Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Художественный стиль




 

Художественный стиль включает в себя тексты, содержащие лексику различных регистров. В художественных текстах встречаются образные выражения и слова, слова с переносными значениями, высокая, нейтральная и просторечная лексика. Допустимы термины и речевые штампы, но в особом образном воплощении.

Рассмотрим первый пример художественного текста:

 

Местность показалась мне теперь ещё угрюмее, чем из окна. Вверху туман рассеялся, и вершины гор рисовались отчетливо и сурово на посветлевшем небе. На тёмном фоне гор проносились только отдельные горизонтальные клочья тумана, но внизу всё ещё стояли холодные сумерки. Ленские струи, ещё не замёрзшие, но уже тяжёлые и тёмные, сталкивались в тесном русле, заворачивались воронками и омутами. Казалось, река в немом отчаянии кипит и рвётся, стараясь пробиться на волю из мрачной щели… Холодный предутренний ветер, прогонявший остатки ночного тумана, трепал нашу одежду и сердито мчался дальше. (По В.Короленко).

 

В данном тексте больше всего слов нейтральных (показалась, мне, ещё, угрюмый, окно, вверху, туман, рассеялся, вершина, гора, тёмный, фон, проноситься, горизонтальный, внизу, сумерки, струя, замерзший, тяжёлый, темный, сталкиваться, русло, тесный, воронки, омуты, казалось, стараться, холодный, предутренний, ветер, прогонять, остатки, ночной, туман, одежда). Очень много образных слов и выражений, в том числе слов с переносными значениями (вершины рисовались, угрюмая местность, клочья тумана, стояли холодные сумерки, Ленские струи, заворачиваться воронками и омутами, немое отчаяние, река кипит и рвётся, пробиться на волю, мрачная щель, холодный ветер трепал одежду и сердито мчался дальше). Незначительное число слов высокой лексики (местность, отчетливо). Просторечия отсутствуют. В целом, автор создаёт картину грозной и могучей реки, вырывающейся из тесного плена.

 

Следующий художественный текст принадлежит иному типу – он окрашен лёгким юмором:

 

В это благословенное время от двух до трёх часов пополудни, которое может назваться движущеюся столицею Невского проспекта, происходит главная выставка всех лучших произведений человека. Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой – греческий прекрасный нос, третий несёт превосходные бакенбарды, четвёртая – пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый – перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая – ножку в очаровательном башмачке, седьмой – галстук, возбуждающий удивление, осьмой – усы, повергающие в изумление. Но бьёт три часа, и выставка оканчивается, толпа редеет. (По Н. Гоголю).

 

В данном тексте большая часть лексики нейтральная (это, время, от двух до трёх часов, которое, может, проспект, происходит, главная, выставка, человек, один, показывать, лучший, другой, нос, третий, бакенбарды, четвёртая, пара, удивительный, шляпка, пятый, перстень, мизинец, шестая, седьмой, галстук, возбуждающий, удивление, усы, толпа, редеет), затем следуют образные выражения (движущеюся столицею, выставка лучших произведений человека, с лучшим бобром, греческий прекрасный нос, несёт превосходные бакенбарды, перстень с талисманом, щегольской мизинец, галстук, возбуждающий удивление, усы, повергающие в изумлений, выставка).

Есть в тексте слова высокого стиля (благословенный, превосходный, очаровательный, повергающий, изумление), просторечные (пополудни, хорошенький, глазки, ножка, башмачок), устаревшие (щегольской, сюртук, осьмой). Завершается парад слов фразеологизмом (бьёт три часа), как восклицательным знаком в конце текста.

 

Своеобразием отличаются стихотворные художественные тексты. Вот один из таких примеров

 

«Кувшинка»

 

Цвела кувшинка на Руси…

В пруду, где дремлют караси,

Купался ты. И вдруг она

Всплыла, как будто бы со дна.

И ты спросил её во тьме:

- Цветок! В своём ли ты уме?

А если я тебя сорву?

- Сорви! Не бойся. Оживу!

 

…Кувшинкам трудно – до вершин.

Кувшинкам хочется в кувшин,

Хотя бы очень небольшой,

Но с человеческой душой.

(Л.Мартынов.)

 

Почти всё стихотворение состоит из нейтральных слов (кувшинка, цвести, пруд, дремать, караси, купаться, ты, вдруг, она, дно, спросить, её, цветок, сорвать, если, не бойся, трудно, кувшин, хотеть, хотя бы, очень, небольшой), имеются единичные примеры образных выражений (кувшинкам хочется в кувшин, человеческая душа), просторечие (в своём ли ты уме), высокой лексики (Русь, всплыть, тьма, ожить, вершина, душа). Образность стихотворения скрывается во внутреннем смысловом содержании: олицетворение природы и одухотворение взаимодействия человека и природы.

 

 

Рекламный стиль

 

Рекламный стиль представлен текстами, которые содержат в себе какие-то интертексты, образующие пресуппозицию рекламы. Текст современной рекламы, как правило, не расхваливает продаваемый товар, он пытается завлечь покупателя словесной виртуозностью. Предлагается купить товар не за его качество, а за привлекательное словесное свойство рекламодателя. Вот одна из старых реклам:

 

Лучших сосок не было и нет,

готов сосать их до старости лет. (Маяковский)

 

Конечно, никто из покупателей не собирается сосать соску до старости лет, но предложение необычно и заманчиво.

А вот пример современной рекламы:

 

Купить нельзя копить.

 

Реклама двусмысленна: Купить – нельзя копить или Купить нельзя – копить. Явно внутри скрывается старый интертекст: Казнить нельзя помиловать. Воспринимающий неожиданно обнаруживает второй смысл, и за эту неожиданность он готов приобрести товар.

Реклама требует участия в её создании хороших специалистов. В большинстве своём рекламы бездарны. Вот пример подобной рекламы:

 

Банковские депозиты – самый простой инструмент для вложений денежных средств. Самый классический из всех предлагаемых банками продуктов – это вклад. Причём срочный, поскольку в противном случае, ставка по нему будет минимальной, и об увеличении доверенной банку суммы говорить нет смысла.

 

После чтения такой рекламы никто в банк не пойдёт.

 

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных