Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Категория лица в синтаксисе.




Источник: Очерк функционального синтаксиса русского языка, Г.А. Золотова.

Понятие лица применяется к разным языковым явлениям:

1. Категория лица как компонент понятия предикативности (другие компоненты – к-ии времени и модальности).

2. Категория личности, противополагаемая категории безличности, и представленная к-ми определенности, неопределенности, обобщенности, что положено традиционной грамматикой в основу типологии простых предложений.

3. Система личных форм глаголов, взаимосвязанных с формами местоимений, содержащая иерархию противопоставлений 1,2 и 3 лица друг другу, 1 и 2 лица – 3му, внутри 3го – личной и безличной его форм

4. Категория лица в противопоставленности нелицу в именах существительных.

Как соотносятся эти явления и какова их роль?

1. Категория лица как компонент предикативности опирается на противоположение говорящего и адресата 3му лицу (как и система личных форм глагола и местоимения). Но Виноградов подчеркивал несводимость синтаксических категорий модальности, времени и лица к соответствующим морфологическим категориям глагола. Под синтаксической категорией лица надо понимать соответствие субъекта – носителя действия/состояния/признака, о котором сообщается в предложении, одному из трех лиц участников-неучастников общения. Предложения «Дитя мое, ты нездорова»; «Карету мне, карету!» «Молчать!» и «Ваш выход» объединены синтаксической категорией 2 лица: субъект действия, состояния в них тождествен адресату речи. Синтаксической категорией 1 лица (обозначающей тождество говорящего субъекта и субъекта действия, состояния) объединяются предложения «Я вас любил»; «Еду, еду в чистом поле»; «Мне грустно», а синтаксической категорией 3 лица предложения «Ночь тиха»; «Татьяна в лес»; «Ему больно и смешно»; «Да здравствует солнце!»

В таком понимании синтаксическая категория лица поднимается над морфологическими и синтаксическими различиями глагольных и неглагольных типов предложений, прямых и косвенных способов обозначения субъекта, над традиционным противопоставлением личных/безличных форм.

2. Согласно иной трактовке, синтаксическая категория лица организуется противопоставлением личность/безличность, при этом за критерий безличности принимается невозможность введения в безличное предложение подлежащего. Представляется дискуссионным критерий определения безличности.

Сопоставим предложения: (1) Я дремлю; (2) Мне дремлется; (3) Смеркается.

Традиционная грамматика объединяет (2) и (3) как односоставные безличные, противопоставляя их (1) как двусоставному личному по признаку наличия/отсутствия подлежащего.

Можно делить иначе, исходя из характера субъекта состояния: (1) и (2) объединяются признаком личности, и противопоставляются (3), говорящему о состоянии природы/среды/места.

Предложения, сообщающие о явлениях природы, воспринимаемых языковым сознанием как бессубъектное состояние, принято считать односоставными (Морозит. Мороз. Морозно и т.п.) Предложения, сообщающие о состоянии лица, по природе своей личны и двусоставны: в них должны найти выражение обозначение субъекта и обозначение состояния. Противопоставление именительного падежа субъекта косвенным падежам с тем же синтаксическим значением вряд ли может быть основой деления предложений на личные/безличные:

И. Я веселюсь. Я нездоров. Я простужен. Я в тревоге.

Р. У меня простуда. У меня тоска. У меня (у него) обморок.

Д. Мне весело. Мне нездоровится. Мне тошно.

В. Меня тошнит. Меня лихорадит.

Т. Со мной (с ним) обморок.

П. Во мне усталость и тревога.

Все эти формы, обозначающие субъект состояния, неуправляемые, не подчиненные другому слову в предложении, но являются одним из двух организующих и взаимнообусловленных центров соответствующих моделей. Обращает на себя внимание также препозиция субъектной синтаксической формы, в отличие от нормальной постпозиции для объектной формы * перевожу на русский язык: местоимение здесь везде стоит в начале, а не в конце*.

Невыраженность субъекта в предложениях, сообщающих о состоянии субъекта, синтаксически значимо, это – один из способов представления субъекта: Не спится, няня; И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды; Нигде не дышится вольней Родный лугов, родных полей. В первых двух примерах невыраженность субъекта имеет определенно-личное значение 1го лица, в третьем – обобщенно-личное.

Разновидности категории личности (семантического и стилистического порядка):

- Категория определенности представляет субъект действия, состояния как определенное лицо.

- Категория неопределенности представляет субъект действия как неопределенное (чаще – неопределенно-множественное) лицо, неизвестное или намеренно устраненное по незначительности его в содержании информации.

- Категория обобщенности представляет субъект как любое лицо, к которому можно отнести называемое в предложении действие, состояние.

Выражение этих категорий не ограничивается глагольными формами, хотя формы 2-го лица связаны преимущественно с к-ией обобщенности, 1 и 2 – определенности, 3-го лица мн. числа – с к-ией неопределенности. Наряду с формами важная роль принадлежит местоимениям. Одни и те же глагольные формы и местоимения могут служить разным категориям.

3 лицо мн. число с невыраженным субъектом: традиционно формирует односоставное неопределенно-личное предложение, но может относить действие и к определенному лицу: Вот там его узнали, махнули платком; Его ждут, может быть, давно; Не хочу я, говорят тебе! – и к обобщенному: Дни поздней осени бранят обыкновенно; Цыплят по осени считают.

Неопределенно-личное значение (в смысле отнесенности действия к устраненному из сообщения субъекту) обнаруживается в предложениях различной синтаксической структуры: Лошади были поданы; Уж послано в догоню; Его бить, его стрелять, а он – хоть бы что; Увеличивается продажа стекла.

Обобщенно-личное значение тоже выявляется в предложениях любого типа: Вы выходите на крыльцо… Вам холодно немножко… Вам дремлется… Вот наконец и ваша изба… Над вами, кругом вас всюду туман.

С другой стороны, глагольная форма 3 лицо мн. числа с опущенным субъектом не всегда создает неопределенно-личное предложение. Ср.: Вы выходите на крыльцо. – Выходят на крыльцо. Передние опять останавливаются. – Опять останавливаются.

Можно сделать вывод, что семантико-стилистические разновидности категории личности к грамматической классификации предложений отношения не имеют и принципом деления в типологии простого предложения служить не могут. Остается структурным противопоставление типов предложений по признаку субъектов неличных и субъектов личных. Признаем как неличные, так и личные – двусоставными. Невыраженность субъекта – либо один из способов его представления, либо контекстная неполнота. Так, предложения типа Тоска, Грустно, Нездоровится сообщают о состоянии говорящего лица, поэтому либо представляют синтаксическую категорию 1-го лица, либо это лицо как-то названо в тексте: Все-таки ты увидишь кого-нибудь; а то тебе скука, я думаю, с нами.

Выбор формы выражения субъекта состояния определяется различиями, лежащими на линии противопоставления действия – состоянию, зависимости – независимости действия/состояния от воли субъекта, большей – меньшей интенсивности состояния. Ср.: Я тоскую, Я в тоске, Мне тоскливо, У меня тоска. Я пою, работаю. Мне поется, работается.

3. Если принимать идею парадигмы форм предложения, то нельзя не признавать, что Я пою, Ты поешь, он поет – грамматические модификации одной и той же структурной модели. Сфера действия личной парадигмы опирается на следующее понимание категории лица

1) Системой личных форм располагают только те предложения, которые сообщают о действии, состоянии и других признаках личного субъекта:

Я пишу, Ты пишешь, Он пишет, Мы пишем…

Я веселюсь, Ты веселишься…

Я добр, Ты добр…

Я за столом и т.д.

Гости приехали – то же самое. Но Поезд пришел, Грачи прилетели с неличным именем субъекта не имеют личной парадигмы.

В классе предложений с неличным субъектом (названия явлений природы и технических сил) наблюдается вариативность моделей с субъектом в Им.п. и субъектом-орудием в Тв.п.: Град побил посевы – Градом побило посевы. Противопоставление по признаку большей-меньшей стихийности действия.

2) Личная парадигма предложения не ограничивается ни глагольной парадигмой, ни формой именительного субъекта:

У меня, у тебя, у него радость…

Мне, тебе, ему весело.

Личная парадигма является грамматическим признаком предложений определенных структурных типов, в которых тесно взаимодействуют категории лица глагольно-местоименные с категорией лица имен существительных. Выйдя за пределы лимитаций морфологического характера, можно увидеть синтаксические аспекты категории лица системно взаимосвязанными.

4. Предложения с неличным (названным или неназванным) субъектом представляют всегда только категорию 3 лица (Светает; Мороз; Темно; Грачи улетели; Морозна ночь; Письмо Татьяны предо мною). Лично-субъектные располагают личной парадигмой и способностью к определенному, обобщенному, неопределенному представлению лица (Саше не спится; Открой окно; У беса праздник; Он засмеется: все хохочут).

Особое положение номинативных предложений в отношении к категории лица.

Номинативные предложения разделяются на предметные, образуемые конкретными существительными (Шоссе; Леса; Канавы) и бытийные, образуемые отвлеченными существительными и представляющие значение действия (Лай собак), качества (Синь неба), состояния субъекта (Тоска) или среды (Прохлада). Предложения со значениями действия/качества/состояния не могут быть бессубъектными, невыраженность субъекта синтаксически значима (вновь проявление (не)определенно-личности, обобщенно-личности): В доме хохот и стекла звенят, В нем шинкуют, и квасят, и перчат. Травят зайца. Травля! Травля!

Номинативные предметные предложения сближаются с неличными по синтаксическому значению 3-го лица.

Вывод: отношение предложения к синтаксической категории лица определяется признаком личности/неличности и для личных предложений – значением одного из трех лиц, соответственно позиции субъекта в речевом общении.

С точки зрения постоянных и переменных признаков структуры предложения категория лица отличается двусторонней обращенностью:

1) Относится к переменным признакам как одна из грамматических предикативных категорий, образующих в своих значениях систему личных модификаций предложений определенных классов;

2) Относится к постоянным признакам как одна из структурных категорий, отражающих связь предложения и языковой действительностью; в ней же выражаются характер субъекта и парадигматические возможности предложения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных