Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Звуковые (фонологические) единицы языка




Фигуры плана выражения представляют собой звуковые единицы разной длительности. Наименьшая звуковая единица – звук речи. Сочетание звуков речи со слогообразующим звуком дает слог. Сочетание слогов, которые характеризуются словесным ударением, образует фонетическое слово, сочетание фонетических слов, характеризующееся однородной интонацией, представляет собой речевой такт. Сочетание речевых тактов, характеризующееся законченной интонацией, образует максимальную звуковую единицу – фразу.

Если рассматривать эти звуковые единицы первой степени обобщенности в обратном порядке, то можно сказать, что фраза без остатка делится на речевые такты, речевые такты без остатка делятся на фонетические слова, фонетические слова без остатка делятся на слоги, а слоги без остатка делятся на звуки речи. При этом слог может состоять из одного слогообразующего звука, фонетическое слово из одного слога, речевой такт – из одного фонетического слова, а фраза – из одного речевого такта. В конечном счете, фраза может состоять из одного звука. Например, междометие О!, выражающее удивление, одновременно является и звуком, и слогом, и фонетическим словом, и речевым тактом, и фразой.

Рассмотрим свойства данных звуковых единиц, начиная с наибольшей и кончая наименьшей.

Фраза – максимальная звуковая единица, которая характеризуется законченной интонацией. Структуры законченных интонаций отличаются друг от друга в зависимости от типа фразы, но наиболее распространенная – повествовательная фраза – характеризуется восходяще-нисходящей интонацией. В фонетической записи границы фраз обозначаются двумя вертикальными черточками. Фразе соответствует простое грамматическое предложение. Например, //Воды струятся, //дышит земля //. В качестве фразы может выделяться обособленный оборот (например, причастный или деепричастный оборот) вместе со словом, к которому он относится. Например, //Лошади, весело встряхивая колокольцами //, пробежали по улицам нижней части города//. //С рассветом, наступившим после дождя, // геологи вышли из своих палаток//. В качестве фразы может выделяться распространенный однородный член предложения. //И аккуратно подстриженные газоны//, и чисто подметенные тропинки//, и ярко покрашенный забор// - все производило приятное впечатление. // В зоопарке слышался мощный рёв львов//, резкие крики павлинов//, трубные крики лебедей // и разноголосое пение птиц//.

Если предложение чрезвычайно распространено (свыше 7-9 слов), то оно может быть поделено на фразы, которые будут соответствовать определенным синтаксическим конструкциям: группе подлежащего, группе сказуемого, предикативной группе, обстоятельственной группе, определительной группе. Например, //На необъятных просторах нашего многовекового отечества// есть большие лесные массивы//; //В центре скульптурной композиции // 22-метровая железобетонная стела // в форме свёрнутого знамени//.

Речевой такт – часть фразы, которая характеризуется однородной интонацией. Интонация речевого такта может быть восходящей, равномерной или нисходящей. Границы между тактами при фонетической записи обозначаются одной вертикальной черточкой. Если границы речевого такта и фразы совпадают, то обозначается в виде двух вертикальных черточек только граница фразы. Речевому такту могут соответствовать как отдельные слова, так и словосочетания.

Рассмотрим, как разделяется на фразы и речевые такты следующий микротекст.

 

А погода великолепная. Воздух чист, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы. Все небо усеяно весело мигающими звездами. И Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом.

(А.П. Чехов. «Ванька»)

Этот текст можно прочитать двумя стилями – мажорным и минорным. Мажорный стиль предполагает обилие восклицательных конструкций, радостное настроение и высокую тональность. Разбиение на фразы и такты в этом стиле будет выглядеть следующим образом:

//А погода великолепная//. Воздух чист/, прозрачен и свеж//. Ночь темна//, но видно всю деревню / с ее белыми крышами // и струйками дыма /, идущими из труб //, деревья, посеребренные инеем//, сугробы//. Все небо усеяно/ весело мигающими звездами//. И Млечный Путь/ вырисовывается так ясно//, как будто его перед праздником/ помыли/ и потерли снегом//.

Но в самом рассказе А.П.Чехова этот текст сопровождает грустное размышление Ваньки Жукова о тяжелом житье-бытье, на фоне которого воспоминания о трудном деревенском детстве кажутся герою хоть и грустными, но желанными. Следовательно, минорный стиль будет более соответствовать глубинному содержанию текста. В этом случае текст будет читаться медленнее, с большим количеством тактов:

//А погода/ великолепная//. Воздух чист/, прозрачен/ и свеж//. Ночь темна//, но видно/ всю деревню // с ее белыми крышами // и струйками дыма /, идущими из труб //, деревья/, посеребренные инеем//, сугробы//. Все небо/ усеяно/ весело мигающими звездами//. И Млечный Путь/ вырисовывается так ясно//, как будто его перед праздником/ помыли/ и потерли снегом//.

Фонетическое слово – это часть речевого такта, которая характеризуется словесным ударением. В русском произношении словесное ударение выражается повышением силы и длительности звука и понижением его тона. В некоторых языках (например, в тюркских) фонетическое слово характеризуется не столько ударением, сколько наличием сингармонизма (более высоким или низким произношением гласных и согласных звуков всего слова). Примером могут служить казахские слова балалар (дети), где тон всего слова низкий и мектептер (школы), где тональность звуков всего слова высокая.

Фонетическое слово может соответствовать одному грамматическому слову или двум и более грамматическим словам, содержащим одно словесное ударение. В этом случае одно из грамматических слов будет нести на себе ударение, а на другом грамматическом слове, входящем в это же фонетическое слово, оно будет отсутствовать. Грамматическое слово, входящее в единое фонетическое слово, но не имеющее ударения, называется клитикой. Клитика в фонетической записи соединяется с ударной частью фонетического слова выгнутой дугой сверху.

Клитика, стоящая перед ударным словом, называется проклитикой, например: на деревне, у околицы, чтобы помнили. Клитика, входящая в фонетическое слово, которая находится после ударного грамматического слова, называется энклитикой, например: читал бы, писал бы, слыхали ли. В фонетическом слове час от часу слово час является проклитикой, а часу – энклитикой.

Слог – это часть фонетического слова, которая содержит в себе слогообразующий звук и служит средством ритмической организации речи. Слогообразующий звук играет роль ритмического центра, также слог характеризуется наличием или отсутствием периферийных элементов. В качестве слогообразующего выделяется гласный звук, но в некоторых случаях им может быть сонорный или даже фрикативный. Сонорный может произноситься в русском языке как слоговой, если он находится после согласного в конце слова или между двумя согласными. Например: декаб[р'], декаб[р']ский и т[с].

Слог, который оканчивается на гласный звук, называется открытым (зи-ма), слог, который оканчивается на согласный, называется закрытым (дом, стол, бор, край). Слог, который начинается гласным звуком, называется неприкрытым (о-кно, у-тро), слог, который начинается согласным звуком, называется прикрытым (то-паз, ко-рень).

Слоги в разных языках могут иметь разную структуру. Например, в тюркских языках слоги могут начинаться на один согласный, сочетание согласных в начале слога здесь не допускается, но оканчиваться слоги в тюркский языках могут на сочетания из двух согласных. Например, паст (после), дỹст (друг) в узбекском языке, ант (союз, клятва) в чувашском языке.

В русском языке встречаются слоги самых разнообразных структур. Есть слоги, состоящие только из одного гласного: а [а] (междометие, союз), о [о] (междометие, предлог), у [у] (междометие, предлог), и [и] (междометие, союз), э [е] (междометие). Есть в русском языке слоги, начинающиеся

одним согласным: то, та, мы

двумя согласными: сто, кто, бра, ква

тремя согласными: встань, стро-ка, впря-гать, спря-гать

четырьмя согласными: встре-ча, встря-ска.

Внутри слов могут быть сочетания из пяти согласных, которые при слогоделении относятся к разным слогам. Например, партвзносы.

Есть в русском языке слоги, которые оканчиваются на один согласный: от, на два согласных: ость, на три согласных: быстр, на четыре согласных: монстр.

Звук речи – это минимальная звуковая единица, которая в составе звука языка обладает смыслоразличительностью, производит на слух однородное акустическое впечатление и произносится за одну артикуляцию.

Артикуляция звука речи – это комплекс артикуляционных движений, необходимый и достаточный для произнесения звука. Артикуляция звука имеет три фазы (иначе говоря, делится на три части):

a. экскурсия – начальное движение артикуляции звука,

b. выдержка – центральное или кульминационное положение органов речи, наиболее характерное для артикуляции звука,

c. рекурсия – артикуляционные движения, завершающие произношение звука.

В разных типах звуков экскурсия, выдержка и рекурсия играют разную роль при образовании акустических впечатлений. Например, в произношении и восприятии гласных звуков существенную роль играют все три фазы артикуляции. При произношении сонорных акустическим эффектом сопровождается только выдержка и рекурсия ([м], [л], [н]). При произношении фрикативных [в], [з], [х], а также сонорных [р], [j] решающая роль принадлежит выдержке. При произношении смычных и аффрикат звукообразующей выступает фаза рекурсии ([б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [ц], [ч']).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных