Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные типы словарей. Различаются словари двух типов: энциклопедические и филологические (лингвистические)




Различаются словари двух типов: энциклопедические и филологические (лингвистические). В первых объясняются реалии (предметы, явления), сообщаются сведения о различных событиях: Большая советская энциклопедия. Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия, политический словарь, философский словарь. Во вторых объясняются слова, толкуются их значения.

Лингвистические словари в свою очередь подразделяются на два типа: двуязычные (реже многоязычные), т. е. переводные, которыми мы пользуемся при изучении иностранного языка, в работе с иноязычным текстом (русско-английский словарь, польско-русский словарь и т. п.), и одноязычные.

1.Толковые словари
Важнейшим типом одноязычного лингвистического словаря является толковый словарь, содержащий слова с объяснением их значений, грамматической и стилистической характеристикой.

2.Фразеологические словари
Стремление собрать и систематизировать фразеологизмы русского языка нашло выражение в издании ряда фразеологических сборников.
3.Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов и словари новых слов
4.Словари сочетаемости (лексической), грамматические словари и словари правильностей (трудностей)
5.Исторические и этимологические словари
6.Словообразовательные, диалектные, частотные и обратные словари
7.Орфографические и орфоэпические словари
8.Ономастические словари (словари собственных имен)
9.Словари иностранных слов
10.Словари языка писателей и словари эпитетов

11.Словари сокращений и словари лингвистических терминов.

 

41. Грамматический строй языка охватывает собою:

1. законы и правила образования слов;

2. законы и правила изменения слов;

3. законы и правила соединения слов, образования на основе этих соединений элементарных синтаксических единиц - словосочетаний;

4. законы и правила построения предложений;

5. законы и правила сочетания предложений в более сложные грамматические организации.

Термин грамматика употребляется в двух значениях.

1) Грамматика как совокупность средств, способов и правил построения словосочетания и предложения;

2) Грамматика - учение об этих средствах, способах, правилах, с помощью которых можно создавать словосочетания, предложения в том или ином языке.

Грамматика в первом значении синонимична понятию грамматического строя языка.

Грамматика состоит из нескольких аспектов:

1. Словообразование (дериватология) - занимается изучением образования новых слов по существующим в языке моделям, структуры производных слов, которые подчиняются строго определенным правилам. Словообразование занимает промежуточное положение между лексикой и грамматикой.

2. Морфология - изучает законы изменения слов как частей речи, а также категории, присущие той или иной части речи.

3. Синтаксис - исследует различные типы сочетания слов, отношения между словами в словосочетании и предложении, наконец, предложение как целое, различные виды и типы предложений.

Предметом изучения грамматики, как и лексики, является слово.

Но лексикология изучает лексическое слово - лексему, а грамматика изучает грамматическое слово - форму слова, словоформу.

Словоформа является грамматическим видоизменением одного и того же слова - лексемы. Это значит, что словоформы имеют разное грамматическое, но одно и то же лексическое значение (пою, поешь, поет; кот, кота, коту). Разные лексемы могут иметь одно и то же грамматическое значение, но свое лексическое значение. Так, слова окно, дерево, озеро имеют одно и то же грамматическое значение (выражают предметность и значение среднего рода имени существительного).

Грамматический строй языка образуют абстрактные единицы (формы, конструкции), группирующиеся во взаимосвязанные классы и подклассы и отражающие законы и правила образования и изменения слов, соединения слов в словосочетания и построения предложений.

 

42. Лексическое значение слова - это его содержание, т.е. исторически закреплённая в сознании говорящих соотнесённость между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, «оформленное по грамматическим законам данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря».

Лексическим значением, то есть внутренним смыслом, обладают не все слова, а только те, которые могут выражать понятия. Такие слова называются полнозначными или самостоятельными. С грамматической точки зрения к ним относятся: существительные, прилагательные, числительные, глаголы, наречия, местоимения.

Служебные же слова, модальные слова и междометия понятий не обозначают, и они не связаны с предметами реальной действительности.

В любом слове существует еще и грамматическое значение.

Грамматическое значени е – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания.

Грамматические значения дополняют лексические значения и отражают принадлежность слова к определенной грамматической категории. Грамматическими категориями являются значения рода, числа, падежа, склонения, залога, вида и т.д. Грамматические значения помогают классифицировать лексику русского языка.

Ни одно слово в русском языке не остается без грамматического значения. Лексические значения во всех языках образуются совершенно одинаково (предмет —> понятие —> звуковая оболочка —> название). Грамматические же значения образуются по-разному в разных языках. Вот почему в русском языке 6 падежей, в немецком языке — 4 падежа, а во французском и английском языках их вообще не существует.

Таким образом, слово, представляющее из себя единство формы и содержания, то есть единство звуковой оболочки и смысла, тем самым представляет собой единство лексического и грамматического значений. Каждое слово, называя тот или иной предмет или явление, всегда сообщает. Таким образом, каждое слово выполняет в языке две функции:

1.Номинативная, назывная;

2.Обобщающая (одним словом обозначается целый ряд подобных предметов).

На две ключевых и обязательных функции слова может накладываться третья функция — оценочная (эмоционально-экспрессивная).

 

43. Морфема (греч. morphē – «форма») – это минимальная значимая единица языка, характеризующаяся по сравнению со словом как общими для них (интегральными), так и различительными (дифференциальными) признаками».
Интегральными признаками морфемы и слова являются их материальность, значимость и воспроизводимость. К числу дифференциальных признаков морфемы относятся ее минимальность, повторяемость, структурная соотнесенность со словом, а не со словосочетанием или предложением.
Морфемы подразделяются на два основных типа — корневые (корни) и аффиксальные (аффиксы).
Корень — основная значимая часть слова. Корень является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского «вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание)»). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно.
Аффикс — вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Аффиксы не могут самостоятельно образовывать слово — только в сочетании с корнями. Аффиксы, в отличие от некоторых корней (как, например, какаду), не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.
Аффиксы подразделяются на типы в зависимости от их положения в слове. Наиболее распространены в языках мира два типа аффиксов — префиксы, располагающиеся перед корнем, и постфиксы, располагающиеся после корня. Традиционное название префиксов русского языка — приставки. Префикс уточняет смысл корня, передаёт лексическое значение, иногда выражает и грамматическое значение (напр., вид у глаголов).
В зависимости от выражаемого значения постфиксы подразделяются на суффиксы (имеющие деривационное, то есть словообразовательное значение) и флексии (имеющие реляционное, то есть указывающее на связь с другими членами предложения, значение). Суффикс передаёт и лексическое, и (чаще) грамматическое значение; может перевести слово из одной части речи в другую (транспонирующая функция). Флексии — словоизменяющие аффиксы. Традиционное название флексий русского языка — окончания, так как они в основном располагаются в самом конце слов.
Помимо префиксов и постфиксов, встречаются аффиксы и иных типов:
- интерфиксы — служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб-о-тряс);
- конфиксы — комбинации префикса с постфиксом, которые всегда действуют совместно, окружая корень (как, например, в немецком слове ge-lob-t — «хваленый»);
- инфиксы — аффиксы, вставляемые в середину корня; служат для выражения нового грамматического значения; встречаются во многих австронезийских языках (например, в тагальском: sumulat 'писать', ср. sulat 'письмо');
- трансфиксы — аффиксы, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат «прослойкой» гласных среди согласных, определяя грамматическое значение слова (встречаются в семитских языках, в частности, в арабском).

Дистрибуция морфемы - это совокупность окружений данной морфемы другими морфемами. Для любой морфемы будут окружения:

1) типичные, часто встречающиеся,

2) нетипичные, но возможные, допустимые в системе языка и, наконец,

3) недопустимые, невозможные сочетания.

При характеристике дистрибуции морфем учитывается также и характерный порядок следования морфем. Видимо, в языках не существует морфем, дистрибуция которых полностью бы совпадала даже в системе одного, отдельно взятого языка. С другой стороны, совершенно очевидно, что не существует морфемы, которая могла бы сочетаться с любой другой морфемой. Но все же морфемам одного класса (лексическим или грамматическим с деривационным или реляционным значением) присущи общие особенности дистрибуции.

Таким образом, характер дистрибуции морфем в какой-то мере обусловливается значением морфем.

Характеристика морфем с точки зрения дистрибуции представляется очень важной для определения морфологической структуры языка в целом.

Дистрибутивный анализ морфем приводит к распределению корневых морфем по ряду формальных классов. Эти формальные классы частично совпадают с тем, что в традиционной грамматике называют частями речи.

 

44. Минимальная значимая часть, вычленяемая в составе словоформы, называется морфом. Словоформа может состоять из одного морфа (например, вдруг, на, бац) или из нескольких морфов (например, нес-у, вод-иц-а, пере-стрел-к-а).

Морфы, из которых состоят словоформы русского языка, делятся на корневые и аффиксальные; аффиксальные морфы делятся на префиксальные, суффиксальные, интерфиксальные, постфиксальные и флексийные. Корневой морф определяется через понятие основы, а основа - через понятия флексийного и постфиксального морфов.

Флексийными морфами в русском языке являются такие морфы, взаимозамена которых в словоформах приводит к изменению морфологических значений рода, числа, падежа и лица.

Примечание. К флексийным морфам относятся также показатели инфинитива (например, -ти в глаголе нести).

Флексийные морфы занимают место в конце словоформы; после них в словоформах могут выступать только морфы -ся, -сь, -те, -то, -либо и -нибудь, называемые постфиксальными.

Основой словоформы называется часть словоформы, остающаяся после отсечения флексийного морфа и постфиксального морфа -те. При отсутствии этих морфов основа совпадает со словоформой.

Корневой морф - это морф, обязательно наличествующий в каждой словоформе и заключающий в себе основной элемент лексического значения слова. Корневой морф может полностью материально совпадать с основой. Если словоформа состоит из одного морфа, то этот морф - корневой.

Аффиксальные морфы - это морфы, наличествующие не в каждой словоформе и заключающие в себе дополнительное, служебное значение - словообразовательное или морфологическое, более абстрактное, чем у корневого морфа (морфов) данной словоформы. Аффиксальный морф полностью никогда не совпадает с основой.

Примечание. Исключение составляют некоторые аффиксальные морфы, совпадающие с основами служебных слов, например: без-, на-, от-, не-; в предлогах и частицах те же морфы выступают в качестве корневых. Таким образом, корневые морфы служебных слов могут отождествляться с аффиксальными морфами. Это обусловлено спецификой служебных слов, которые по своей функции сходны с аффиксами.

Основы делятся на простые и сложные. Основы, содержащие один корневой морф, называются простыми. Основы, содержащие более одного корневого морфа, называются сложными.

Аффиксальные морфы, находящиеся в составе простой основы перед корневым морфом, называются префиксальными, а находящиеся между корневым и флексийным морфами - суффиксальными.

Сложные основы включают в свой состав несколько простых основ, каждая из которых может содержать, кроме корневых морфов, префиксальные и суффиксальные морфы.

Аффиксальные морфы, выступающие только между двумя простыми основами в составе сложной основы, называются интерфиксальными (соединительными). Такие морфы указывают на связь как самих простых основ, так и тех значений, которые в них заключены.

Алломо́рф — лингвистический термин, обозначающий вариант морфемы, которая может иметь разные варианты произношения, не изменяя при этом своего значения. Используется в языкознании для объяснения существования различных вариантов произношения у отдельных морфем.

Субмо́рф — часть корня, внешне похожая на аффикс, но не имеющая своего значения и поэтому не вычленяемая в качестве самостоятельного элемента морфемной структуры слова: -ак в колпак, табак (ср.: рыбак, резак), -ец в венец, огурец (ср.: зубец, резец), -ок в кубок, чулок (ср.: грибок, дубок) и др.

Субморфы представляют интерес для морфонологии, поскольку в них наблюдаются те же чередования, что и в омонимичных им аффиксах; ср.: венец — венца — венчик и зубец — зубца — зубчик.

Концепция субморфа впервые получила освещение в работе В. Г. Чургановой «Очерк русской морфонологии» (1973).

Возражения, встречаемые концепцией субморфа, связаны как с тем, что членение словоформы на субморфы видится слишком уж произвольным, так и с тем, что существуют примеры различного морфонологического поведения омонимичных морфем и сходного морфонологического поведения синонимичных морфем.

 

45. Фо́рма сло́ва — морфологическая разновидность слова, несущая комплекс тех или иных значений присущих данной части речи грамматических категорий; совокупность морфологических и фонологических характеристик слова (формальных показателей, в том числе нулевых), указывающих на его грамматическое значение— принадлежность к определённым грамматическим категориям. Так, состав морфем рус. учи-тель-ниц-а указывает на принадлежность данной формы к существительным женского рода и выражаемые ею значения именительного падежа и единственного числа.

Термин «форма слова» может употребляться как по отношению к конкретному слову (словоформе), так и по отношению к классу грамматических форм с одинаковым грамматическим значением, представленных в разных словах (так, рус. пишите, идите, сделайте все являются глагольными формами повелительного наклонения множественного числа). Форма слова (в обобщённом значении), будучи противопоставленной другим формам с однородным грамматическим значением, образует морфологическую категорию; так, ряды форм единственного и множественного числа образуют морфологическую категорию числа. Система форм данного слова называется его парадигмой.

 

Аналитические формы в языке, сложные, описательные словосочетания, состоящие из вспомогательного и полнозначного слова и функционирующие в качестве грамматической формы последнего («буду читать» — А. ф. будущего времени глагола «читать», «самый красивый» — А. ф. превосходной степени прилагательного «красивый»; англ.(английский) I have seen, франц.(французский) J'ai vu, нем.(немецкий) Ich habe gesehen — «видел»). А. ф. имеют то же лексическое значение, что и входящее в них полнозначное слово, либо отличаясь от него дополнительным смысловым оттенком, либо выражая определённые отношения между ним и др. членами предложения. Вспомогательное слово А. ф. не должно присоединять дополнительное лексическое значение к полнозначному слову (словосочетание «начну читать» не принадлежит к А. ф. глагола «читать», поскольку слово «начну» вносит дополнительное значение начала действия). Вспомогательное слово является постоянной, а полнозначное — переменной частью А. ф., что обеспечивает продуктивность А. ф. А. ф. часто функционируют параллельно с синтетическими формами, образуя эквивалентные грамматические формы («красивее» и «более красивый» — соответственно, синтетические и А. ф. сравнительной степени прилагательного «красивый»). А. ф. слов находятся в регулярном соответствии с другими грамматическими формами этих слов и заполняют определённый пробел в структуре языка.

Иногда к А. ф. относят словосочетания, выражающие грамматические формы (А. ф. падежа: англ.(английский) to the father, франц.(французский) au pére — «отцу»).

Синтетические формы, формы словоизменения (и словообразования), в которых грамматические значения выражаются морфологически с помощью флексий и аффиксов в составе одной словоформы (в противоположность аналитическим формам), например «домами», «домик». С. ф. свойственны флективным языкам и агглютинативным языкам, особый тип С. ф. — в инкорпорирующих языках, где в них выражаются не только морфологические, но и синтаксические категории. В одном и том же языке С. ф. сосуществуют с аналитическими («напишу — буду писать»); то, что в одном языке выражается в С. ф., в других может быть выражено аналитически. В истории языка С. ф. могут заменяться аналитическими, как это наблюдается в английском языке. В русском языке преобладают С. ф. Количественное соотношение С. ф. и аналитических форм в языке используется как один из параметров при типологической классификации языков.

 

46. Решающую роль в развитии и обогащении словарного состава языка играет образование новых слов на базе уже существующих в языке, то есть словообразование. Словообразование - раздел науки о языке, в котором слово изучается с двух сторон - формальной и семантической.

Способы словообразования. С учетом исторических особенностей образования слов выделяют четыре основных общих способа словообразования: морфологический, морфолого-синтаксический, лексико-семантический и лексико-синтаксический. Каждый из них в свою очередь может дробиться на различные развновидности, которые в лингвистике традиционно именуют также способами.

