ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Циркумфикс –То же,конфикс. 5 страница4. Многозначность или омонимию иллюстрируют выделенные И грянул бой, Полтавский бой (Пушкин). Мальчик был на американском бриге "Бетси" и принадлежал капитану..., которому чистил платье, сапоги и подавал кофе... Капитан звал слугу своего "боем", и мальчик был уверен, что это его имя (Станюкович). В кулачном бою Федько не было равных. 5. Подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид такса, сорока, девица, почитать, лихой. 6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям грубый, свежий, низкий, яркий, теплый. 7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова, Малюта, мучимый завистью и любочестием, издавна домогался боярства; но царь... оставлял происки его без внимания. Скуратов решил напомнить о себе Иоанну. В этот самый день, при выходе царя из опочивальни, он бил ему челом, исчислил все свои заслуги и в награждение просил боярской шапки (А. К. Толстой). 8. С приводимыми ниже словами составьте предложения и 9. Какие из нижеследующих слов Вы считаете мотивированными, запад, зонтик, столяр, варенье, сад. 10. Распределите следующие словосочетания на свободные и Вариант XII. 1. Перечислите виды лексических значений в зависимости от земля, крыло, соль, тупой, мягкий. 2. Составьте (или подберите иллюстрации из произведений борода, навострить, идти, заклятый, синий. 3. Укажите способ развития значений (метафорический, Заря окликает другую, дымится овсяная гладь... (Есенин). Бывший пограничный городок захватил в свои руки всю хлебную торговлю и все операции со степным сырьем (Мамин-Сибиряк). В эту самую минуту перед ним явилась маска и положила ему на плечо свою руку (Салтыков-Щедрин). 4. Многозначность или омонимию иллюстрируют выделенные Нужно еще развести гостей по домам. После тщательного изучения всех обстоятельств дела суд развел супругов. На высоком берегу реки туристы развели костер. Он мечтал поселиться в деревне, развести кур, гусей. Порошок нужно развести в двух литрах теплой воды. 5. Подберите омонимы к приведенным ниже словам, укажите вид жир, стекло, звать, замок, растворить. 6. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям холодный, глухой, горький, сухой, высокий. 7. В приводимых ниже предложениях найдите устаревшие слова. Святослав, сын Игорев, первый князь славянского имени, был еще отрок (Карамзин). Таможенникомъ велети беремена всякие, коробьи и бочки свивати и связывати дрягилемъ (Таможенная Новгородская грамота 1571г.).... и очутятся на бреге в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря... (Пушкин). 8. С приводимыми ниже словами составьте предложения и 9. Какие из нижеследующих слов Вы считаете мотивированными, снеговик, кофейник, стол, видеть, шить. 10. Распределите следующие словосочетания на свободные и
ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» Кафедра общего языкознания и славянских языков
Контрольная работа по курсу «Введение в языкознание» Раздел «Грамматика»
Кемерово 2008
Составитель: к.ф.н., доцент Рабенко Т.Г. Контрольная работа по курсу «Введение в языкознание» / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; сост. Т.Г. Рабенко. – Кемерово, 2008. – 19 с.
Контрольная работа по курсу «Введение в языкознание» содержит варианты заданий, связанных с повторением теоретического и практического материалов раздела «Грамматика».
Данная контрольная работа выполняется студентами первого курса дневного отделения факультета филологи и журналистики по учебному графику, определенному рабочей программой курса «Введение в языкознание» Настоящая работа имеет цель – отработать на практике и закрепить теоретические сведения, полученные студентами при изучении раздела «Грамматика». Перед выполнением заданий предполагается повторение теоретического материала по рекомендованной литературе.
Список рекомендованной литературы. 11. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. – Саратов, 1973. – Глава «Грамматика». 12. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М., 1987. – Глава «Грамматика». 13. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1997. – Глава «Грамматика». 14. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М., 1996. – Глава «Грамматика». 15. Записи лекций. Вариант 1 1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава: морозец, огорчить, пища, дневник, носильщик, преувеличение, пожарище, покорный, ручей, бездарный, больной, перегрызть, вокруг, забег, быстро, еще, свинина, добрый, вино, здесь, нападение. 2. Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ: скачет, встаем, хотят, живешь, будете, пишут, сидите, рисую, дарю, прыгал, летит, бродим, поет, веришь, летаю, рычат, ходили, люблю. 3. Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа село, родина, лебедь, детство, радость, кость, лес, сотня, пень, длина, бездна, весна, мыло, воля, зуб, 4. Определите, какими способами выражены грамматические значения: второй; говорить - буду говорить; дом - дома, в доме; писать - писал бы; читать - перечитать; берег - прибрежный; стол - застолье; мир любит покой -покой любит мир. 5. Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере ... он шел прямо на сидящих, около которых проходила тропинка[...] - Где пройти к заставе? Здесь? Но они не ответили. Бритый свистнул что-то неопределенное и насмешливое, а другие двое молчали и смотрели с тяжелой, зловещей пристальностью. Краснощекий, оплывший, приподнялся на локти, потом нерешительно, как медведь, оперся на лапы и встал, тяжело вздохнув (Л. Андреев). 6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся столовая, в охапку, рядом, батюшки!, провожающие, гримерная, благодаря, утром, лежа, рядовой. 7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу лист тополя, некто в красном, очень громко, самый прилежный ученик, ждать письмо, многообразие языков, символический образ, второй слева, мечты о счастье, бесконечно жаль. 8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте Лес совсем голый, слоем полого листа застлана заглохшая тропинка, что теряется в густых зарослях орешника и молодых берез. Все замерло, только резкий крик сойки из соснового мелколесья вновь и вновь нарушает тишину (Б. Александров). 9. Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное членение предложений: Где ты работал летом? - Летом я работал в стройотряде. Когда ты работал в стройотряде? - Яработал в стройотряде летом. Кто летом работал в стройотряде? - В стройотряде летом работал я. Что ты делал в стройотряде? -В стройотряде я работал. Вариант II 1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава: освобождение, зима, вешний, снег, вот, лечь, водный, комната, обрадоваться, здесь, примчаться, вечереть, наилучший, поклониться, манто, ниже, обеденный, пишущий, сильнее, друг, подсвечник. 2. Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ: 3. Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа степь, сухой, сад, родина, лесной, бездна, наручный, мышонок, пекарь, дружок, летчик, небылица, носатый, подлокотник, кость. 4. Определите, какими способами выражены грамматические значения: ссыпать - ссыпать, добрый - добрее - добрейший - самый добрый, хозяин - хозяева, белый - белый-белый, говорить - сказать, записать - записывать, стул - стулья, выразить - выражать, выходил - выхаживал, он - его. 5. Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере -У нас выходной, - шептал торжественно, как в храме, Ильчин, потом он оказался у другого уха и продолжал: - У молодежи пьеска разойдется, лучше требовать нельзя. Вы не смотрите, что зал кажется маленьким, на самом деле он большой, а сборы здесь, между прочим, полные (М. Булгаков). 6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся мостовая, изысканный, любя, батюшки!, первый, прихожая, организованный, один, сидя, шагом. 7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу нечто необъяснимое, девушка в белом, высоко прыгать, яйцо всмятку, первый по списку, ожидание гостей, краски осени, сорванный ветром, книга брата, запах мыла. 8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте Под горой текла река и едва виднелась сквозь густую листву. Большая терраса вела из дома в сад, перед террасой красовалась продолговатая клумба, покрытая розами; на каждом конце клумбы росли две акации, еще в молодости переплетенные в виде винта покойным хозяином (И. Тургенев). 9. Основываясь на смысле 'вопросов и ответов, установите актуальное Кто вчера смотрел интересное кино? - Мы вчера смотрели интересное кино. Какое кино вы вчера смотрели? - Вчера мы смотрели интересное кино. Когда вы смотрели интересное кино? - Интересное кино мы смотрели вчера. Что вы вчера делали? - Вчера мы смотрели интересное кино. Вариант III 1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава: носовой, поднос, горячий, год, наука, вершина, преображение, лишь, верх, сильнее, здесь, лесок, подбежал, загородить, клеветник, там, извещение, богач, бетонщик, худоба, подготовка. 2. Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ: солдаты, чая, хлеба, воды, край, лесом, мячи, морями, мышей, рекой, окно, ветром, зиму, морю, перья, птица, книгами, сугробы, дочь. 3.Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа появляться, правый, представитель, исход, лицо, мощность, мощь,, мышление, пуск, испускать, образец, образцовый, обстановка, оборот, старик. 4. Определите, какими способами выражены грамматические значения: обрезать - обрезать, искать - найти, учить - выучить, прилежнейший -самый прилежный, верить - верил бы, цыпленок - цыплята, лоб - лба, длинный - длиннее - длиннейший, стоял - стоял-стоял, постелить - постлать. 5. Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере Помощник швейцара, незнакомый Анне молодой малый, только что отворил ей дверь, как она уже вошла в нее и, вынув из муфты трехрублевую бумажку, поспешно сунула ему в руку. [...] Заметив замешательство неизвестной, сам Капитоныч вышел к ней, пропустил в двери и спросил, что ей угодно (Л. Толстой), 6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся больной, здравствуй!, сидя, первый, расстроенный, приемная, впереди, утром, караул!, один. 7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу фото в рамке, кто-то другой, плоды рябины, громко смеяться, цвета бордо, второй справа, утомленные ожиданием, очень быстро, идти пешком, берег моря. 8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте В высокой густой ржи виднелись кой-где на выжатой полосе согнутая спина женщины, взмах колосьев, когда она перекладывала их между пальцев, женщина в тени, нагнувшаяся - над люлькой, и разбросанные снопы по усеянному васильками жнивью (А. Толстой). 9. Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное Где ты был летом? - Летом я ездил в Крым. Когда ты ездил в Крым? -В Крым я ездил летом. Кто ездил в Крым летом? - Я ездил в Крым летом. Что ты делал в Крыму летом? - Летом в Крыму я отдыхал. Вариант IV 1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава: подлокотник, рубашонка, переплетчик, вот, плющ, омоложение, глупее, рыжий, тут, городишко, ежовый, полет, товар, кровяной, устареть, мышонок, дом, желтеть, здесь, вынос, бетонщик. 2. Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ: 3. Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа сотрудник, рука, ручной, корень, книга, вода, подводник, белый, дед, кость, пень, зубной, село, лес, золотистый. 4. Определите, какими способами выражены грамматические значения: выносит - выносить, писать - записать, ловить - поймать, умный - умнее - умнейший - самый умный, белый - белый-белый, плохо - хуже, пень -пня, ходил - хаживал, лошадь - лошади, научу - научил бы. 5: Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере данных слов основные различия между знаменательными и служебными частями речи: - Родина? Она вот что...- сказал я и на минуту задумался. - Родина - это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха, деревьев, цветов и полей [...] Чувство Родины - это необъяснимое. Оно - шестое чувство (А. Куприн). 6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся с разными частями речи. Определите эти части речи. Установите вид трансформации: боком, лежа, один, встречающий, рядовой, (в)дали, военный, благодаря, батюшки!, впереди. 7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу подчинительной связи, по характеру стержневого слова, по характеру смысловых отношений между компонентами): прибытие гостей, большой дом, открыть дверь, творчество поэта, изучает физику, громко петь, краски лета, каждый из нас. 8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте Дорога, вся изрытая темными колеями, шла темным хвойным лесом, пестревшим с обеих сторон яркой и песочной желтизной не облетевших еще листьев березы и лиственницы (Л. Толстой). 9. Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное членение предложений: Что вы делали вчера? - Вчера мы выполняли контрольную работу по языкознанию. Кто вчера выполнял контрольную работу по языкознанию? -Мы вчера выполняли контрольную работу по языкознанию. Когда вы выполняли контрольную работу по языкознанию? - Вчера мы выполняли контрольную работу по языкознанию. Какую контрольную работу вы вчера выполняли? - Вчера мы выполняли контрольную работу по языкознанию. Вариант V 1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава: а) слова, состоящие только из корня; б) слова, состоящие из корня и флексии; в) слова, состоящие из корня, суффикса и флексии; г) слова, состоящие из префикса, корня и флексии; д) слова, содержащие все четыре типа морфем: подводник, жемчужина, парчовый, домик, сотрудница, плавник, волчонок, коснуться, вот, грузчик, подписчик, выше, письмишко, обманщик, поклониться, если, забег, обшивка, кривизна, слепота, переплетчик. 2. Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ: наградить, хотят, поздравил бы, приготавливает, знают, учи, стала, проведите, вывесил, проводил бы, вернет, представит, поёшь, проглочу, знаешь, пошел, вернешь, представила бы, пиши, знаю, станешь. 3. Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа кожа, ягодка, сухой, голова, корень, гора, дом, кость, серебристый, время, быть, бабушка, лебедь, поле, зуб. 4. Определите, какими способами выражены грамматические значения: брать - взять, погасить - погашу, стол царапает стул - стул царапает стол, блохи - блохи, светлый - светлее - светлейший - самый светлый, ходить - хаживать, стол - стола, маленький – маленький-маленький, лоб - лба, мы- нам. 5. Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере Часто я спрашиваю себя, когда думаю о своих занятиях литературой, когда же это началось? И как это вообще начинается? Что впервые заставляет человека взять в руки перо, чтобы не выпускать его до конца жизни? Труднее всего вспомнить, когда это началось... (К. Паустовский). 6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся блестящий, первый, караул!, утром, благодаря, стоя, раненый, тихо!, один, сумасшедший. 7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу прекрасное будущее, восстановить справедливость, область литературы, дешевые сигареты, высоко прыгать, пожелтевшие листья, пора вставать, борец за свободу. 8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки, а над зелеными пашнями, солидно и чинно взмахивая крыльями, носились грачи (А. Чехов). 9. Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное членение предложений: Где ты отдыхал в августе? - В августе я отдыхал в Крыму. Что ты делал в Крыму? - В Крыму я отдыхал. Кто отдыхал в Крыму? - Я отдыхал в Крыму. Когда ты отдыхал в Крыму? - В Крыму я отдыхал в августе. Вариант VI 1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава: взмахивать, клюквенный, бусинка, зной, зубы, болтун, укрепление, летчик, легче, еще, выбрасывайте, хоккеист, если, носок, приклеить, холод, независимо, подстаканник, спереди, школьник, серебряный, переплетчик, глухота, вечерний, поиск, дележ, смолистый, поливной, подземный. 2. Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ: 3. Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа крыло, стол, мыло, сухой, жара, детство, старик, служить, сад, садовник, родина, идти, село, бездна, 4. Определите, какими способами выражены грамматические значения: он - его, отвечай, - отвечайте, дома - дома, класть - положить, стена -стене, посылать - послать, мать любит дочь - дочь любит мать, чистейший -самый чистый, длинный - длинный-длинный, хозяин - хозяева. 5. Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере Каменные лестницы около дворца была освещены зарей; желтоватый свет падал на землю, отражаясь от стен и окон. Дворец просвечивал сквозь неясную темноту деревьев, как одинокий золотой лист светится ранней осенью сквозь гущу еще свежей и темной листвы (К. Паустовский). 6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся с разными частями речи. Определите эти части речи. Установите вид трансформации: изысканный, первый, любя, стой!, шагом, мостовая, да, выходной, расстроенный, но. 7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу уборка картофеля, молодой город, идти домой, почитать книгу, вера в себя, заниматься спортом, человек с портфелем, пробежать мимо. 8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте Почти полный месяц, уже теряя золотистый оттенок, всплывал над верхушками лип и больше и больше освещал белые тонкие тучки, изредка застилавшие его (Л. Толстой). 9.Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное Что ты делал летом? - Летом я работал в стройотряде. Кто летом работал в стройотряде? - Я работал в стройотряде летом. Что делал в стройотряде? — В стройотряде я работал. Когда ты работал в стройотряде? - В стройотряде я работал прошлым летом. Вариант VII 1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава: сахарница, носатый, небылица, приукрасить, заголовок, подсвечник, если, блестящий, полет, вот, подоконник, кусает, игрок, морозец, еще, укус, цветок, мушка, бегство, бежать, метро. 2. Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ: 3. Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа бодрость, бодрый, посадить, сад, лесник, род, доброта, уйти, нога, ножной, соль, солить, лист, пень, игрок. 4. Определите, какими способами выражены грамматические значения: хорошо - лучше, ноги - ноги, большой - большой-большой, лес - леса, читать - читывать, друг - друзья, я - меня, неси - несите, стол царапает стул - стул царапает стол, садиться - сесть. 5. Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившие туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно восторженно дышит нам в лицо своей целебной прохладой (К. Паустовский). 6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся раненый, опустившийся, изысканный, караул!, но, первый, бегом, учёный, один, лёжа. 7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу идти быстро, мечтать о славе, белый снег, уставший от работы, берег моря, на средства родителей, время жить, холодная душа. 8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте Несколько молодых лип, стройно подымавших выше соломенной крыши соседнего дома свои кудрявые макушки, вместе с звуком жужжания пчел, чуть слышно колыхались своей темно-зеленой свежей листвой (Л. Толстой). 9. Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное Какую книгу ты читал? - Я читал интересную книгу. Что ты вчера делал? - Вчера я читал книгу вечером. Когда ты читал книгу? - Я читал книгу вчера. Кто читал книгу? - Книгу читал я. Вариант VIII 1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|