ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Циркумфикс –То же,конфикс. 6 страницабеготня, зло; учитель, гладь, молодость, лед, заплакать, да, бежать, подсвечник, травинка, побег, ещё, плывущее, любить, роса, пальба, коснуться, делёж, переплетчик, кино. 2. Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ: 3. Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа сад, садовый, садовник, род, родимый, родина, родня, медок, мед, медовый. 4. Определите, какими способами выражены грамматические значения: иду - шел, высокий - высочайший - наивысший, перерезать - перерезать, посылать - послать, книга - книги, вы - вас, мать любит дочь - дочь любит мать, длинный - длинный-длинный, брат - братья, брать - взять. 5. Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере данных слов основные различия между знаменательными и служебными частями речи: Зная, что что-то случилось, но, не зная, что именно, Вронский испытывал мучительную тревогу и, надеясь узнать что-нибудь, пошел в ложу брата. Нарочно выбрав противоположный от ложи Анны пролет партера, он, выходя, столкнулся с бывшим полковым командиром своим, говорившим с двумя знакомыми (Л. Толстой). 6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся с разными частями речи. Определите эти части речи. Установите вид трансформации: опустившийся, приёмная, первый, любя, военный, утром, провожающие, один, стоя, благодаря. 7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу подчинительной связи, по характеру стержневого слова, по характеру смысловых отношений между компонентами): идти пешком, рубить наотмашь, воздушный шар, состоять из деталей, яйцо всмятку, поступить в университет, любовь к жизни, страсть к наживе. 8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте Молодая поросль только что поднималась, и между сочных молодых кустов выдавались места с невысокой травой, в которой зрели и прятались розовато-белые ещё и кое-где красные ягоды (Л. Толстой). 9.Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное членение предложений: Где работают твои родители? - Мои родители работают на заводе. Чьи родители работают на заводе? - Мои родители работают на заводе. Кто из твоей семьи работает на заводе? - На заводе работают мои родители. Что производят на заводе? - На заводе производят станки. Вариант IX 1.Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава: Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ: 3. Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа охотный, охота, металл, металлист, любовь, любить, влюбиться, влюбчивый, ворот, воротник, воротничок, старик, старый, старец, старушка. 4. Определите, какими способами выражены грамматические значения: ребенок - дети, ужаснейший - самый ужасный» стол - стола, читать -читал бы, окна - окна, плохо - хуже, сковать — сковывать, скажу - скажешь -скажет, мы - нам, ходил - хаживал. 5. Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере данных слов основные различия между знаменательными и служебными частями речи: Что такое? Да неужели же малярия?! Что же с ним такое? Пульс прекрасный... Не позже чем через пять минут я, в надетых наизнанку носках, в незастегнутом пиджаке, взъерошенный, в валенках, проскочил через двор, еще совершенно темный, и вбежал во вторую палату (М. Булгаков). 6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся встречающие, ученый, благодаря, утром, выходной, первый, один, стоя, втайне, тихо! 7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу идти быстро, рубить топором, фантастические идеи, выходить из дома, мало места, стакан молока, душа нараспашку, право на труд, роман Толстого. 8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте их: Необозримое блестяще-желтое поле замыкалось только с одной стороны высоким синеющим лесом, который тогда казался мне самым отдаленным, таинственным местом, за которым или кончается свет, или начинаются необитаемые страны (Л. Толстой). 9. Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное членение предложений: Где работает твой отец? - Мой отец работает на заводе. Кто работает на заводе? - На заводе работает мой отец. Где продаются билеты в театр? - Билеты в театр продаются здесь. Какие билеты здесь продаются? - Здесь продаются билеты в театр. Вариант X 1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава: а) слова, состоящие только из корня; б) слова, состоящие из корня и флексии; в) слова, состоящие из корня, суффикса и флексии; г) слова, состоящие из префикса, корня и флексии; д) слова, содержащие все четыре морфем: молодость, устареть, завязал, немощный, внес, желтизна, нефтяной, глупее, посадка, позывной, смолистый, безработица, посветлеть, здесь, рожь, рассвет, полет, почерк, стеклянный, тут, подбросить. 2. Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ: красивее, новой, красные, длинных, солнечными, чистую, горная, серьёзными, свободную, национальная, торжественный, густое, высокими, свободной, самая светлая, горный, синей, длинными, гуще, новый, голубая, глубже, красивые, национальной, серьезную, самую длинную, красным, солнечную. 3. Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа основы (производная или непроизводная). Обоснуйте правильность своего решения: степь, сухой, сад, родина, лесной, бездна, наручный, мышонок, пекарь, дружок, летчик, небылица, носатый, подлокотник, кость. белый - белый-белый, он - его, стена - стены, двери - двери, думаю - думаешь - думает, мать любит дочь - дочь любит мать, научу - буду учить, списать - списывать, поразить - поражать, хозяин - хозяева, головы - головы. 5. Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере данных слов основные различия между знаменательными и служебными частями речи: Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью и в доме няни Арины Родионовны - единственном домике, оставшемся от времён Пушкина. Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо (К. Паустовский). 6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся с разными частями речи. Определите эти части речи. Установите вид трансформации: мороженое, изысканный, рассеянный, дудки!, втайне, сидя, беглый, один, впереди, первый. 7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу цвет лица, повесть о лесе, уездный город, таз из меди, взглянуть мимоходом, приятная встреча, девушка в косынке, очень бледный. 8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте По дорогам лежит неподвижно на палец сухая пыль и поднимается густым облаком, уносимым то вправо, то влево случайным слабым дуновением (Л. Толстой). 9. Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное Где ты был вчера вечером? - Вчера вечером я смотрел интересное кино. Кто вчера вечером смотрел кино? - Я вчера вечером смотрел кино. Какое кино ты смотрел вчера вечером? - Вчера вечером я смотрел интересное кино. В какой кинотеатр ты ходил? - Яходил в кинотеатр "Москва". Вариант XI 1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава: 2. Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ: 3. Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа камень, каменщик, стол, храбрый, храбрость, красный, учить, служить, служба, подстаканник. 4. Определите, какими способами выражены грамматические значения: книга - книги - книгу, стол - столы, сказал - скажи, умный - умнее - умнейший, пилы - пилы, ты - тебя, цыпленок - цыплята, кидать - кинуть, красивейший - самый красивый. 5. Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье (И. Бунин). 6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся что, один, шагом, рядовой, первый, подтянутый, лёжа, впереди, встречающие, благодаря. 7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу времена Пушкина, дубовые листья, вера в победу, его приезд, плач ребенка, добраться до города, стакан воды, возвратить книгу. 8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте В оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел так, что самолеты оставляли в нём глубокие борозды, Алексей поднялся на своём истребителе (Б. Полевой). 9. Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное Когда вы сдаете экзамен по языкознанию? - Мы сдаем экзамен по языкознанию в пятницу. Какой экзамен вы сдаете в пятницу? - В пятницу мы сдаем экзамен по языкознанию. Кто сдает экзамен по языкознанию? - Мы сдаем экзамен по языкознанию. Как ты сдал экзамен по языкознанию? - Я сдал экзамен по языкознанию на отлично. Вариант XII 1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава: плющ, устареть, завяжет, немощный, омоложение, нефтяной, глупее, нежность. 2. Составьте парадигматические ряды из нижеследующих словоформ: 3. Объедините следующие слова в две группы в зависимости от типа воля, шорох, зрелище, горец, сухой, сушь, сухота, родина, детство, беда, лес, радость, лебедь, кость, мороз. 4. Определите, какими способами выражены грамматические значения: ребенок — дети, стена - стене, умный - умнейший, выходишь - выхожу, хозяин - хозяева, чистый - чистого, мать любит дочь - дочь любит мать, сильный – сильнее, самый холодный - холоднейший, руки - руки. 5. Разберите следующий текст по частям речи. Объясните на примере Щурясь от ослепительного сверканья на парче снега, от блестящих, отшлифованных, как слоновая кость, ухабов дороги, глубоко дыша холодным воздухом, он шел и любовался деревней, синими резкими тенями около строений и горизонтом зеленоватого неба над далеким лесочком в снежном поле... (И. Бунин) 6. Объясните, почему следующие единицы русского языка соотносятся опустившийся, раненый, первый, лежа, один, батюшки!, шагом, организованный, выходной, да. 7. Охарактеризуйте данные словосочетания (по структуре, по типу что-то необъяснимое, гроздья винограда, качать колыбель, специалист по Востоку, зеленая лампа с абажуром, очень добрый, пятый от угла, весьма отвратительный. 8. Выделите из следующего текста словосочетания и охарактеризуйте Дорога широкой дикой лентой вьется впереди, между полями засохшего жнивья и блестящей росою зелени; кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая березка с мелкими клейкими листьями, бросая длинную неподвижную тень на засохшие глинистые колеи... (Л. Толстой). 9. Основываясь на смысле вопросов и ответов, установите актуальное Сколько он читал эту книгу? - Он читал эту книгу целый месяц. Кто читал эту книгу целый месяц? - Я читал эту книгу целый месяц. Когда он прочитает эту книгу? - Он прочитает эту книгу к концу недели. Какую книгу он читал? - Он читал интересную книгу.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|