При морфологическом способе слова образуются с помощью аффиксов, присоединяемых к производящей основе или к слову в целом, а также путем словосложения. Аффиксация является самым богатым и продуктивным видом словообразования. Аффиксальный способ имеет свои разновидности: суффиксальное словообразование, префиксальное и префиксально-суффиксальное словообразование.

При суффиксальном словообразовании к производящей основе слова присоединяется тот или иной суффикс. Суффиксальное словообразование в русском и белорусском языках является наиболее продуктивной разновидностью аффиксального способа, что выражается в широком наборе суффиксов и их вариантов, в распространении суффиксальной деривации на все части речи. Например, в русском языке с помощью суффиксов могут образовываться: существительные - от существительных (лес -лесник, переплет - переплетчик), от прилагательных (красный -краснота, старый - старость), от глаголов (учить - ученик, возить - возчик).

Префиксальное словообразование характеризуется присоединением приставки к целому слову. При этом, как правило, принадлежность слова к той или иной части речи не меняется. В русском и белорусском языках префиксальное словообразование охватывает в большей степени глаголы и прилагательные, в меньшей - существительные, например: читать - перечитать, идти -зайти.

При префиксально-суффиксальном способе словообразования оба аффикса - префикс и суффикс - участвуют в образовании слова одновременно, например: пере-нос-иц-а, при-бреж-н-ый, со-курс-ник, пере-стрел-ива-ть-ся. Среди других разновидностей морфологического способа словообразования выделяют безаффиксный способ, когда производное слово образуется с помощью нулевого аффикса, иногда с отсечением конечных звуков, например: синь от синий, сушь от сухой, гниль от гнилой, бег от бегать, вывоз от вывозить и т.д. К морфологическому способу словообразования относят также словосложение. Словосложение, или сложение, представляет собой способ образования новых слов путем сложения двух или более основ в одну, например: древнерусский, теплоизоляция, научно-технический. Образующие слова основы могут быть усеченными или состоять из начальных букв складываемых слов, тогда говорят об аббревиации, а сами сложносокращенные слова называют аббревиатурами (от лат. brevis -краткий), например: леспромхоз, госхоз, профбилет, неуд, АТС (автоматическая телефонная станция), ООН (Организация Объединенных Наций).

Морфолого-синтаксический способ образования слов определяют как п ереход слова или словоформы из одной части речи в другую, его называют также конверсией (от лат. conversio -превращение, изменение), например: прилагательные ванная, аппаратная, учительская, ученый, мороженое, спиртное и др. перешли в разряд существительных, как и причастия трудящиеся, командующий, отдыхающие и др.; из формы множественного числа существительного возникло междометие батюшки!; из формы деепричастия благодаря образовался предлог и тому подобное.

Лексико-семантический способ словообразования представляет собой изменение значения уже существующего слова, в результате чего возникают слова-омонимы, например: кулак как кисть руки с согнутыми и прижатыми к ладони пальцами и кулак - богатый крестьянин; ладья в значении лодка и ладья в значении шахматная фигура и т.д. Расщепление слова на два слова-омонима происходит постепенно. Существующее в языке слово какое-то время употребляется и в своем старом, и в переносном значениях, которые затем расходятся. Возникшее на базе переносного употребления и расщепления значения новое слово с течением времени воспринимается как самостоятельное. В ряде случаев только этимологический анализ дает возможность установить их родство.

Лексико-синтаксический способ словообразования - это создание нового слова из словосочетания путем объединения двух или более слов, например, сегодня из сего дня, триста из три ста, сумасшедший из с ума сшедший и т. д.

 

47. Все многообразие грамматических форм в языках мира сводится к исчисляемому и легко обозримому количеству способов выражения грамматических значений. Основными среди них являются: аффиксация, чередование звуков в корне, ударение, супплетивизм, повторы, интонация, служебные слова, порядок слов.

 

Аффиксация. Способ аффиксации заключается в присоединении к корням или основам слов различных аффиксов, служащих для выражения грамматических значений. Многие грамматические значения русского глагола (лицо, род, число, время) выражаются окончаниями и суффиксом. Она выступает одним из главных способов выражения грамматических значений в русском языке.

Грамматическое значение в слове может быть выражено и нулевым аффиксом, например, нулевым окончанием в словах дом, город, лес, сад, ученик и т.д. Нулевой показатель в грамматике имеет такую же формальную силу, как и положительные показатели. В системе грамматических форм он противопоставляется наличию формальных показателей, обретая тем самым в грамматических оппозициях свое грамматическое значение.

Чередования звуков в корне. Грамматические значения могут выражаться также чередованием звуков в корне, которые иногда называют внутренней флексией. Такие чередования звуков не обусловлены их фонетической позицией. Вместе с тем не всякое чередование звуков в корне, не обусловленное их фонетической позицией, является грамматически значимым. В русском языке имеется масса так называемых исторических, или традиционных, чередований, не обусловленных в современном языке фонетической позицией. Их называют историческими потому, что они происходили в тот или иной исторический период развития языка и не объясняются его современным состоянием. Эти чередования не выражают сами по себе грамматических значений, например, пень — пня, день — дня, сон — сна, бегу — бежишь, пеку — печешь, сухой - суше и т.д., а лишь сопровождают образование тех или иных грамматических форм, выступая в качестве обязательных по традиции. Подобные чередования образуют особую область языкознания - морфонологию, которая изучает все явления нефонетических чередований звуков. В качестве грамматически значимого способа чередования звуков в русском языке используются редко, например, при выражении видов глагола: заморозить - замораживать, избежать - избегать, собирать - собрать и т.д.

Ударение. В русском языке такой способ можно наблюдать при выражении грамматического значения совершенного и несовершенного видов в глаголах: срЕзать - срезАть, вЫноситъ – выносИть и т.д. Важным в русском языке является этот способ при различении падежа и числа в некоторых именах существительных: зЕмлu- зeмлИ, стенЫ- стЕны. В разных языках грамматический способ ударения играет различную роль, что зависит от вида и типа ударения в языке. В языках с фиксированным одноместным ударением невозможны противопоставления типа отмеченных выше русских пар слов. Музыкальное ударение всегда может служить средством выражения грамматических значений.

Супплетивизм. В ряде случаев для выражения грамматических значений приходится употреблять формы слов, образованные от других корней. Подобное выражение грамматических значений с помощью других корней называется супплетивизмом (от лат. suppleo, suppletum - пополнять, дополнять), а сами формы носят название супплетивных. В русском языке супплетивный способ выражения грамматических значений считается непродуктивным. Супплетивным способом, например, выражается грамматическое значение косвенных падежей личных местоимений (я - меня, ты - тебе), значение множественного числа некоторых существительных {ребенок - дети), грамматическое значение совершенного вида ряда глаголов (брать - взять), значение сравнительной степени отдельных прилагательных (хороший - лучше).

Повторы. Повторы, или редупликации (от лат. reduplica-tio - удвоение), состоят в полном или частичном повторении корня, основы или целого слова, что связано с выражением грамматического значения. Повторы могут осуществляться без изменения звукового состава слова или с частичным изменением его.

В русском языке повторы употребляются как средство усиления интенсивности действия или признака, а также длительности, многократности действия: да-да, нет-нет,чуть-чуть, добрый-добрый и т.д.

Интонация. Средством выражения грамматических значений может служить интонация. В русском языке интонация также является в отдельных случаях одним из средств выражения грамматических значений в слове. Например, глагол в форме инфинитива может выступать в повелительном наклонении, будучи произнесенным с интонацией повеления, приказа, побуждения к действию: встать! сесть! лечь! стоять!рыть! и т.д.

В русском языке интонация как средство выражения грамматических значений широко используется в предложении. Типом интонации отличаются между собой повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, с помощью пауз внутри предложения показывают группировку членов предложения, выделяют вводные слова и выражения, могут различать простые и сложные предложения.

Служебные слова. Грамматические значения могут выражаться как внутри слова - это аффиксация, чередование звуков в корне, ударение, супплетивизм, повторы и интонация, так и вне его - это интонация, способы служебных слов и порядка слов. Первый ряд способов называют синтетическим (от греч. syn-thetikos - основанный на синтезе, объединяющий; synthesis - соединение, 47.продолжеие сочетание, составление), второй - аналитическим (от греч. analytikos - основанный на анализе, разъединяющий; analysis - разложение, расчленение).

При синтетическом типе лексическое и грамматическое значения выражаются формой одного и того же слова.

Грамматические значения могут выражаться не только внутри слова, но и вне его, при помощи служебных слов,сопровождающих знаменательные слова. При этом служебные слова могут выполнять эту функцию самостоятельно или сочетаться с аффиксацией. Часто служебные слова выполняют ту же функцию, что и аффиксы. Служебные слова лишены номинативной функции в привычном понимании. Их лексическое значение совпадает с их грамматическим значением. Они называют то отношение, которое выражают. Это явление называется суппозицией. К служебным словам относятся: предлоги, послелоги, союзы, частицы, артикль, вспомогательные глаголы, слова степени., пустые слова.

В ряду служебных слов функцию выражения грамматических значений в индоевропейских языках часто выполняет артикль. В английском языке артикль the является показателем имени существительного, он отличает его от глагола и других частей речи, например: the act- дело, to act- действовать.

Порядок слов. В языках, в которых нет форм словоизменения (или они используются редко) и слово обычно сохраняет одну и ту же форму, порядок слов выступает очень важным способом выражения грамматических значений. Важную грамматическую роль порядок слов играет также в таких языках, как китайский, французский, болгарский.

Русский язык отличается от других языков относительно свободным порядком слов. Но в ряде случаев порядок слов становится единственным средством различения грамматических значений. Так, в предложениях Мать любит дочь и Дочь любит мать, Трамвай задел автомобиль и Автомобиль задел трамвай значение именительного падежа создается постановкой существительного на первое место; на первом месте существительное играет роль подлежащего, на последнем — дополнения.

 

48. Опрощение — это процесс, при котором корень и аффиксы сливаются в одну морфему, в результате чего основа слова больше не распадается на составляющие. Например, мы не выделяем приставки -в- и -воз- в словах вкус и воздух, суффикс -Р- в словах пир и дар. В слове «порошок» выделялись две морфемы - корневая «порош»и аффиксальная «ок». В современном русском языке это слово рассматривается как простое однокоренное.

Переразложение - морфологическое явление: смещение морфемных границ в слове или словосочетании, в результате которого ранее единая морфема может превратиться в последовательность из двух морфем, а последовательность двух и более морфем - в одну на основе опрощения; часто переразложение происходит сдвиг границ морфем или слов.

Например, сейчас в слове живность выделяется суффикс -ность- вместо -ость-, в слове удилище — суффикс -лищ- вместо -ищ-.

В результате усложнения ранее непроизводная основа становится производной.

Классический пример - голландское слово зонтик, в котором сочетание -ик- стало восприниматься как уменьшительно-ласкательный суффикс по аналогии с другими словами русского языка: стол - столик, нож - ножик.

Последствием усложнения могут быть новые слова, образованные безаффиксным способом. В нашем примере это слово зонт.

Изменение состава слова по аналогии - уподобление форм одного слова формам другого, грамматически родственного.

Примеры:

Слово отворить, образованное от корня -вор- (ср. ворота, воротник - сторож у ворот) посредством префикса от-, подвергалось влиянию слова творить. Аналогия отворить - творить привела к тому, что основа слова отворить подверглась переразложению и осмыслялась как образование с приставкой о-. В результате такого переосмысления основы (о-творить) возникла в языке новая, самостоятельная база словообразования (ср. за-творить, при-творить, рас-творить и т.д.).

 

49. Грамматика - наука о способах и средствах построения, изменения слова. Построения предложения.

Грамматика состоит из нескольких аспектов:

1. Словообразование (дериватология) - занимается изучением образования новых слов по существующим в языке моделям, структуры производных слов, которые подчиняются строго определенным правилам. Словообразование занимает промежуточное положение между лексикой и грамматикой.

2. Морфология - изучает законы изменения слов как частей речи, а также категории, присущие той или иной части речи.

3. Синтаксис - исследует различные типы сочетания слов, отношения между словами в словосочетании и предложении, наконец, предложение как целое, различные виды и типы предложений.

Различают общую грамматику и частные грамматики отдельных языков. Общая грамматика изучает универсальные грамматические черты и свойства, характерные всем языкам или ряду языков. Частная грамматика исследует грамматический строй конкретного языка

В соответствии с основными характеристиками грамматического строя языка — его формальной структурой и его функционированием - противопоставляют формальную и функциональную грамматики. Формальная грамматика описывает грамматический строй языка от формы к значению, функциональная - от значения к выражающим его формам.

Грамматику разделяют также на историческую и описательную. Историческая, или диахроническая, грамматика изучает строй языка в его развитии или на отдельных прошлых ступенях, исследует те изменения, которые происходят в грамматическом строе того или иного языка с течением времени. Разновидностью исторической грамматики является сравнительно-историческая грамматика, рассматривающая родственные языки в их историческом развитии. Описательная, или синхроническая, грамматика изучает состояние грамматического строя языка в определенный период, обычно соответствующий моменту написания грамматики.

Слово является одной из основных грамматических единиц. В нем слиты воедино его звуковая материя, лексическое значение и формальные грамматические характеристики. К грамматическим свойствам слова относятся его значение как части речи, словообразовательная структура, способность к формальным изменениям и все его абстрактные значения, подчиненные общему значению класса (части речи); у имени это такие, например, значения, как род, число, падеж, у глагола - вид, залог, время, наклонение, лицо.

Предложение как предмет грамматики представляет собой сообщающую единицу, строящуюся по определенному синтаксическому образцу, существующую в языке в разных своих формах и модификациях, функционально нагруженную и интонационно оформленную. Предложение, как и слово, вступает в синтаксические отношения с другими грамматическими единицами - предложениями и их аналогами; так образуются разные виды сложных предложений и бессоюзные соединения предложений.

 

50. Грамматическая форма - это совокупность элементов языка (слов, значимых частей слов и сочетаний слов), объединенная грамматическим значением при обязательном наличии выражающего его грамматического способа (выражений тех же значений посредством сопровождающих знаменательных слов, как например наречие при глаголе -грамматических категорий не образуют).

Грамматическое значение определяется как обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное выражение. Система грамматических значений формируется на основе парадигматических отношений слов и словоформ и на основе синтагматических отношений, связывающих слова и словоформы в словосочетании или предложении. На основе парадигматических отношений выделяют общие грамматические значения слов как частей речи, а также грамматические значения в рамках морфологических категорий. Например, значения предметности у существительных, действия - у глаголов, признака - у прилагательных являются их категориальными частеречными значениями. В рамках категории вида выделяются значения совершенного и несовершенного видов, в рамках категории рода - значения мужского, среднего и женского родов, а также другие грамматические значения в рамках иных морфологических категорий. Разнообразные синтагматические отношения слов и словоформ как компонентов словосочетаний и предложений дают основания выделять члены предложения, а также различные типы словосочетаний и предложений.

Грамматическая категория - это универсальный семантический признак, присущий целому классу слов или классу сочетаний слов и имеющий в языке свое формальное выражение.

Грамматическая категория выступает обобщением целого ряда (обязательно не менее двух) соотносительных между собой и противопоставленных друг другу грамматических значений, находящих свое выражение в определенных грамматических формах. Не могло бы быть той или иной грамматической категории, если бы не было соотносительных грамматических значений, воплощенных в грамматическую форму. В этой системе отношений определяющим является категориальный признак, например, обобщенное значение рода, числа, падежа, времени, лица и т.д. Так, русские слова окно, стена, дом, как и любые существительные, имеют категорию рода, числа и падежа. Выявляются же эти категории в данных словах через грамматические значения и грамматические формы: в слове окно через средний род, единственное число, именительный и винительный падежи (грамматическая форма - флексия -о); в слове стена через женский род, единственное число, именительный падеж (грамматическая форма- флексия -а); в слове дом через мужской род, единственное число, именительный и винительный падежи (грамматическая форма - нулевая флексия).

 

51. Все слова в языке группируются в определенные лексико-грамматические классы в зависимости от ряда признаков. Эти классы называются частями речи.

Современная классификация частей речи в русском языке в основе своей является традиционной и опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках.

Огромную роль в становлении современной теории частей речи сыграл В.В.Виноградов.

В настоящее время вслед за В.В.Виноградовым в распределении слов по частям речи учитывается три принципа: семантический (основной, но соблюдается частично: семерка – существительное, хотя и имеет такую же семантику, что и числительное); морфологический (определяющий: в части речи объединяются слова, имеющие одинаковое словоизменение; синтаксический (это признак, связанный с синтаксической функцией, которую преимущественно выполняет та или иная часть речи в предложении: существительное – подлежащее, дополнение; прилагательное – определение и т.д.).

Таким образом, части речи – это лексико-грамматические классы слов, обладающие тождественными обобщенно-семантическими и грамматическими признаками.

В современном русском языке традиционно выделяют 10 частей речи, семь из которых знаменательные: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, слова категории состояния. Они выполняют номинативную функцию (исключение – местоимения) и выступают в качестве членов предложения.

Служебные части речи – предлоги, союзы, частицы – не обладают назывной функцией и не выступают в роли самостоятельных членов предложения. Кроме названных, в современном русском языке выделяются: 1) модальные слова, выражающие отношение высказывания к действительности с точки зрения говорящего (вероятно, очевидно, разумеется); 2) междометия, служащие для выражения чувств и волеизъявления (ой, ох, цыц); 3) звукоподражательные слова. Что касается последних, то они не всегда выделяются в отдельную группу, их включают в разряд междометий.

В школьной грамматике слова категории состояния рассматриваются как особые наречия – сказуемые. Не все грамматисты выделяют и модальные слова.

Учение о частях речи продолжает развиваться, многие слова до сих пор не имеют однозначного толкования.

 

52. Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. Особенности этих частей речи изучает морфология.

Именные части речи — это самостоятельные (имеющие значение), изменяемые (склоняемые) части речи, являются членами предложения.

Имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи. Все, что существует в мире, названо словом — именем существительным. Имена существительные обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?

Имена существительные делятся на группы в зависимости от лексического значения:

1) конкретные — называют предметы окружающего мира (живой или неживой природы): дом, картина, телевизор; мальчик, собака, снегирь, дуб;

2) вещественные — называют вещества: золото, нефть, газ, соль, полиэтилен;

3) отвлеченные — называют явления, воспринимаемые мысленно: свойства, качества: белизна, доброта, глупость; действия: бег, изменение, толкотня; состояния: радость, сон, лень; явления природы: вьюга, радуга; общественные явления: парад, реформа;

4) собирательные — называют множество одинаковых предметов как одно целое: листва, детвора.

Имена существительные, обозначающие обобщенные названия однородных предметов (явлений), называются нарицательными, например: река, гора, город, доброта, восстание, синица. Имена существительные, обозначающие названия единичных (отдельных) предметов, называются собственными, например: Михаил Васильевич Ломоносов, Юрий Долгорукий, кот Маркиз, Европа, Арбат. Имена существительные делятся на одушевленные (волжанин, плотник, медвежонок) и неодушевленные (дом, газета, Мещёра).

Деление на одушевленные и неодушевленные имена существительные не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое, например, названия растений, слова народ, детвора, стая, молодежь относятся к неодушевленным, а слова кукла, мертвец, покойник, туз, валет, козырь (карточные термины) — к одушевленным.

Имена существительные относятся к мужскому (мужчина, дом, тигр), женскому (сестра, изба, тигрица), среднему (поколение, впечатление, отчество) роду. Обычно определить род имен существительных нетрудно, но есть группа слов, у которых правильно определить род можно, только обратившись к словарю: лебедь — мужской род; шампунь — мужской род; шасси — средний род; мозоль — женский род.

Некоторые существительные мужского рода, обозначающие профессию, род занятий, могут употребляться для обозначения лиц как мужского, так и женского пола (адвокат, геолог, продавец).

Иноязычные существительные чаще относятся к среднему роду (кафе, меню, ателье); к мужскому роду относятся существительные, называющие лиц мужского пола или животных (маэстро, кенгуру); к женскому — существительные, называющие лиц женского пола (мисс, мадам, фрау, леди).

Род географических названий определяется родом соотносимых нарицательных существительных (Тбилиси — город — мужской род).

В зависимости от принадлежности к роду имена существительные относятся к 1-му склонению (мужской, женский род с окончаниями -а,-я, слова общего рода — егоз®); ко 2-му склонению (мужской род с нулевым окончанием, средний род с окончаниями -о, -е); к 3-му склонению (женский род с нулевым окончанием),

Итак, имена существительные имеют конкретное лексическое и общее грамматическое значение (предмет), делятся на группы в зависимости от значения, имеют постоянные морфологические признаки (собственное — нарицательное; одушевленное — неодушевленное; род, склонение).

Имена прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? С помощью имен прилагательных предмет можно охарактеризовать с различных точек зрения. Если имена прилагательные указывают на качество предмета, которое может проявляться в большей или меньшей степени (умный — умнее (сравнительная степень) — самый умный (превосходная степень), их называют качественными. Качественные прилагательные дают характеристику предмета: румяный, добрый, большой, теплый.

Имена прилагательные, указывающие, что определяемый ими предмет имеет отношение к другому предмету, называют относительными: серебряный — имеет отношение к серебру, из серебра; московский — имеет отношение к Москве. Принадлежность предмета к какому-либо лицу или животному определяют притяжательные имена прилагательные: мамино (платье), лисьи (следы), Петина (книга).

Итак, имена прилагательные имеют конкретное лексическое и общее грамматическое значение (признак предмета) и постоянный признак — разряд по значению (качественные, относительные, притяжательные). В русском языке есть немало слов, имеющих значение числа, счета, например: два, двойка, удвоить, удвоенный, удвоив. Но только слово два является именем числительным.

Имя числительное — именная часть речи, которая обозначает число, количество предметов (два дня), их порядок при счете (второй ученик) и отвечает на вопросы сколько? какой? который? (по счету).

Имена числительные по значению делятся на количественные (отвечают на вопрос сколько? — пять, пятнадцать, двадцать пять, сто двадцать пять) и порядковые (отвечают на вопрос какой? или который? — пятый, пятнадцатый, двадцать пятый).

Количественные числительные могут обозначать целые числа (пять), дробные (одна пятая) или имеют собирательное значение (пятеро).

52. продолжение мена числительные бывают простыми (состоят из одного слова), сложными и составными (из двух и более слов): одиннадцать, пятьсот, тысяча двести тридцать один.

Итак, имена числительные имеют конкретное лексическое и общее грамматическое значение (числа) и постоянные морфологические признаки: бывают порядковыми и количественными, простыми, сложными и составными, целыми, дробными и собирательными (только количественные).

Местоимения — это слова, которые используются вместо имени, обозначают лица (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они), указывают на предметы, признаки предметов, количество предметов, не называя их конкретно (тот, этот, всякий, столько). От всех других именных частей речи местоимения отличаются тем, что они сами по себе не имеют самостоятельного значения, но в речи, в тексте это значение становится конкретным, потому что соотносится с конкретным лицом, предметом, признаком, количеством: На столе стояла ваза. Она [ваза] была необыкновенной формы. Это случилось в городе, который [город] известен всем. По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений: 1) личные (я, мы; ты, вы; он, она, оно; они); 2) возвратное (себя); 3) притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой); 4) указательные (этот, тот, такой, таков, этакий, столько); 5) определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, иной); 6) относительные (кто, что, какой, каков, который, сколько, чей); 7) вопросительные (кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? почему? каков?); 8) отрицательные (никто, ничто, ничей); 9) неопределенные (некто, нечто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто). Местоимения имеют морфологические признаки той части речи, с которой соотносятся.

Итак, все именные части речи самостоятельны, имеют конкретное лексическое и общее грамматическое значение и постоянные морфологические признаки (грамматические значения).

Начальная форма для именных частей речи — именительный падеж, единственное число, мужской род (кроме имени существительного). Непостоянные признаки также общие. Именные части речи изменяются по падежам, числам, родам (кроме имени существительного). Докажем это, изменив последовательно всё слова в словосочетании, состоящем из именных частей речи.

Для качественных имен прилагательных непостоянным признаком является изменение формы слова (полная или краткая), степени сравнения (сравнительная и превосходная).

Именные части речи в предложении выступают в роли главных или второстепенных членов.

Местоиме́ние — самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики и указывающая на них, их отношение к иным предметам, явлениям и т.д.

Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:
1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).
2. Возвратное: себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).
3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).
4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.
5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.
6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.
7. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).
8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.
9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.

53. Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Постоянные признаки: вид – совершенный, несовершенный, спряжение – I (-е, -ут, -ют), II (-и, -ат, -ят). Исключения: к 1 – брить, стелить, ко 2 – гнать, дышать, зависеть, видеть, терпеть, обидеть, ненавидеть, слышать, вертеть, держать, смотреть.

Изменяется по числам, лицам, временам, родам.

Переходные глаголы – сочетаются с именем существительным, именем числительным и местоимением в В.П. без предлога.

Наречие (термин образован неточной калькой с лат. adverbium) — самостоятельная часть речи, неизменяемая, обозначающая признак действия, признак признака. В школьном преподавании принято говорить, что слова этого класса отвечают на вопросы «как?», «где?», «куда?», «откуда?», «когда?», «зачем?», «почему?», «с какой целью?», «в какой степени?», «сколько?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия. Процесс образования наречий называется адвербиализацией.

Классификация по лексическому значению

Обстоятельственные:

Образа действия — Обозначает образ действия (по-весеннему, так) вопросы Как?, Каким образом?

меры и степени — обозначает меру и степень чего-либо (чуть-чуть, немного, Вдвое, Трижды) вопросы (Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени?)

времени — обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, места — обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали,

причины — обозначают причину совершения действия (сослепу, сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром);

цели — обозначают цель совершения действия (нарочно, специально, назло, Определительные:

качественные — выражают характеристику или оценку действия или признака (холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно);

количественные — определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно);

способа и образа действия — указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка);

сравнения и уподобления — (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом);

совокупности — (вдвоём, втроём, всенародно, сообща).

Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения

сравнительная степень выражается:

синтетически: с помощью суффиксов -ее(-ей), -ше, -е,"-же" (интереснее, дольше, сильней, громче). Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу: хорошо — лучше, много — больше, мало — меньше", «глубоко-глубже»;

аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия: более сильно, более гнусно, более мерзко и т. д.

превосходная степень выражается:

синтетически (греч. σοφὸς — σοφοτατα): мудро — мудрее всего; с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: покорнейше прошу, нижайше кланяюсь. Очень редко употребляется в современном русском языке;

аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия: наиболее противно, наиболее страшно, наиболее плохо т. п. Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике;

сложная форма: сочетанием слов всех, всего с синтетической формой сравнительной степени: лучше всех.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных