Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 4. Понятия прибыльности и ответственности.




Получение прибыли – непосредственная цель предпринимательской деятельности.

Прибыль – чистый доход, созданный в процессе предпринимательской деятельности.

Она может быть получена не только от основной, предпринимательской, деятельности предприятия. Составными элементами ее могут быть:

1) Прибыль от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг).

2) Прибыль от прочей деятельности, например от реализации имущества предприятия.

3) Прибыль от внереализационных операций, например от сдачи имущества в аренду, получение дивидендов.

Суммарная величина прибыли по всем приведенным позициям называется валовой прибылью. В соответствии с предметом рассмотрения настоящего учебного пособия остановимся на изучении первого элемента прибыли.

В экономике различают:

1) балансовую прибыль, величина которой в отчетном периоде отражается в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» обязательного финансового отчета предприятия и рассчитывается по формуле:

БП = В – З, (4.1)

 

Где БП – величина балансовой прибыли;

З – затраты на ее производство и реализацию;

В – выручка от реализации продукции, исчисляемая как

 

В = ∑Аi Цi – НДС, (4.2)

 

Где Аi – объем произведенной и реализованной i – продукции в натуральном выражении;

Цi – цена реализации i-ой продукции;

НДС – налог на добавленную стоимость;

2) чистую прибыль, которая остается в распоряжении предприятия, ее величина определяется по формуле:

 

Ч = ∑Аi Цi – НДС – З – Н – Ш, (4.3)

 

Где Ч – чистая прибыль;

Н – величина налогов, выплачиваемых предприятием из прибыли;

Ш – предъявленные штрафные санкции, уплаченные предприятием.

Как видно из формулы, величина прибыли субъективно зависит от объемов произведенной и реализованной продукции и суммы затрат на нее, а также цен. По которым производились продажи, являющиеся следствием соответственно доли рынка предприятия, сложившегося уровня его конкурентоспособности и конкурентоспособности произведенной продукции. Последние в свою очередь – результат влияния конъюнктуры внешней среды, т.е. объективного фактора

 

Прибыль  

 

Объем продаж   Затраты   Цена продукции

 

Доля рынка   Конкурентоспособность предприятия   Конкурентоспособность Продукции

 

Внешняя среда

 

Рис. 4.1. Факторы, влияющие на величину прибыли, получаемой от предпринимательской деятельности.

 

 

Конкурентоспособность продукции

 

Конкурентоспособнойявляется такая продукция, комплекс потребительских и стоимостных свойств которой обеспечивает ей предпринимательский успех.

Уровень конкурентоспособности продукции является ее сравнительной характеристикой и определяется как комплекс следующих оценок:

1) ценовой конкурентоспособности– соотношение цен, по которым предприятие реализует свою продукцию, и цен ее потребления с соответствующими ценами на аналогичную продукцию основных конкурентов. При этом полная цена потребления продукции за весь ее срок службы у потребителя определяется по формуле:

 

С = С1 + С2 + С3 + С4 + С5 + С6 + С7 + С8 + С9 + С10 + С11,

 

Где С1 – цена рынка;

С2 – расходы на транспортировку;

С3 – стоимость установки;

С4 – стоимость хранения;

С5 – стоимость технической информации и прочей документации;

С6 – расходы по обслуживанию изделия;

С7 – расходы на топливо, энергию;

С8 – расходы на ремонт;

С9 – оплата налогов, таможенных расходов и сборов;

С10 – стоимость страхования;

С11 – стоимость утилизации;

 

2) уровня качества продукции, под которым понимается относительная характеристика, полученная в результате сравнения значений показателя качества (экономических, технических, эксплуатационных и т.д.) оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей;

3) полезного эффекта использования, представляющего собой отдачу от использования продукции. Это интегрированный показатель, определяемый как совокупность используемых в конкурентных условиях частных показателей удовлетворения потребности.

 

После всех оценок рассчитывают сводный параметрический индекс конкурентоспособности продукции(IИ.К.П.), характеризующий степень удовлетворения потребности покупателя потребительскими свойствами, индекс конкурентоспособности продукции по экономическим параметрам (IИ.К.Э), и интегральный показатель конкурентоспособности продукции (IИ.К.И.):

 

IИ.К.П. = ∑αiXi;

 

IИ.К.Э. = ∑βiYi,

 

Где αi, βi – веса i- го параметрического индекса;

Xi, Yi – параметрические индексы i-го параметра;

n – число анализируемых количественных (экономических показателей);

 

IИ.К.И. = IП IЭ.

С помощью этих показателей производится оценка конкурентных преимуществ выпускаемой продукции. Она задается показателями, характеризующими объективное влияниеконъюнктуры внешней среды:

1. Потребность в выпускаемой продукции;

2. Значением ее цены для потребителя и его готовностью платить более высокую цену;

3. Объемом импортных поставок аналогичной продукции на рынок.

Для получения субъективной оценкиизучается совершенство концепции продукции и рассчитываются параметры ее качества; путем опросов или сравнительных тестов определяется соответствие его мировому уровню, рассматривается возможность снижения или увеличения цен на продукцию с учетом возможных скидок или наценок, оценивается глубина проводимых маркетинговых исследований, эффективность сбыта и его стимулирования с точки зрения используемых каналов товародвижения, а также эффективность рекламной деятельности; изучаются пути улучшения обслуживания покупателей.

По результатам исследований, проведенным по всем рассмотренным направлениям изучения конкурентоспособности выпускаемой продукции, проводится сравнительный анализ значений ее отдельных характеристик и соответствующих показателей у предприятий-конкурентов, в ходе которого определяется ее уровень. Такими показателями были признаны: полезность, цена, дизайн, предпродажное и послепродажное обслуживание, качество, эффекты от потребления.

Управление конкурентоспособностью продукции– реализация мер по совершенствованию ее качества, поиску новых каналов ее сбыта и улучшению послепродажного сервиса.

Внешняя конъюнктура непрерывно меняется. Следовательно, и управление конкурентоспособностью выпускаемой продукции – это непрерывный процесс, политика которого избирается в тесной привязке к фазам его жизненного цикла продукции, чтобы своевременно улавливать момент снижения значения какого-либо показателя конкурентоспособности и предпринять соответствующие упреждающие решения, например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка. При этом исходят из того, что выпуск предприятием нового продукта, прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.

В рыночной экономике предприятие не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатель конкурентоспособности продукции. При вступлении на новые сегменты рынка, расширении производства, осуществлении инвестиций в целях его модернизации и обновления ассортимента продукции, улучшения ее качества необходима оценка конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность предприятия – это возможность эффективной предпринимательской деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка.

Несомненно, конкурентоспособность продукции во многом определяет конкурентоспособность самого предприятия, однако между этими понятиями имеются существенные отличия. Так, конкурентоспособность предприятия, отражающая его отличия от соперничающих с ним предприятий, применима к довольно длительному периоду, в то время как оценка конкурентоспособности продукции актуальна лишь в течение незначительного с точки зрения экономики промежутка времени. Поэтому в отличие от конкурентоспособности продукции, которая может изменяться в короткий срок, устойчивая конкурентоспособность предприятия достигается в течение длительного времени и может поддерживаться на протяжении длительного времени. Это связано с тем, что для достижения превосходства над конкурентами на соответствующем товарном рынке должен пройти хотя бы один цикл обновления продукции.

Кроме того, эффективность деятельности производителя оценивает не только потребитель, но и сам производитель, который в конечном счете решает, выгодно ли для него в данных конкурентных условиях заниматься производством именно такой продукции.

Данная категория выражает способность предприятия противостоять на рынке конкурентам как по степени удовлетворения своей продукцией конкурентной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности. Следовательно, это относительная характеристика.

Никто не заставляет предприятие повышать его конкурентоспособность, кроме угрозы банкротства.

 

Рассмотрим ответственность предпринимателей.

Существует административная, экономическая, гражданская и уголовная формы ответственности предпринимателей в случае нарушения ими действующего законодательства.

А. Ответственность предпринимателей перед государством

Следствием законодательно установленных правил осуществления предпринимательской деятельности является возникновение ответственности у субъектов, ее осуществляющих, в случае нарушения этих правил и причинения ущерба государственным интересам. К наиболее распространенным видам нарушения относятся:

1. Деятельность незарегистрированных предпринимателей;

2. Осуществление деятельности без лицензии в тех случаях, когда это необходимо в соответствии с Федеральным законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г. № 39;

3. Несоблюдение ограничений монополистической деятельности, регламентируемой Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1 (ред. 30 декабря 2001 г.). Если такое нарушение обнаруживается, на руководителя налагается штраф до 200 размеров минимальной оплаты труда, а в отдельных случаях применяется принудительная реорганизация предприятия;

4. Несоблюдение дисциплины цен, регулируемых государством; правовой основой в выборе формы наказания является Гражданский кодекс РФ;

5. Несоблюдение законодательства о стандартизации и сертификации. Правовой основой регулирования служит Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. № 5151-1 (ред. 31 июля 1998 г. с изм. От 22 ноября 2001 г.), а также требования ГОСТов и правил обязательной сертификации продукции по установленным перечням.

Самой распространенной формой ответственности в настоящее время является экономическая. В рамках ее могут применяться следующие виды санкций: штрафы, пени, изъятие средств, полученных предприятием в результате нарушений законодательства, в бюджет; выдача предписания о запрете или приостановке реализации и эксплуатации проверенной продукции; выдача предписаний об устранении выявлений нарушений ГОСТов на стадии разработки продукции, подготовки ее к производству, изготовления, транспортировки и утилизации; применение штрафов; запрещение ввоза импортной продукции, не прошедшей государственной регистрации; нарушение налогового законодательства.

Б. ответственность предпринимателей перед партнерами по хозяйственным договорам.

Ответственность перед экономическими партнерами наступает в случае несоблюдения условий хозяйственного договора.

Виновный несет имущественную ответственность, которая носит компенсационный характер. Она наступает не автоматически, а при наличии следующих условий: несоблюдении обязательств договора, наличии вытекающих из этого убытков, а также при доказуемости вины нарушителя. Должник признается невиновным в двух случаях:если принял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства и если ущерб возник в результате действия непреодолимой силы.

Виды санкций, применяемых к нарушителю:

1. Компенсация прямых убытков, упущенной выгоды или выплата неустойки в пользу экономического партнера;

Упущенная выгода (правовое основание: ст. 15 ГК РФ) – неполученные доходы, которые могли быть получены при обычных условиях оборота. При определении ее может использовать «Временная методика определения ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров» от 21 декабря 1991 г.

Неустойка – определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан заплатить кредитору в случае неисполнения договора.

2. Меры оперативного воздействия без обращения в судебные инстанции, а именно: право отказаться от некачественной продукции, закрепленное в договоре, задержка выдачи груза до момента его оплаты, обязанность продавца устранить недостатки проданного товара в соответствии купли-продажи с гарантийным сроком;

3. Пеня и возмещение убытков, причиненной просрочкой (правовое основание: ст. 405 ГК РФ). При этом должник не считается просрочившим свои обязательства, которые возникли вследствие просрочки кредитора.

В. Ответственность предпринимателей за нарушение трудовых прав работников

Виды нарушений: неисполнение требований трудового законодательства, обязательств коллективного договора, положений устава предприятия по поводу соблюдения минимальных гарантий продолжительности рабочего времени, отдыха, оплаты труда, осуществления обязательного страхования.

Виды ответственности:

1. Дисциплинарная – за нарушения правил техники безопасности, охраны труда и производственной санитарии;

2. Административная –за нарушение трудового законодательства;

3. Уголовная – за хищение имущества, фиктивное или умышленное банкротство, за несчастные случаи с работниками со смертельным исходом и т.д.

4. Материальная – предполагает возмещение предприятию расходов, связанных с нарушение трудового законодательства(например, оплата вынужденного прогула, восстановление в прежней должности в случае незаконного увольнения).

Г. Ответственность предпринимателей перед собственником имущества предприятия.

Предприниматель, не являющийся собственником имущества, осуществляет свою деятельность на правах хозяйственного ведения. При этом у собственников сохраняется право на получение дохода от использования имущества. Доход начисляется из чистой прибыли предприятия на основании решения отчетного собрания участников (собственников) прямо пропорционально доле оплаченного вклада каждого участника в имуществе предприятия. В случае неполучения дохода собственники вправе подать иск на его взыскание. Тогда предприниматель несет ответственность перед собственниками имущества предприятия на условиях предусмотренных в контракте, заключенном с ними.

В условиях формирования рыночной экономики социальной ориентированности выявляется такое понятие как социальная ответственность предпринимательства. В его содержании лежит модель функционирования, в которой присутствует значительная направленность ресурсов предпринимательства, обеспечивающая значительную социальную поддержку всем своим работникам. Традиционно это проявляется в формировании социального пакета работникам, оплате обучения. Лечения их детей и т. д. Наличие социальной ответственности подтверждает качество, устойчивость предпринимательства.

Контрольные вопросы.

1. Место прибыльности в системе показателей предпринимательской деятельности.

2. Виды ответственностей в предпринимательстве.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных