непомерная (Некрасов).

8. С приводимыми ниже словами составьте предложения и
укажите, в чем специфика использования каждое из слов
(ограниченность круга слов, с которыми они сочетаются; участие
в образовании терминологических сочетаний; постоянный или
временный характер признака, свойства, качества и т.д.). Какое
языковое явление иллюстрируют эти лексические единицы?
Костный - костяной, гордыня - гордость, одеть - надеть.

9. Какие из нижеследующих слов вы считаете мотивированными,
какие - нет? Ответы аргументируйте:

пятница, бульвар, скала, капля, песец.

10. Распределите следующие словосочетания на свободные и
устойчивые. Определите тип устойчивого словосочетания по классификации В.В. Виноградова (фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания):

насупить брови, избиение младенцев, при царе Горохе, вылететь в трубу, игра в мяч.

Вариант XI.

1. Перечислите виды лексических значений в зависимости от
непосредственной или опосредованной связи наименования с
предметами (явлениями, действиями, качеством и т.д.) реальной
действительности. Укажите, какие вам известны значения
приводимых ниже слов. Иллюстрируйте свои выводы примерами
употребления этих слов в контексте:

книга, крыло, мягкий, седой, играть.

2. Составьте (или подберите иллюстрации из произведений
отечественной литературы) предложения, в которых были бы
использованы все известные нам типы значений приводимых
ниже слов (свободные и несвободные: фразеологически
связанные, синтаксически обусловленные, конструктивно
ограниченные):

узы, объеденье, кромешный, плакаться, брать.

3. Укажите способ развития значений (метафорический,
метонимический) выделенных слов в приводимых ниже
предложениях:

Налево, до самого горизонта, тянется золотое море поспевшей ржи. [Слышен голос Держиморды:] Куда лезешь, борода? (Гоголь). Но едва она успела начать, как весь зал покатился от хохота (Авилова).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных