ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные тенденции развития современного русского литературного языкаСоздателем современного литературного языка считается Александр Пушкин, произведения которого считаются вершиной русской литературы. Этот тезис сохраняется в качестве доминирующего, несмотря на существенные изменения, произошедшие в языке за почти двести лет, прошедшие со времени создания его крупнейших произведений, и явные стилистические различия между языком Пушкина и современных писателей. Между тем, сам поэт указывает на первостепенную роль Н. М. Карамзина в формировании русского литературного языка, по словам А. С. Пушкина, этот славный историк и литератор «освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова». Литературный язык - форма существования национального языка, которая характеризуется такими чертами, как нормативность, кодифицированность, полифункциональность, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка. Литературный язык является основным средством, обслуживающим коммуникативные потребности общества; он противопоставлен некодифицированным подсистемам национального языка — территориальным диалектам, городским койне (городскому просторечию), профессиональным и социальным жаргонам. Понятие литературного языка может определяться как на основе лингвистических свойств, присущих данной подсистеме национального языка, так и путем отграничения совокупности носителей этой подсистемы, выделения ее из общего состава людей, говорящих на данном языке. Первый способ определения — лингвистический, второй — социологический. Свойства литературного языка: • последовательная нормированность (не только наличие единой нормы, но и ее сознательное культивирование); • общеобязательность его норм для всех говорящих на данном литературном языке; • коммуникативно целесообразное использование средств (оно вытекает из тенденции к их функциональному разграничению) • последовательная функциональная дифференцированность средств и связанная с этим постоянно действующая тенденция к функциональному разграничению вариантов; • полифункциональность: литературный язык способен обслуживать коммуникативные потребности любой сферы деятельности; • стабильность и известный консерватизм литературного языка, его медленная изменяемость: литературная норма должна отставать от развития живой речи
Тенденции: • сближение лит языка с народным • взаимодействие стилей лит языка (особ важно: влияние разговорн стиля на литературный) • стремление к экономии языковых средств в речи (как завещал нам Чехов, краткость – сестра таланта) • стремление к единообразию и упрощению отдельных форм и конструкций • усиление аналитических элементов в системе языка (типа «сумка цвета беж» вместо «бежевая сумка», «здание высотой три метра» вместо «трехметровое здание» и т.п.)
(По В.И. Чернышеву) источником стилистич норм должны быть: • общепринятое современное употребление • произведения образцовых рус писателей • лучшие грамматики и грамматические исследования литературного рус яз
(По Розенталю ) источником норм также могут быть: • данные опроса носителей языка (особ представит разных поколений) • данные анкетных опросов • сопоставление аналогичных языковых явлений у писателей – классиков и у современных писателей (в произведениях одного и того же жанра)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|