Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Циркумфикс –То же,конфикс. 5 страница




4. Многозначность или омонимию иллюстрируют выделенные
языковые факты? Свой ответ аргументируйте.

И грянул бой, Полтавский бой (Пушкин). Мальчик был на американском бриге "Бетси" и принадлежал капитану..., которому чистил платье, сапоги и подавал кофе... Капитан звал слугу своего "боем", и мальчик был уверен, что это его имя (Станюкович). В кулачном бою Федько не было равных.

5. Подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид
омонимии, составьте данными словами предложения:

такса, сорока, девица, почитать, лихой.

6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям
нижеследующих слов:

грубый, свежий, низкий, яркий, теплый.

7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова,
Укажите, какие из них являются историзмами, а какие -
архаизмами. Определите тип архаизма:

Малюта, мучимый завистью и любочестием, издавна домогался боярства; но царь... оставлял происки его без внимания. Скуратов решил напомнить о себе Иоанну. В этот самый день, при выходе царя из опочивальни, он бил ему челом, исчислил все свои заслуги и в награждение просил боярской шапки (А. К. Толстой).

8. С приводимыми ниже словами составьте предложения и
укажите, в чем специфика использования каждого из слов
(ограниченность круга слов, с которыми они сочетаются; участие
в образовании терминологических сочетаний; постоянный или
временный характер признака, свойства, качества и т.д.). Какое
языковое явление иллюстрируют эти лексические единицы?
Парламентер - парламентарий, костный - костистый, абонент -
абонемент.

9. Какие из нижеследующих слов Вы считаете мотивированными,
какие - нет? Ответы аргументируйте:

запад, зонтик, столяр, варенье, сад.

10. Распределите следующие словосочетания на свободные и
устойчивые. Определите тип устойчивого словосочетания по
классификации В.В. Виноградова (фразеологические сращения,
фразеологические единства, фразеологические сочетания):
стрелять глазами, интересное положение, кромешная тьма,
прокрустово ложе, собака на сене.

Вариант XII.

1. Перечислите виды лексических значений в зависимости от
непосредственной или опосредованной связи наименования с
предметами (явлениями, действиями, качеством и т.д.) реальной
действительности. Укажите, какие вам известны значения
приводимых ниже слов. Иллюстрируйте свои выводы примерами
употребления этих слов в контексте:

земля, крыло, соль, тупой, мягкий.

2. Составьте (или подберите иллюстрации из произведений
отечественной литературы) предложения, в которых были бы
использованы все известные вам типы значений приводимых
ниже слов (свободные и несвободные: фразеологически
связанные, синтаксически обусловленные, конструктивно
ограниченные):

борода, навострить, идти, заклятый, синий.

3. Укажите способ развития значений (метафорический,
метонимический) выделенных слов а приводимых ниже
предложениях:

Заря окликает другую, дымится овсяная гладь... (Есенин). Бывший пограничный городок захватил в свои руки всю хлебную торговлю и все операции со степным сырьем (Мамин-Сибиряк). В эту самую минуту перед ним явилась маска и положила ему на плечо свою руку (Салтыков-Щедрин).

4. Многозначность или омонимию иллюстрируют выделенные
языковые факты? Свой ответ аргументируйте.

Нужно еще развести гостей по домам. После тщательного изучения всех обстоятельств дела суд развел супругов. На высоком берегу реки туристы развели костер. Он мечтал поселиться в деревне, развести кур, гусей. Порошок нужно развести в двух литрах теплой воды.

5. Подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид
омонимии, составьте с данными словами предложения:

жир, стекло, звать, замок, растворить.

6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям
нижеследующих слов.

холодный, глухой, горький, сухой, высокий.

7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова.
Укажите, какие из них являются историзмами, а какие - архаизмами. Определите тип архаизма:

Святослав, сын Игорев, первый князь славянского имени, был еще отрок (Карамзин). Таможенникомъ велети беремена всякие, коробьи и бочки свивати и связывати дрягилемъ (Таможенная Новгородская грамота 1571г.).... и очутятся на бреге в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря... (Пушкин).

8. С приводимыми ниже словами составьте предложения и
укажите, в чем специфика использования каждого из слов
(ограниченность круга слов, с которыми они сочетаются; участие
в образовании терминологических сочетаний; постоянный или
временный характер признака, свойства, качества и т.д.). Какое
языковое явление иллюстрируют эти лексические единицы?
Остатки - останки, диктат - диктант, трагичный - трагический.

9. Какие из нижеследующих слов Вы считаете мотивированными,
какие - нет? Ответы аргументируйте:

снеговик, кофейник, стол, видеть, шить.

10. Распределите следующие словосочетания на свободные и
устойчивые. Определите тип устойчивого словосочетания по
классификации В.В. Виноградова (фразеологические сращения,
фразеологические единства, фразеологические сочетания):
ахиллесова пята, выносить сор из избы, кромешный ад,
сосредоточенно думать, стучать топором.

 

 

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра общего языкознания и славянских языков

 

 

Контрольная работа

по курсу «Введение в языкознание»

Раздел «Грамматика»

 

 

Кемерово 2008

 

 

Составитель: к.ф.н., доцент Рабенко Т.Г.

Контрольная работа по курсу «Введение в языкознание» / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; сост. Т.Г. Рабенко. – Кемерово, 2008. – 19 с.

 

Контрольная работа по курсу «Введение в языкознание» содержит варианты заданий, связанных с повторением теоретического и практического материалов раздела «Грамматика».

 

Утверждено на заседании кафедры общего языкознания и славянских языков «»2008 г. _ _ Зав. кафедрой М.В. Пименова Утверждено методкомиссией факультета филологии и журналистики «»2008 г. _ _ Председатель методкомиссии И.В. Ащеулова  

Данная контрольная работа выполняется студентами первого курса дневного отделения факультета филологи и журналистики по учебному графику, определенному рабочей программой курса «Введение в языкознание»

Настоящая работа имеет цель – отработать на практике и закрепить теоретические сведения, полученные студентами при изучении раздела «Грамматика».

Перед выполнением заданий предполагается повторение теоретического материала по рекомендованной литературе.

 

Список рекомендованной литературы.

11. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. – Саратов, 1973. – Глава «Грамматика».

12. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987. – Глава «Грамматика».

13. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1997. – Глава «Грамматика».

14. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М., 1996. – Глава «Грамматика».

15. Записи лекций.

Вариант 1

1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава:
а) слова, состоящие только из корня; б) слова, состоящие из корня и флексии; в) слова, состоящие из корня, суффикса и флексии; г) слова, состоящие из префикса, корня и флексии; д) слова, содержащие все четыре типа морфем:

морозец, огорчить, пища, дневник, носильщик, преувеличение, пожа­рище, покорный, ручей, бездарный, больной, перегрызть, вокруг, забег, бы­стро, еще, свинина, добрый, вино, здесь, нападение.

2. Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ:
таскают, бежали, ехал, слышим, бегу, спали, читаешь, плачет, ем, сел,

скачет, встаем, хотят, живешь, будете, пишут, сидите, рисую, дарю, прыгал, летит, бродим, поет, веришь, летаю, рычат, ходили, люблю.

3. Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа
основы (производная или непроизводная). Обоснуйте правильность своего
решения:

село, родина, лебедь, детство, радость, кость, лес, сотня, пень, длина, бездна, весна, мыло, воля, зуб,

4. Определите, какими способами выражены грамматические значения:
интересный - интереснейший - самый интересный; брать - взять; два -

второй; говорить - буду говорить; дом - дома, в доме; писать - писал бы; чи­тать - перечитать; берег - прибрежный; стол - застолье; мир любит покой -покой любит мир.

5. Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере
данных слов основные различия между знаменательными и служебными
частями речи:

... он шел прямо на сидящих, около которых проходила тропинка[...]

- Где пройти к заставе? Здесь?

Но они не ответили. Бритый свистнул что-то неопределенное и насмешливое, а другие двое молчали и смотрели с тяжелой, зловещей при­стальностью. Краснощекий, оплывший, приподнялся на локти, потом нере­шительно, как медведь, оперся на лапы и встал, тяжело вздохнув (Л. Андре­ев).

6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся
с разными частями речи. Установите вид трансформации:

столовая, в охапку, рядом, батюшки!, провожающие, гримерная, благо­даря, утром, лежа, рядовой.

7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу
подчинительной связи, по характеру стержневого слова, по характеру смы­словых отношений между компонентами):

лист тополя, некто в красном, очень громко, самый прилежный ученик, ждать письмо, многообразие языков, символический образ, второй слева, мечты о счастье, бесконечно жаль.

