Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принципиальные расхождения МФШ и СПФШ.




МФШ последовательно проводит идею о фонеме как элементе морфем: и в сильных, и в слабых позициях в одной морфеме выступает одна и та же фонема, которая может реализовываться разными звуками. Отождествляются аллофоны по сильной позиции. Так в словах гора, горы, горнолыжник – в корне выступают разные звуки - [˄], [о], [ъ], но это одна и та же фонема <о>, только в разных вариантах. СПФШ рассматривает фонему как звуковую единицу, отождествляющуюся не в морфеме, а в сравнении с другими звуками в сильной позиции (в любой морфеме) – по принципу акустического сходства.

Например СПФШ будет считать, что в слове горы - [о], гора - [а], так как этот звук идентичен звуку [а], под ударением – тр[а´]вы, горнолыжник - [а], так как при отчетливом проговаривании звучит [а], идентичный ударному [а].

Итак, МФШ опирается на функциональный анализ, а СПФШ – на звуковой, акустический анализ.

Идеи этих школ взаимодополняемы.

Мы изучаем фонологию МФШ.

Сходства:
Обе школы рассматривают фонему в сигнификативно сильной позиции с одной и той же точки зрения - функциональной. Звуки этих позиций объединяются в одну фонему не на основании их фонетического сходства, акустической или артикуляционной близости, а на основании способности этих звуков различать слова и морфемы.
Состав фонем определяется МФШ и СПФШ по сильной позиции, позиции наибольшего различия.
Фонемати́ческая транскри́пция — система передачи письменными и некоторыми условными знаками звучания слов.

Отражает на письме лишь фонемы какого-либо транскрибируемого слова, без учёта вариантов фонем и их оттенков. При фонематической транскрипции, читающий должен сам в процессе чтения, помня фонетические законы данного языка, учитывать в своём произношении соответствующие варианты фонем и их оттенки.

 

25. Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь звучания. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, следующие друг за другом во времени.

Фонетические единицы как звенья речевой цепи - это:

Фраза - самая крупная фонетическая единица. Фразы разделяются в речевой цепи паузами, т.е. остановкой звучания. Во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Фраза объединяется интонацией. Фраза распадается на такты.

Такт - это часть фразы (один или несколько фонетических слов (2-3), объединенная ударением. Такты, объединенные наиболее сильной точкой - ударным слогом, разграничиваются минимумом интенсивности. В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение. Незнаменательные слова примыкают к слову, имеющему ударение, спереди и сзади, образуя с ним один такт. Примыкание спереди называется проклизой, а само примыкающее спереди слово - проклитика. Примыкание сзади называется энклизой, а примыкающее слово – энклитикой.

Слово представляет собой отрезок текста, который выделяется по каким-либо фонетическим признакам. Главным признаком фонетического слова является его цельнооформленность, которая на звуковом уровне достигается определенными фонетическими средствами в зависимости от типа языка. Эти фонетические средства не позволяют фонетическому слову «рассыпаться» в звуковом потоке речи. Такими средствами могут быть, например, ударение, связанное с ним чередование ударных и безударных гласных — во флективных языках; явление сингармонизма — в агглютинативных языках; слоговой акцент — в изолирующих языках (в последнем случае речь идет о цельнооформленности не столько слова, сколько слога, совпадающего с морфемой и зачастую являющегося словом).

Слог - часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; при этом не все звуки могут образовывать слог. Определение слога представляет собой определенную теоретическую сложность, существует несколько теорий слогораздела.

Слоги разделяются на звуки.

Звук речи - часть слога, произнесенная за одну артикуляцию, т.е. с наличием одной экскурсии и одной рекурсии.

Фразовое ударение

Средство актуального членения предложения. При помощи постановки фразового ударения и других средств (порядка слов, синтагматического членения) осуществляется смысловое подчеркивание одного из компонентов предложения и установление между частями новых субъектно-предикатных отношений. Выделенная часть предложения – это рема, остальное – тема предложения.

Тактовое ударение

Ударение тактовое (синтагматическое) — выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта (синтагмы).

Дифтонг состоит из двух звуков произносимых слитно, образующих единую сущность. Первая часть дифтонга звучит четче, и называется ядром; вторая часть звучит менее четко, и называется скольжением.

Все дифтонги делятся на две большие группы: восходящие и нисходящие. Восходящими называются те дифтонги, где соединяются слабый и сильный гласные или два слабых гласных (сильные гласные а, о, е; слабые гласные i, u), второй гласный – слоговой. Нисходящими называются те дифтонги, где соединяются сильный и слабый гласные, первый гласный – слоговой.

 

26. Интонация – суперсегментная единица, характеризующая мелодическую сторону фразы.

Интонация состоит из следующих компонентов:

1.Высота тона. 2. Сила голоса. 3. Темп речи. 4.Пауза. 5. Тембр. 6. Акцентное выделение.

Каждый из компонентов интонации может существовать сам по себе и в совокупности. Интонация имеет особую чувственную эмоциональную нагрузку – эмфазу.

Эмфаза может быть особым образом сконструирована.

Повторение – ритм.

Ритм может образовываться повторением определенной высоты и силы голоса, то есть мелодического контура, повторением каких-либо акцентов, длиной пауз, чередованием тембров. А так же – совокупностью.

Интонационная конструкция представляет собой единство слога, на которое падает ударение – это центр ИК, предшествующие слога или слогов – предцентр, часть ИК, последующий слога или слогов – постцентровая часть ИК.

Различаются ИК в зависимости от движения тона в центре и постцентровой частях ИК.

 

В работах Е. А. Брызгуновой выделены семь типов ИК в русском языке:

ИК-1: нисходящий тон на гласном центра; используется при выражении завершённости повествовательного предложения;

ИК-2: нисходящий тон в сочетании с некоторым усилением словесного ударения на гласном центра; реализуется в вопросах с вопросительными словами;

ИК-3: восходящий тон с последующим падением; типична для вопросов без вопросительных слов (Вы были в театре?);

ИК-4: нисходяще-восходящий тон; используется в сопоставительных вопросах (Я иду. А Вы?);

ИК-5: сочетание восходящего, ровного и нисходящего тонов (имеется два центра: на гласном первого центра тон повышается, на гласном второго центра — понижается); используется для выражения и усиления оценки в предложениях с местоименными словами (Какой сегодня день!)

ИК-6: сочетание восходящего и ровного тонов; сфера использования данной конструкции включает как оценочные восклицания (Какой вечер тёплый!), так и выражение недоумения (Какие у них обычаи?);

ИК-7: сочетание восходящего тона со смычкой голосовых связок в конце артикуляции гласного центра, что отличает ИК-7 от ИК-3; данная конструкция служит выражению экспрессивной оценки (Какой он отличник! 'Он не отличник').

 

27. Собственно письмо, то есть начертательное письмо, - это письмо, связанное с использованием графических (от греч. graphikos – "письменный", "начертательный") знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка.

В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько типов. Каждый из этих типов определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы) служили единицей письменного обозначения.

Обычно последовательно устанавливаются четыре типа письма: Пиктографическое, Идеографическое,

Слоговое, Буквенно-звуковое (фонемографическое).

Это деление в известной мере условно, так как ни один из указанных типов не выступает в "чистом" виде. Каждый из них включает в себя элементы другого типа, образуя тем самым смешанные, переходные типы письма.

Существуют и иные классификации типов письма. Согласно одной из них устанавливается пять разновидностей:

Фразография - наиболее древний тип письма, передающий символическими и начертательными знаками (фразограммами) содержание целых сообщений без графического расчленения их на отдельные слова;

Логография - последующий тип письма, графические знаки которого (логограммы) передают отдельные слова;

Морфемография - тип письма, возникший на базе логографического, для передачи графическими знаками (морфемограммами) наименьших значимых частей слова - морфем;

Силлабография, или слоговое письмо, знаки которого (силлабограммы) обозначают отдельные слоги;

Фонография (фонемография), или звуковое письмо, графические знаки которого (фонемограммы) обозначают обычно фонемы как типовые звуки"

В соответствии с другой классификацией эволюция письма представлена в виде следующей схемы:

предписьменности: семасиография, включающая древнейшие условные знаки, пиктографию и примитивную идеографию; собственно письмо: фонография, которая выступает в таких разновидностях: словесно-слоговое письмо, слоговое письмо, буквенное письмо.

 

28. Графика – совокупность знаков, используемых в данной системе письма вместе с правилами, устанавливающими соответствие между знаками (графемами) и звуками (фонемами); орфография – это система правил, предписывающих выбор какого-то одного из вариантов написания, предусмотренных графикой данного языка, а также раздел науки о языке, занимающийся нормами правописания. Термин «графика» близок по своему значению к термину «письмо» (но несколько отличается по употреблению). С другой стороны, термин «орфография» иногда употребляется в расширительном смысле, включающем графику, например, когда говорят о реформах орфографии. В этом же расширительном смысле может использоваться термин «письмо».

Письмо – это способ фиксации языка начертательными знаками в целях общения между людьми в случае невозможности их непосредственного общения. С возникновением письма у языка появились две формы существования – устная речь (звучащая, доступная слуху) и письменная речь (доступная зрению)

Орфография состоит из пяти основных разделов:

1) передача буквами фонемного состава слова;

2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей;
3) употребления прописных и строчных букв;
4) перенос части слова с одной строки на другую;
5) графические сокращения слов.

Русская графика.

Как же наше письмо передает звуковой состав слов? Какое число букв необходимо и в то же время достаточно для передачи всех тонкостей языка? В каждом языке это число разное. Раньше думали, что идеально, чтобы одному звуку соответствовала одна буква, притом всегда одна и та же буква. Русский языковед Н.Ф.Яковлев доказал, что букв в языке не должно быть больше, чем имеется основных, самостоятельных звуков.

В русском языке, как мы убедились, 5 гласных фонем и 34 согласных. Всего звуков - смыслоразличителей 39. А букв в алфавите 33. Чем объясняется эта «недостача»? Оказывается, можно «сэкономить» число букв. Яковлев вычислил формулу построения наиболее экономного в отношении числа букв алфавита. Он показал, что если в языке есть пары согласных, различающихся одним и тем же признаком (например, твердостью – мягкостью), то каждую пару можно обозначать одной и той же буквой, а дополнительный признак передавать с помощью соседней, следующей буквы. На эту мысль его натолкнул русский алфавит. В русском письме парные по твердости-мягкости согласные передаются одной и той же буквой: для [с] и [с'] – одна буква – с, для [м] и [м'] – одна буква м и т.д. Всего таких пар, различающихся только твердостью-мягкостью, в русском языке 12. Значит, вместо 24-х букв для передачи этих согласных наше письмо обходится 12-ю буквами.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных