ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Письменность и ее виды
Первым наиболее древним видом письменности была пиктография, т.е. рисуночное письмо. Например, древнее изображение животных с вонзенными в них дротиками было своеобразным письмом более опытного охотника молодым охотникам, разъясняющее молодежи, как надо охотиться на зверя. Классическим примером пиктографии является письмо американских индейцев президенту США с просьбой разрешить им ловить рыбу в Великих озерах. На рисунке изображена группа животных, являющихся тотемами разных племен, головы этих животных соединены едиными линиями, ведущими к голове вождя главного племени, что говорит о единомыслии племен. Следующая линия идет от головы вождя племен к изображению Белого Дома – резиденции Президента. Следующая линия ведет от Белого Дома к Великим Озерам. В современной жизни люди часто пользуются пиктографией в рекламе. Например, на окнах магазинов изображены рисунки товаров, продаваемых в этих магазинах. Разумеется, эти рисунки имеют обобщенный смысл. Например, на витрине изображена рыба, но это может означать, что в магазине продаются морепродукты, не только рыба, но и кальмары. Если изображена булочка, то это обозначает, что в магазине продаются хлебопродукты, например, буханки черного хлеба. Пиктографические рисунки обозначают целую речевую ситуацию, которая может быть выражена в предложении или в целом тексте. Следующий вид письма, возникший после пиктографии, – это идеография, или символическое письмо. Символами, или идеограммами обозначаются определенные понятия, которые могут быть выражены отдельными словами. В современной жизни идеографическое письмо употребляется довольно часто. К идеограммам относятся знаки препинания, дорожные знаки и сигналы семафоров и светофоров, математические, химические и физические формулы, знаки на географических картах и т.д. Известные в истории письма иероглифы являются комбинированными пиктографическими и идеографическими знаками. Например, египетские, китайские иероглифы и иероглифы народа майя. Современное письмо является фонографическим. Фонография – это буквенное обозначение слогов или звуков. К слоговому письму относится клинописная письменность Вавилона и Ассирии, древнеиндийская письменность, финикийская, японская или древнеславянская руническая письменности. По современным представлениям истоком буквенного письма стала древнеиндийская письменность, которая была использована и переработана древними финикийцами. Финикийское письмо, в свою очередь, стало основой для систем буквенного письма древних греков, латинян, эфиопов, арабов, армян, грузин и славян. Известны 4 вида славянских алфавитов – руническое письмо, велесовица, глаголица и кириллица. Современное русское письмо восходит к кириллическому алфавиту. Наука о письменности состоит из 3 разделов: § графемика, которая определяет соотношение буквенных обозначений и звуков (фонем); § орфография, которая определяет правила правописания слов и их частей – морфем в буквенных текстах; § пунктуация, которая определяет правила постановки знаков препинания. Принципом русской орфографии (и не только русской) является морфологический принцип, который требует единообразного написания морфем независимо от позиционного произношения звуков. Этот принцип был впервые сформулирован М.В.Ломоносовым еще до того как был введен термин морфема. Морфологический принцип реализуется в разных видах написания. Орфографическое написание определяет, какой эталон или образец должен быть положен в основу единообразного написания морфем. В русской орфографии действуют следующие типы написаний: – фонологическое написание, которое определяет использование букв для единообразного написания фонем (дом, дома, домашний); – фонетическое написание, которое определяет написание букв, обозначающих звуки в зависимости от набора фонологических позиций (розлив - разлить, роспись, рассыпать); – морфонологическое написание, которое определяет написания букв в зависимости от набора непозиционных чередований звуков (чувство, ходить, похаживать); – грамматические написания, которые определяет выбор букв в зависимости от грамматической структуры слов (сыч, рожь); – семантические написания, которые определяют выбор букв для обозначения различных семантических значений (компания, кампания); – этимологические написания, которые определяют выбор букв для обозначения звуков в зависимости от их происхождения (праздник, коромысло); – традиционное написание, которое определяет выбор букв, не соотносимых с предшествующими написаниями (каравай).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|