ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14. 1. Фонетическая стилистика1. Фонетическая стилистика. Стили произношения /высокий, нейтральный, разговорный/ и типы произношения /полный, неполный/. Стилистические возможности интонации. Из истории вопроса. Истоки стилистики русского языка находятся в трудах Ломоносова «Краткое руководство к риторике». Пишет о том, что «оратор должен управлять своим голосом по состоянию материи. Слово следует произносить голосом чистым, непрерывным, не надлежит выкрикивать вдруг и неприлично произносить одним голосом». Эти требования Ломоносов усилил в «Кратком руководстве к риторике» в 1748 году, где писал, что речь должна быть благозвучной, рекомендуется избегать стечения согласных, избегать подобного произношения многих гласных, избегать частого употребления одного звука. В трудах Ломоносова можно встретить идею звукового символизма. Он думал, что каждый звук несет какую-то идею. В материалах для Российской грамматики сказано, что существует 3 штиля: исторический, риторический и простой. В Грамматике 1765 года говорится о разном происхождении звука «г» (в словах божественных нужно произносить фрикативно - бо[г], бо[г]ослужение). Идея звукового символизма обсуждается до сих пор. В 20 веке Р. И. Аванесов выдвинул идею о том, что в орфоэпии не может быть единого стиля произношения и выделяет 3 стиля произношения: Нейтральный; Высокий (академический); Разговорный (сниженный). Высокий стиль допускает окающее произношение (сонЭт, нОктюрн, бордо, досье, отель) для слов иностранного происхождения. Нейтральный стиль допускает некоторую небрежность по сравнению с высоким стилем (з[иэ]мля, б[иэ]реза). Сниженный стиль допускает отступление в просторечии, быстроту темпа (тоарищи, щас); «иканье» («зитёк», «взбилиниться», «зимля»). Есть стилистическая разница в произношении отдельных звуков- г и г фрикативного. «г» фрикативное – в божественных словах (благо, богородица), иногда сочетание [чн] – молочная кислота – моло[шн]ая каша. Громк[ый] – громкий – старомосковское произношение. Стилистический эффект может вызывать также устаревшее, или старомосковское произношение по сравнению с современным, стилистически нейтральным: жара – жыра, шалун – шылун, шаги – шыги, шампанское – шымпанское. Стилистические признаки ударности тоже неодинаковы (и́наче – ина́че). Интересны в стилистическом отношении варианты произношения, употребление которых ограничено определенной, часто узкой профессиональной сферой: так, шахтеры и нефтянники обычно говорят не добЫ ча, а дОбыча, моря – компАс, крЕмень, а не кремЕнь. Стилистический оттенок может придавать слову также устарелое для нашего времени или устаревающее ударение (жаворОнок, музЫка, тангО, УкрАина). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|