8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте
их:

Лес совсем голый, слоем полого листа застлана заглохшая тропинка, что теряется в густых зарослях орешника и молодых берез. Все замерло, только резкий крик сойки из соснового мелколесья вновь и вновь нарушает тишину (Б. Александров).

9. Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное членение предложений:

Где ты работал летом? - Летом я работал в стройотряде. Когда ты рабо­тал в стройотряде? - Яработал в стройотряде летом. Кто летом работал в стройотряде? - В стройотряде летом работал я. Что ты делал в стройотряде? -В стройотряде я работал.

Вариант II

1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава:
а) слова, состоящие только из корня; б) слова, состоящие из корня и флек­сии; в) слова, состоящие из корня, суффикса и флексии; г)слова, состоящие
из префикса, корня и флексии; д) слова, содержащие все четыре типа морфем:

освобождение, зима, вешний, снег, вот, лечь, водный, комната, обрадо­ваться, здесь, примчаться, вечереть, наилучший, поклониться, манто, ниже, обеденный, пишущий, сильнее, друг, подсвечник.

2. Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ:
летят, стригли, смотрел, работаем, стригу, думали, веришь, гребет, ля­гу, работал, насыплет, встаем, смотрят, стоишь, будете, думай, верит, рабо­тают, стригите, насыплю, дышите, хотят, поет, таскают, верь, гребите, рисую,
смотри.

3. Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа
основы (производная или непроизводная). Обоснуйте правильность своего
решения:

степь, сухой, сад, родина, лесной, бездна, наручный, мышонок, пекарь, дружок, летчик, небылица, носатый, подлокотник, кость.

4. Определите, какими способами выражены грамматические значе­ния:

ссыпать - ссыпать, добрый - добрее - добрейший - самый добрый, хо­зяин - хозяева, белый - белый-белый, говорить - сказать, записать - записы­вать, стул - стулья, выразить - выражать, выходил - выхаживал, он - его.

5. Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере
данных слов основные различия между знаменательными и служебными час­тями речи:

-У нас выходной, - шептал торжественно, как в храме, Ильчин, потом он оказался у другого уха и продолжал: - У молодежи пьеска разойдется, лучше требовать нельзя. Вы не смотрите, что зал кажется маленьким, на са­мом деле он большой, а сборы здесь, между прочим, полные (М. Булгаков).

6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся
с разными частями. Определите эти части речи. Установите вид трансформа­ции:

мостовая, изысканный, любя, батюшки!, первый, прихожая, организованный, один, сидя, шагом.

7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу
подчинительной связи, по характеру стержневого слова, по характеру смы­словых отношений между компонентами):

нечто необъяснимое, девушка в белом, высоко прыгать, яйцо всмятку, первый по списку, ожидание гостей, краски осени, сорванный ветром, книга брата, запах мыла.

8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте
их:

Под горой текла река и едва виднелась сквозь густую листву. Большая терраса вела из дома в сад, перед террасой красовалась продолговатая клум­ба, покрытая розами; на каждом конце клумбы росли две акации, еще в мо­лодости переплетенные в виде винта покойным хозяином (И. Тургенев).

9. Основываясь на смысле 'вопросов и ответов, установите актуальное
членение предложений:

Кто вчера смотрел интересное кино? - Мы вчера смотрели интересное кино. Какое кино вы вчера смотрели? - Вчера мы смотрели интересное кино. Когда вы смотрели интересное кино? - Интересное кино мы смотрели вчера. Что вы вчера делали? - Вчера мы смотрели интересное кино.

Вариант III

1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава:
а) слова, состоящие только из корня; б) слова, состоящие из корня и флек­сии; в) слова, состоящие из корня, суффикса и флексии; г) слова, состоящие
из префикса, корня и флексии; д) слова, содержащие все четыре типа мор­фем:

носовой, поднос, горячий, год, наука, вершина, преображение, лишь, верх, сильнее, здесь, лесок, подбежал, загородить, клеветник, там, извеще­ние, богач, бетонщик, худоба, подготовка.

2. Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ:
стеной, дереву, ручьи, воробья, ночь, полем, девочка, столами, беда,

солдаты, чая, хлеба, воды, край, лесом, мячи, морями, мышей, рекой, окно, ветром, зиму, морю, перья, птица, книгами, сугробы, дочь.

3.Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа
основы (производная или непроизводная). Обоснуйте правильность своего
решения:

появляться, правый, представитель, исход, лицо, мощность, мощь,, мышление, пуск, испускать, образец, образцовый, обстановка, оборот, ста­рик.

4. Определите, какими способами выражены грамматические значе­ния:

обрезать - обрезать, искать - найти, учить - выучить, прилежнейший -самый прилежный, верить - верил бы, цыпленок - цыплята, лоб - лба, длин­ный - длиннее - длиннейший, стоял - стоял-стоял, постелить - постлать.

5. Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере
Данных слов основные различия между знаменательными и служебными час­тями речи:

Помощник швейцара, незнакомый Анне молодой малый, только что отворил ей дверь, как она уже вошла в нее и, вынув из муфты трехрублевую бумажку, поспешно сунула ему в руку. [...] Заметив замешательство неиз­вестной, сам Капитоныч вышел к ней, пропустил в двери и спросил, что ей угодно (Л. Толстой),

6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся
с разными частями речи. Определите эти части речи. Установите вид транс­
формации:

больной, здравствуй!, сидя, первый, расстроенный, приемная, впереди, утром, караул!, один.

7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу
подчинительной связи, по характеру стержневого слова, по характеру смы­словых отношений между компонентами);

фото в рамке, кто-то другой, плоды рябины, громко смеяться, цвета бордо, второй справа, утомленные ожиданием, очень быстро, идти пешком, берег моря.

8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте
их:

В высокой густой ржи виднелись кой-где на выжатой полосе согнутая спина женщины, взмах колосьев, когда она перекладывала их между пальцев, женщина в тени, нагнувшаяся - над люлькой, и разбросанные снопы по усе­янному васильками жнивью (А. Толстой).

9. Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное
членение предложений:

Где ты был летом? - Летом я ездил в Крым. Когда ты ездил в Крым? -В Крым я ездил летом. Кто ездил в Крым летом? - Я ездил в Крым летом. Что ты делал в Крыму летом? - Летом в Крыму я отдыхал.

Вариант IV

1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава:
а) слова, состоящие только из корня; б) слова, состоящие из корня и флексии; в) слова, состоящие из корня, суффикса и флексии; г) слова, состоящие
из префикса, корня и флексии; д) слова, содержащие все четыре типа морфем:

подлокотник, рубашонка, переплетчик, вот, плющ, омоложение, глупее, рыжий, тут, городишко, ежовый, полет, товар, кровяной, устареть, мы­шонок, дом, желтеть, здесь, вынос, бетонщик.

2. Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ:
стол, картину, солдатами, глаза, ручьями, стену, дом, экзамены, те­
мой, уровнями, столы, стенами, рубля, столу, жизнью, картина, ручьем, солдат, тем, литературой, уровни, языками, глаз, ручей, домом, рублей, литература, экзаменом.

3. Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа
основы (производная или непроизводная). Обоснуйте правильность своего
решения:

сотрудник, рука, ручной, корень, книга, вода, подводник, белый, дед, кость, пень, зубной, село, лес, золотистый.

4. Определите, какими способами выражены грамматические значе­ния:

выносит - выносить, писать - записать, ловить - поймать, умный - ум­нее - умнейший - самый умный, белый - белый-белый, плохо - хуже, пень -пня, ходил - хаживал, лошадь - лошади, научу - научил бы.

5: Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере данных слов основные различия между знаменательными и служебными частями речи:

- Родина? Она вот что...- сказал я и на минуту задумался. - Родина - это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха, деревьев, цветов и полей [...] Чувство Родины - это необъяснимое. Оно - шестое чувство (А. Куприн).

6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся с разными частями речи. Определите эти части речи. Установите вид трансформации:

боком, лежа, один, встречающий, рядовой, (в)дали, военный, благода­ря, батюшки!, впереди.

7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу подчинительной связи, по характеру стержневого слова, по характеру смысло­вых отношений между компонентами):

прибытие гостей, большой дом, открыть дверь, творчество поэта, изучает физику, громко петь, краски лета, каждый из нас.

8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте
их:

Дорога, вся изрытая темными колеями, шла темным хвойным лесом, пестревшим с обеих сторон яркой и песочной желтизной не облетевших еще листьев березы и лиственницы (Л. Толстой).

9. Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное членение предложений:

Что вы делали вчера? - Вчера мы выполняли контрольную работу по языкознанию. Кто вчера выполнял контрольную работу по языкознанию? -Мы вчера выполняли контрольную работу по языкознанию. Когда вы выполняли контрольную работу по языкознанию? - Вчера мы выполняли контроль­ную работу по языкознанию. Какую контрольную работу вы вчера выпол­няли? - Вчера мы выполняли контрольную работу по языкознанию.

Вариант V

1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава: а) слова, состоящие только из корня; б) слова, состоящие из корня и флексии; в) слова, состоящие из корня, суффикса и флексии; г) слова, состоящие из префикса, корня и флексии; д) слова, содержащие все четыре типа морфем:

подводник, жемчужина, парчовый, домик, сотрудница, плавник, волчонок, коснуться, вот, грузчик, подписчик, выше, письмишко, обманщик, по­клониться, если, забег, обшивка, кривизна, слепота, переплетчик.

2. Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ:
проведу, вернулись, пела, представлял, пишешь, приняли, поступит,

наградить, хотят, поздравил бы, приготавливает, знают, учи, стала, проведи­те, вывесил, проводил бы, вернет, представит, поёшь, проглочу, знаешь, по­шел, вернешь, представила бы, пиши, знаю, станешь.

3. Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа
основы (производная или непроизводная). Обоснуйте правильность своего
решения:

кожа, ягодка, сухой, голова, корень, гора, дом, кость, серебристый, время, быть, бабушка, лебедь, поле, зуб.

4. Определите, какими способами выражены грамматические значения:

брать - взять, погасить - погашу, стол царапает стул - стул царапает стол, блохи - блохи, светлый - светлее - светлейший - самый светлый, ходить - хаживать, стол - стола, маленький – маленький-маленький, лоб - лба, мы- нам.

5. Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере
данных слов основные различия между знаменательными и служебными частями речи:

Часто я спрашиваю себя, когда думаю о своих занятиях литературой, когда же это началось? И как это вообще начинается? Что впервые заставляет человека взять в руки перо, чтобы не выпускать его до конца жизни? Труднее всего вспомнить, когда это началось... (К. Паустовский).

6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся
с разными частями речи. Определите эти части речи. Установите вид транс­
формации:

блестящий, первый, караул!, утром, благодаря, стоя, раненый, тихо!, один, сумасшедший.

7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу
подчинительной связи, по характеру стержневого слова, по характеру смысловых отношений между компонентами):

прекрасное будущее, восстановить справедливость, область литерату­ры, дешевые сигареты, высоко прыгать, пожелтевшие листья, пора вставать, борец за свободу.

8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте
их:

Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки, а над зелеными пашнями, солидно и чинно взмахивая крыльями, но­сились грачи (А. Чехов).

9. Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное членение предложений:

Где ты отдыхал в августе? - В августе я отдыхал в Крыму. Что ты делал в Крыму? - В Крыму я отдыхал. Кто отдыхал в Крыму? - Я отдыхал в Крыму. Когда ты отдыхал в Крыму? - В Крыму я отдыхал в августе.

Вариант VI

1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава:
а) слова, состоящие только из корня; б) слова, состоящие из корня и флексии; в) слова, состоящие из корня, суффикса и флексии; г) слова, состоящие из префикса, корня и флексии; д) слова, содержащие все четыре типа морфем:

взмахивать, клюквенный, бусинка, зной, зубы, болтун, укрепление, летчик, легче, еще, выбрасывайте, хоккеист, если, носок, приклеить, холод, независимо, подстаканник, спереди, школьник, серебряный, переплетчик, глухота, вечерний, поиск, дележ, смолистый, поливной, подземный.

2. Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ:
новый, голубая, густых, солнечные, серьезную, самыми длинными, си­
ней, горный, свободный, высокими; густому, торжественней, национальной,
серьезными, свободными, лучшая, горные, солнечными, длинных, самую
светлую, красных, новой, красивую, новее, голубых, густыми, красное, чистое.

3. Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа
основы (производная или непроизводная). Обоснуйте правильность своего
решения:

крыло, стол, мыло, сухой, жара, детство, старик, служить, сад, садовник, родина, идти, село, бездна,

4. Определите, какими способами выражены грамматические значения:

он - его, отвечай, - отвечайте, дома - дома, класть - положить, стена -стене, посылать - послать, мать любит дочь - дочь любит мать, чистейший -самый чистый, длинный - длинный-длинный, хозяин - хозяева.

5. Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере
данных слов основные различия между знаменательными и служебными частями речи:

Каменные лестницы около дворца была освещены зарей; желтоватый свет падал на землю, отражаясь от стен и окон. Дворец просвечивал сквозь неясную темноту деревьев, как одинокий золотой лист светится ранней осенью сквозь гущу еще свежей и темной листвы (К. Паустовский).

6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся с разными частями речи. Определите эти части речи. Установите вид трансформации:

изысканный, первый, любя, стой!, шагом, мостовая, да, выходной, расстро­енный, но.

7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу
подчинительной связи, по характеру стержневого слова, по характеру смысловых отношений между компонентами):

уборка картофеля, молодой город, идти домой, почитать книгу, вера в себя, заниматься спортом, человек с портфелем, пробежать мимо.

8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте
их:

Почти полный месяц, уже теряя золотистый оттенок, всплывал над верхушками лип и больше и больше освещал белые тонкие тучки, изредка застилавшие его (Л. Толстой).

9.Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное
членение предложений:

Что ты делал летом? - Летом я работал в стройотряде. Кто летом работал в стройотряде? - Я работал в стройотряде летом. Что делал в стройотря­де? — В стройотряде я работал. Когда ты работал в стройотряде? - В стройот­ряде я работал прошлым летом.

Вариант VII

1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава:
а) слова, состоящие только из корня; б) слова, состоящие из корня и флексии; в) слова, состоящие из корня, суффикса и флексии; г) слова, состоящие из префикса, корня и флексии; д) слова, содержащие все четыре типа морфем:

сахарница, носатый, небылица, приукрасить, заголовок, подсвечник, если, блестящий, полет, вот, подоконник, кусает, игрок, морозец, еще, укус, цветок, мушка, бегство, бежать, метро.

2. Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ:
концертом, фабрику, барьеров, люди, документами, комментариев, пенсию, работой, величину, фонда, стаж, человеку, статьей, пенсии, концерт, барьеры, службой, работу, школой, людьми, комментариями, документ, правами, запах, величиной, стажем, школами, фонды.

3. Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа
основы (производная или непроизводная). Обоснуйте правильность своего
решения:

бодрость, бодрый, посадить, сад, лесник, род, доброта, уйти, нога, ножной, соль, солить, лист, пень, игрок.

4. Определите, какими способами выражены грамматические значения:

хорошо - лучше, ноги - ноги, большой - большой-большой, лес - леса, читать - читывать, друг - друзья, я - меня, неси - несите, стол царапает стул - стул царапает стол, садиться - сесть.

5. Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере
данных слов основные различия между знаменательными и служебными частями речи:

Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившие туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной лист­вы. Оно восторженно дышит нам в лицо своей целебной прохладой (К. Паустовский).

6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся
с разными частями речи. Определите эти части речи. Установите вид транс­
формации:

раненый, опустившийся, изысканный, караул!, но, первый, бегом, учёный, один, лёжа.

7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу
подчинительной связи, по характеру стержневого слова, по характеру смысловых отношений между компонентами):

идти быстро, мечтать о славе, белый снег, уставший от работы, берег моря, на средства родителей, время жить, холодная душа.

8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте
их:

Несколько молодых лип, стройно подымавших выше соломенной крыши соседнего дома свои кудрявые макушки, вместе с звуком жужжания пчел, чуть слышно колыхались своей темно-зеленой свежей листвой (Л. Толстой).

9. Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное
членение предложений:

Какую книгу ты читал? - Я читал интересную книгу. Что ты вчера делал? - Вчера я читал книгу вечером. Когда ты читал книгу? - Я читал книгу вчера. Кто читал книгу? - Книгу читал я.

Вариант VIII

1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава:
а) слова.; состоящие только из корня; б) слова, состоящие из корня и флексии;
в) слова, состоящие из корня, суффикса и флексии; г) слова, состоящие из
префикса, корня и флексии; д) слова, содержащие все четыре морфем:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных