Последовательность изложения текста
Текст в процессе обучения на уровне внешней речи осваивается в два этапа. Первый этап – понимание (осмысление). Прочитывается текст, затем с помощью вопросов определяется, все ли слова понятны и понятно ли содержание текста в целом. Если выясняется, что не все слова понятны, проводится словарная работа. Если выясняется, что не все содержание понятно, то дается дополнительная информация или интерпретация текста. Затем дается задание: подготовить изложение текста. Обучаемый строит план изложения, а затем устно или письменно излагает текст.
В целом при такой процедуре освоения текста содержание и оформление конечного текста (Tn) оказывается более бедным, чем содержание и лингвистическое построение исходного текста (T1).
Можно это выразить в виде формулы Tn < T1.
При формировании внутренней речи и мышления добавляется еще ряд процедур построения текста. Содержание исходного текста подвергается денотативно-предикативному анализу, затем выделяются денотаты, и строится денотативная опорная схема текста. Этот процесс может быть назван свертыванием содержания текста.
Следующий этап – построение пресуппозиции. Пресуппозиция образуется дополнительным использованием информации следующих типов:
1. Предыдущий текст.
2. Дополнительный текст.
3. Интерпретация.
4. Денотативно-предикативный анализ.
После этого строятся еще две опорные схемы: денотативно-предикативная опорная схема, которая соответствует осмыслению текста и раскрытию его денотативно-предикативного содержания, и мотивационная схема, которая отражает логические (причинно-следственные) связи в содержании строящегося текста. Мотивационная схема, в основном, может быть представлена в виде предикаций. После этого на базе трех типов опорных схем производится развертывание текста. При этом используются восемь типов лексических операций:
1. Выбор слова.
2. Замещение слова.
3. Повтор.
4. Выделение слова.
5. Трансформация слова.
6. Комбинирование слов.
7. Сужение конструкции.
8. Расширение конструкции.
Затем осуществляется изложение текста, но, в отличие от традиционной методики, содержание конечного текста обогащено денотативно-предикативным пониманием, дополнительной информацией (пресуппозицией) и вариативным изложением (лексические операции).
В результате содержание и лингвистическое построение конечного текста оказывается более богатым, чем содержание и построение исходного текста.
Новая ситуация может быть выражена следующей формулой:
Tn > T1
Tn-1
T1+T2+T3 Tn Tn-2
Tn-3
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|