Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 3. Лингвистические стили




 

 

Стиль – это характеристика лингвистической единицы или текста, содержащая его определённую оценку или аксиологическую характеристику.

Выделяют стили языка и стили речи.

Стили языка – это различные классы лингвистических единиц, отличающиеся по своим аксиологическим (оценочным) установкам. Стили языка наиболее ярко проявляются в его лексике. Стилистическая оценочность лексики заложена в её значениях. Наиболее известна теория языковых стилей, принадлежащая М.В.Ломоносову. Он выделял три языковых стиля: высокий, средний (нейтральным), низкий.

Слова высокого стиля употребляются в текстах элитарной культуры общения. Они обозначают объекты, значимость которых высоко оценивается обществом. Например: лик, уста, очи, персты, провозглашать, исследовать, возвышенный, сознательный, прекрасный, грандиозный, развивать, вкушать и др.

Слова нейтрального стиля употребляются в текстах литературной культуры и частично разговорной. Такие слова обычно не несут в своих значениях какой-либо положительной или отрицательной оценки. Например: лицо, губы, глаза, пальцы, сообщать (говорить), разбирать, высокий, умный, красивый, большой, расти, есть.

Слова низкого стиля содержат в себе снисходительную, отрицательную или презрительную оценку отрицательных явлений. Они употребляются частично в разговорной, но чаще всего в фамильярной культуре общения. Например: морда (харя), шлёпалки (вареники), зенки, грабли, трезвонить, ковыряться, дылда, кумекающий (продвинутый), смазливый, слоновый, вытягивать (продвигать), жрать (хавать).

 

Стиль речи – это аксиологическая (оценочная) характеристика текста, которая определяется сочетанием слов, относящихся к сходным или различным регистрам. Различаются два типа речевых, или функциональных стиля: сообщающий стиль и воздействующий. К сообщающим стилям относятся тексты, излагающие определённую информацию без её позитивной или негативной оценки. К стилям воздействия относятся тексты, которые вызывают эмотивное отношение к ним со стороны воспринимающего за счет употребления в них слов, имеющих резко выраженную позитивную или негативную оценки.

К сообщающим стилям относят информационный, деловой и научный стили. К стилям воздействия – разговорный, публицистический, художественный и рекламный стили.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных