Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тематика практических занятий. Семинар № 1.Языкознание как наука




 

 

Семинар № 1. Языкознание как наука. Его связь с другими науками

 

  1. Объект и предмет языкознания. Основные проблемы языкознания.
  2. Основные разделы и аспекты в языкознании.
  3. Связь языкознания с другими науками. Место языкознания среди других наук.

· Место языкознания среди гуманитарных наук: истории, археологии, философии, логики, литературоведения.

· Языкознание и биология, психология, физиологии.

· Языкознание и математика, физика, кибернетика, теория информации, теории искусственного интеллекта.

  1. Методы исследования языка.
  2. Новые направления в развития науки о языке.

 

Вопросы для коллективного обсуждения:

Чем занимается языкознание?

Насколько актуальны эти проблемы с позиции современной науки?

В чем заключается роль языкознания в современном обществе?

 

Задания для самостоятельной работы:

Проработка материалов лекции.

Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника.

Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме.

Основная литература

1. Вендина Т. И. Введение в языкознание – М.: Высшая школа, 2008. – 391 с.

2. Сусов И.П. Введение в языкознание: учебник для студентов лингвистических и филологических специальностей. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2008. – 379 с.

3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. 3-е изд. – М., Высшая школа, 1997. – 272 с.

4. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. – Минск, Тетра Системс, 2009. – 200 с.

5. Гируцкий А.А. Общее языкознание: учеб. пособие для студентов вузов / А.А.Гиируцкий. – 3-е изд., стереотип. – Мн.: Тетрасистемс, 2003. – 304 с.

6. Головин Б.Н. Введение в языкознание: учебное пособие для филологических специальностей вузов. 5-е изд., стер. – М.: Эдиториал УРСС, 2005. – 232 с. – (Лингвистическое наследие ХХ века).

7. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., издательство: Аспект Пресс, 1998. – 536с.

8. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.: Издательство: Просвещение. – М.: 1987. - 291 с.

 

Дополнительная литература

9. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие/ Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 416 с.

10. Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце ХХ века // Язык и наука ХХ века. – М., 1995.

11. Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. – 248 с.

12. Кубрякова Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и её современный статус [Текст] / Е.С. Кубрякова // Изв. АН РФ. Серия лит-ры и яз. – 1994. – № 2. – С. 3–4.

13. Матурана У., Варела Ф. Древо познания [Текст] / У. Матурана, Ф. Варела: пер. с англ. Ю.А. Данилова. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 224 с.

14. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 658 с.

15. Мартине А. Основы общей лингвистики// Новое в лингвистике. Вып. III.М., Наука, 1983 г.

16. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика [Текст] / Н.Б. Мечковская. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 207 с.

17. Общее языкознание: Учеб. пособие для филол. вузов / Н.Б. Мечковская, Б.Ю. Норман, Б.А. Плотников, А.Е. Супрун / Под общ. ред. А.Е. Супруна. – Мн.: Высш. школа, 1983. – 456 с.

.

Семинар № 2.Основные этапы развития науки о языке (4 ч)

 

1. Возникновение языкознания. Языкознание в Индии («Восьмикнижие» Панини), Китае. Арабское языкознание.

2. Греко-римское языкознание. Философия языка. Аристотель. Платон. Стоики. Языкознание в Древнем Риме. Грамматика Доната и Присциана.

3. Языкознание эпохи Возрождения. Составление словарей.

4. Европейское языкознание в XVII-XVIII вв (Ф Бэкон, Р. Декарт, В. Лейбниц). Логический подход к языку. Грамматика Пор-Рояля.

4. Языкознание XIX века. Сравнительно-историческое языкознание (Ф. Бопп, Я Гримм, К. Раск, А.Х. Востоков). Генеалогическая классификация А. Шлейхера. Направления 19 века:

· логико-грамматическое (К.Беккер, Ф.И. Буслаев): перенос законов логики на язык;

· натуралистическое (А. Шлейхер, А. Мюллер): попытки найти сходство в развитии языка и организма;

· психологическое (В. Гумбольдт, Р. Штейнталь, В. Вундт, Александр Афанасьевич Потебня): «язык – деятельность души»

· младограмматическое (Г. Пауль, К. Бругман):

 

5. Языкознание XX века.Начало 20 века – социологическое направление: Ф. де Соссюр (1837-1913); А. Мейе, Ж. Вандриес (1875-1960).

6. Возникновение и развитие структурной лингвистики. Провозвестники структурализма: Ф. де Соссюр, И.А. Бодэн-де-Куртене, Ф.Ф. Фортунатов, Р.О. Якобсон. Основные достижения структурализма. Школы структурализма: Пражская, Копенгагенская, Лондонская, американский дескриптивизм. Н. Хомский.

7. Основные отечественные школы языкознания.

 

Вопросы для коллективного обсуждения:

Каковы главные факторы зарождения и развития языкознания?

В чем заключается вклад каждого этапа в развитии науки о языке?

Каковы перспективы развития науки о языке?

 

Задания для самостоятельной работы:

Проработка материалов лекции.

Чтение и конспектирование соответствующих разделов учебника.

Подготовка выступления, письменного сообщения, рефератов по теме.

Подготовка выступления на научно-практическую конференцию.

Подготовка презентаций.

Дополнительно можно выбрать следующие темы докладов:

Ф.де Соссюр и его вклад в лингвистику.

В. Фон Гумбольдт.

И.А. Бодуэн-де-Куртене.

Ф.Ф. Фортунатов.

Л. Ельмслев.

Н. Хомский

Р.О. Якобсон

Другие персоналии на выбор.

 

Литература:

1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М.,2001. С.4-22.

2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983.

3. Кодухов ВА.И. Введение в языкознание. М., 1979. с.7-32

4. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1998. С 50-59

Дополнительная:

1. Алпатов В.М. История лингвистических течений. М., 1998.

2. Березин Ф.Н. Лингв. концепция Гумбольдта//История лингвистических учений. М., 1975. С.48-55.

3. Гумбольдт В. фон. Избр. труды по языкознанию / Перев. с нем. и предисл. проф. Г.В. Рамишвили. – М.: Прогресс, 1984. – 397 с.

4. Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце ХХ века // Язык и наука ХХ века. – М., 1995.

5. Залевская А.А. Введение в психолингвистику: учебник [Текст] / А.А. Залевская. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2007а. – 560 с.

6. Березин Ф.Н. История лингвистических учений. М., 1975..

7. Кубрякова Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и её современный статус [Текст] / Е.С. Кубрякова // Изв. АН РФ. Серия лит-ры и яз. – 1994. – № 2. – С. 3–4.

8. Матурана У., Варела Ф. Древо познания [Текст] / У. Матурана, Ф. Варела: пер. с англ. Ю.А. Данилова. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 224 с.

9. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 658 с.

10. Мартине А. Основы общей лингвистики// Новое в лингвистике. Вып. III.М., Наука, 1983 г.

11. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика [Текст] / Н.Б. Мечковская. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 207 с.

 

 

Семинар № 3






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных