Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фазы риторического сообщения




 

Подготовка к ораторскому (риторическому) выступлению осуществляется по отдельным этапам или фазам деятельности.

Фаза 1 – инвенция. Этот этап предполагает подбор материала для содержания выступления.

Фаза 2 – диспозиция. Она требует построения опорных схем и планов, отражающих логику содержания.

Фаза 3 – элокуция. Предполагает отбор языковых средств, которые могут быть использованы в процессе выступления. Они должны быть тщательно отобраны по выразительным возможностям, образности, стилю и точности выражения.

Фаза 4 – мемория. Выступающий должен позаботиться о том, чтобы всё намеченное сохранилось в его памяти. Лучшим средством здесь являются опорные схемы как всего выступления, так и его фрагментов.

Фаза 5 – акция требует продумывания соотношения речевых и неречевых форм поведения оратора, а также тренировки членораздельности, выразительности и даже художественности произносимой речи.

От оратора требуются способности учёта состава аудитории, её компетентности и эмоционального настроя, а также возможности расширения или сужения содержания, или даже изменения его целевой направленности.

Работа над риторическим текстом требует несколько иных умений, нежели работа над нериторическим текстом (текстом изложения). Текст изложения предполагает работу над содержанием, логикой построения, использованием речевых средств. После составления такого текста проводится коррекция и редактирование. Работа над нериторическим текстом выступает предварительным этапом, подготовкой для дальнейшего построения риторического текста. На нериторическом тексте можно отработать приёмы построения топосов, что является немаловажным и для риторического текста.

Память культуры

 

Память − одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…

Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нём останутся складки, и если вы сожмёте его вторично − часть складок лягут по прежним складкам: бумага обладает памятью.

Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д.

На памяти древесины основана точнейшая специальная археологическая дисциплина, произведшая переворот в археологических исследованиях − дендрохронология.

Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелёты в нужном направлении к нужному месту. В объяснении этих перелётов недостаточно изучить только «навигационные приёмы и способы», которыми пользуются птицы. Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья − всегда одни и те же.

Что и говорить о «генетической памяти»!

Память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно, путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые навыки, бытовые навыки, семейные навыки, общественные институты…

Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно.

Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. Память − преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» − это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его, личной, и в памяти окружающих.

Совесть − это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Вот почему так важно воспитывать молодёжь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии − это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к могилам предков. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Всё это дорого нам. И подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким − родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, − так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ.

Может быть, следует подумать − не строить ли нравственность на чём-либо другом: игнорировать прошлое с его, порой, ошибками и тяжёлыми воспоминаниями и быть устремлёнными целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыть о прошлом с его тёмными и светлыми сторонами. Это не только невозможно, но и не нужно. Память о прошлом всегда «светла» (пушкинское выражение), поэтична.

Человеческая культура в целом не только обладает памятью. Культура человечества − это активная память человечества, активно введённая в современность.

Каждый культурный подъём был связан с обращением к прошлому. Сколько раз человечество, например, обращалось к античности? По крайней мере больших, эпохальных обращений было четыре: при Карле Великом, при Палеологах в Византии, в эпоху Ренессанса, в конце XVIII− начале XIX века вновь. А сколько было “малых” обращений культуры к античности − в те же средние века, долгое время считавшиеся «тёмными». Каждое обращение к прошлому обогащало современность, и каждое обращение по-своему понимало это прошлое, брало из прошлого нужное ей для движения вперёд. Это − об обращении к античности, а что давало для каждого народа обращение к его собственному национальному прошлому? Если оно не было продиктовано национализмом, узким стремлением отгородиться от других народов и их культурного опыта, оно было плодотворным, ибо обогащало, разнообразило, расширяло культуру народа, его эстетическую восприимчивость. Ведь каждое обращение к старому в новых условиях было всегда новым.

Хотелось бы мне продемонстрировать эстетическую и нравственную память на примере поэзии А.С. Пушкина.

У Пушкина роль памяти в поэзии огромна. Поэтическая роль воспоминаний, − я бы сказал «поэтизирующая» их роль, − прослеживается с детских, юношеских стихотворений Пушкина, из которых важнейшее − «Воспоминание в Царском Селе», но и в дальнейшем роль воспоминаний очень велика не только в лирике Пушкина, но даже в поэме «Евгений Онегин».

Когда Пушкину необходимо внесение лирического момента, он прибегает часто к воспоминаниям. Как известно, Пушкина не было в Петербурге в наводнение 1824 года, но всё же в «Медном всаднике» наводнение окрашено воспоминанием:

Была ужасная пора,

Об ней свежо воспоминанье…

Свои исторические произведения Пушкин также окрашивает долей личной, родовой памяти. Вспомните: в «Борисе Годунове» действует его предок Пушкин, а в «Арапе Петра Великого» − тоже предок − Ганнибал.

Память − основа совести и нравственности, память − основа культуры, память − одна из основ поэзии, эстетического понимания культурных ценностей.

Хранить память, беречь память − это наш нравственный долг и перед потомками.

(По Д.С. Лихачёву.)

 

В данном тексте ясно вырисовываются основные признаки 5 аспектов. Эпос данного текста выражается, в первую очередь, в его идейном содержании. Академик Д.С. Лихачев говорит о роли памяти в становлении и развитии человеческой культуры. Он начинает своё изложение с памяти природной (смятая бумага сохраняет свои изгибы), переходит к памяти в животном мире (птицы покидают свою родину и возвращаются назад). Затем переходит к памяти человеческой, которую рассматривает подробно. Конечный вывод автора: память – это основа человеческого существования, это богатство личности и общества.

Логос текста определяется его композицией.

Глоттос данного текста определяется доминирующим использованием нейтральных слов, простых конструкций, некоторого количества терминов и речевых штампов, различающихся по стилю (творческий процесс – общественный штамп, человеческое бытие – высокий стиль, лист бумаги – разговорный стиль). Перед нами все признаки научно-популярного стиля.

Этос: тон статьи доверительный, в ней нет искусственного пафоса, но есть настрой, позволяющий вести доброжелательную беседу один на один. Изложение ненавязчивое, спокойное. Лихачёв отмечает, что память – это основа для становления человеческой личности, для формирования этноса (нации), память – основа для морали, нравственности, совести, знаний. И, наконец, память – долг перед будущими поколениями. Память может быть семейной, народной, культурной. Возвращение к прошлому – это всегда преобразование настоящего.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных