Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История разработки теории речемыслительного процесса




 

Человечество издавна интересовалось проблемой соотношения языка (речи) и мышления. В процессе исследования этого вопроса выделилось два направления.

В соответствии с первым направлением речь – это непосредственное выражение мышления, а мышление с самого начала имеет речевую (или знаковую) природу. Разумеется, люди осознавали различие речи и мышления, но мышление (в соответствии с первым направлением) понималось как речь «про себя». Среди сторонников такого понимания были философ К.Маркс, педагог и психолог П.Блонский, методист М.Львов и др.

В соответствии со вторым направлением в решении проблемы языка (речи) и мышления, мышление имеет не знаковую, а образную природу. И, следовательно, должно структурно отличаться от речи. Сторонниками такого подхода были философ В.Ленин, физик А.Эйнштейн, психолог и педагог Н.Жинкин и др. Мышление, в соответствии со вторым подходом, осуществляется с помощью предметных, или денотативных образов. При этом предметные (денотативные) образы мышления всегда конкретны, индивидуальны. Поэтому сторонники этого направления считали, что мышление по своей природе всегда конкретно и предметно.

Между этими двумя точками зрения существуют взгляды на мышление как на многоплановое явление, состоящее из представлений разных типов. Так, говорят, что мышление может быть образным и абстрактным.

В процессе изысканий, связанных с проблемой языка (речи) и мышления, возникла точка зрения, в соответствии с которой помимо речи и мышления в сознании человека существует и третья форма умственной деятельности, отличающаяся как от речи, так и от мышления. Со временем эту форму внутренней умственной деятельности стали называть внутренней речью.

Одним из первых исследователей, заговоривших о третьей форме внутренней деятельности, был средневековый философ В.Оккам (1290-1349). В то время в средневековой философии господствовали две философские концепции: номинализм и реализм. Номиналисты считали, что весь мир состоит из индивидуальных, конкретных объектов, которым в сознании соответствуют индивидуальные, конкретные представления. Реалисты же полагали, что в мире существуют общие, абстрактные объекты, которым соответствуют абстрактные представления в сознании человека; конкретные объекты являются лишь модификациями абстрактных объектов, а конкретные представления – модификациями абстрактных представлений. Будучи сторонником номинализма, В.Оккам задался вопросом о том, каким образом в языке (речи) человека появляются не только конкретные, но и абстрактные значения. Например, Под моим окном растёт белая берёза. Берёза – конкретный объект, которому в уме соответствует конкретное представление. Другой пример: Берёза – красивое дерево. Вопрос: какая берёза? Ответ: любая берёза. В этом случае слово берёза обозначает не конкретную берёзу, а некую обобщённую, абстрактную берёзу, берёзу вообще. Каким же образом, в сознании человека возникает абстрактный образ, если в природе абстрактного объекта не существует? Абстрактное представление, по мнению В.Оккама, возникает в сознании человека в результате особой умственной деятельности, связанной с абстрагированием, отвлечением свойств объектов от самих объектов. Представление самих объектов (предметов) получили название субстанции, а представление свойств объектов, на базе которых и формируются абстрактные представления объектов, получили название акциденции. Формируются акциденции в особых умственных структурах, которые В.Оккам назвал внутренними предложениями.

Теория особой, третьей умственной деятельности, помимо мышления и речи, была надолго забыта и возродилась лишь в XIX веке. Представитель американской поведенческой психологии (бихевиоризма) Джон Уотсон (1878 – 1958) заговорил о скрытой (мысленной) и открытой (явной) речи. Эта теория была с одобрением встречена русскими учёными И.М.Сеченовым (1829 – 1905), П.П.Блонским (1884 – 1941), Л.С.Выготским (1896 – 1934) и др. При переводе терминов на русский язык появились термины внутренняя и внешняя речь.

Павел Петрович Блонский считал, что внутренняя речь – это скрытая внешняя речь, которая оперирует теми же знаками (словами), что и внешняя речь. В своих экспериментах он доказал, что без использования слов, то есть знаков внешней речи, мышление не фиксируется и не осознаётся человеком.

Наиболее значительный вклад в теорию внутренней речи внёс Лев Семёнович Выготский. Л.С.Выготский был сторонником психологической теории интериоризации, создателем которой был французский психолог Пьер Жане (1859 – 1947). В соответствии с теорией интериоризации структуры человеческой психики образуются в результате перехода структур внешней деятельности в структуры внутренней деятельности. Внешней деятельностью выступает моторная, или двигательная деятельность, которая затем переходит в громкую речевую деятельность, последняя в дальнейшем переходит в умственную. Речевая деятельность одновременно является и моторной, и умственной. Поэтому психологи пришли к выводу, что лучшим способом изучения генезиса психики являются исследования человеческой речи. Изучая речь детей, Л.С.Выготский столкнулся с очень интересным речевым проявлением, которое свойственно только поведению ребёнка. Начиная с 3 – 4 лет и кончая 5 – 7 годами, ребёнок собирает свои игрушки, уединяется, раскладывает эти игрушки и начинает с ними и от их имени говорить. Такое поведение получило название эгоцентрическая речь. Со временем эгоцентрическая речь пропадает. Л.С.Выготский приходит к выводу: эгоцентрическая речь переходит во внутреннюю речь ребёнка, благодаря которой формируется его сознание. Внутренняя речь, по мнению Л.С.Выготского, есть редуцированная, упрощённая внешняя речь, в которой господствуют так называемые «предикативные представления». Понятие предикативности за многие годы претерпело некоторые изменения. Поначалу субъектом считались те части мысленного суждения и речевого предложения, которые обозначают тему высказывания, то есть содержание, называющее основную информацию высказывания, субъект действия. Предикатом называлась рема высказывания, то есть дополнительная информация, которая сообщалась о теме или субъекте высказывания.

В дальнейшем во внутренней речи стали выделять образы предметов (денотаты) и образы свойств (предикаты).

Значительный вклад в теорию внутренней речи внёс отечественный психолог, физиолог, лингвист и искусствовед Николай Иванович Жинкин (1893 – 1979). Если Л.С.Выготский считал, что внутренняя речь имеет предикативную природу, и она беднее, сокращеннее внешней речи, то Н.И.Жинкин пришёл к выводу, что внутренняя речь имеет денотативно-предикативную природу, и она гораздо богаче содержания внешней речи. Если элементарной коммуникативной единицей внешней речи выступает предложение, то элементарной смысловой единицей внутренней речи выступает высказывание, которое, по мнению Н.И.Жинкина, состоит из двух представлений: денотата и предиката. Если исходить из рассуждений Н.И.Жинкина о способах выделения высказывания в структуре внутренней речи, то необходимо сделать вывод о том, что элементарной структурой речевой ситуации, служащей основой высказывания, является предикативная связь двух и более денотатов. По мнению Н.И.Жинкина, семантика внешней и внутренней речи различна. Он предложил назвать семантику внешней речи значением, а семантику внутренней речи смыслом. В дальнейшем интересы Н.И.Жинкина сконцентрировались вокруг проблемы материального носителя внутренней речи. Отечественный психолог А.Н.Соколов провёл экспериментальные исследования, которые показали, что фрагментом структуры внутренней речи соответствуют редуцированные артикуляционные движения. Однако Н.И.Жинкин с помощью экспериментального исследования речемыслительных помех пришёл к выводу, что внутренняя речь может менять в процессе своего формирования материальную основу: с артикуляционных проявлений на нейродинамические, а с нейродинамических на нейромозговые. Этот вывод позволяет кардинально изменить представление о внутренней речи, сформированное Л.С.Выготским.

Значительный вклад в изучение природы психических процессов, особенно умственной деятельности ребёнка, внёс швейцарский психолог Жан Пиаже (1896 – 1980). Ж.Пиаже специально не занимался изучением внутренней речи, но им было выделено три этапа в развитии интеллектуальной деятельности ребёнка: этап аутизма, этап эгоцентрической речи и этап социализации. Выделение этих этапов позволяет не только проследить историю формирования внутренней речи, но и показать взаимосвязь мышления, внутренней речи и внешней речи в рамках единого умственного процесса, который отечественным исследователем Г.П.Щедровицким был назван речемыслительным процессом.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных