ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 3. Лингвистические стили
Стиль – это характеристика лингвистической единицы или текста, содержащая его определённую оценку или аксиологическую характеристику. Выделяют стили языка и стили речи. Стили языка – это различные классы лингвистических единиц, отличающиеся по своим аксиологическим (оценочным) установкам. Стили языка наиболее ярко проявляются в его лексике. Стилистическая оценочность лексики заложена в её значениях. Наиболее известна теория языковых стилей, принадлежащая М.В.Ломоносову. Он выделял три языковых стиля: высокий, средний (нейтральным), низкий. Слова высокого стиля употребляются в текстах элитарной культуры общения. Они обозначают объекты, значимость которых высоко оценивается обществом. Например: лик, уста, очи, персты, провозглашать, исследовать, возвышенный, сознательный, прекрасный, грандиозный, развивать, вкушать и др. Слова нейтрального стиля употребляются в текстах литературной культуры и частично разговорной. Такие слова обычно не несут в своих значениях какой-либо положительной или отрицательной оценки. Например: лицо, губы, глаза, пальцы, сообщать (говорить), разбирать, высокий, умный, красивый, большой, расти, есть. Слова низкого стиля содержат в себе снисходительную, отрицательную или презрительную оценку отрицательных явлений. Они употребляются частично в разговорной, но чаще всего в фамильярной культуре общения. Например: морда (харя), шлёпалки (вареники), зенки, грабли, трезвонить, ковыряться, дылда, кумекающий (продвинутый), смазливый, слоновый, вытягивать (продвигать), жрать (хавать).
Стиль речи – это аксиологическая (оценочная) характеристика текста, которая определяется сочетанием слов, относящихся к сходным или различным регистрам. Различаются два типа речевых, или функциональных стиля: сообщающий стиль и воздействующий. К сообщающим стилям относятся тексты, излагающие определённую информацию без её позитивной или негативной оценки. К стилям воздействия относятся тексты, которые вызывают эмотивное отношение к ним со стороны воспринимающего за счет употребления в них слов, имеющих резко выраженную позитивную или негативную оценки. К сообщающим стилям относят информационный, деловой и научный стили. К стилям воздействия – разговорный, публицистический, художественный и рекламный стили.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|