ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 4. Понятия прибыльности и ответственности.Получение прибыли – непосредственная цель предпринимательской деятельности. Прибыль – чистый доход, созданный в процессе предпринимательской деятельности. Она может быть получена не только от основной, предпринимательской, деятельности предприятия. Составными элементами ее могут быть: 1) Прибыль от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг). 2) Прибыль от прочей деятельности, например от реализации имущества предприятия. 3) Прибыль от внереализационных операций, например от сдачи имущества в аренду, получение дивидендов. Суммарная величина прибыли по всем приведенным позициям называется валовой прибылью. В соответствии с предметом рассмотрения настоящего учебного пособия остановимся на изучении первого элемента прибыли. В экономике различают: 1) балансовую прибыль, величина которой в отчетном периоде отражается в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» обязательного финансового отчета предприятия и рассчитывается по формуле: БП = В – З, (4.1)
Где БП – величина балансовой прибыли; З – затраты на ее производство и реализацию; В – выручка от реализации продукции, исчисляемая как
В = ∑Аi Цi – НДС, (4.2)
Где Аi – объем произведенной и реализованной i – продукции в натуральном выражении; Цi – цена реализации i-ой продукции; НДС – налог на добавленную стоимость; 2) чистую прибыль, которая остается в распоряжении предприятия, ее величина определяется по формуле:
Ч = ∑Аi Цi – НДС – З – Н – Ш, (4.3)
Где Ч – чистая прибыль; Н – величина налогов, выплачиваемых предприятием из прибыли; Ш – предъявленные штрафные санкции, уплаченные предприятием. Как видно из формулы, величина прибыли субъективно зависит от объемов произведенной и реализованной продукции и суммы затрат на нее, а также цен. По которым производились продажи, являющиеся следствием соответственно доли рынка предприятия, сложившегося уровня его конкурентоспособности и конкурентоспособности произведенной продукции. Последние в свою очередь – результат влияния конъюнктуры внешней среды, т.е. объективного фактора
Рис. 4.1. Факторы, влияющие на величину прибыли, получаемой от предпринимательской деятельности.
Конкурентоспособность продукции
Конкурентоспособнойявляется такая продукция, комплекс потребительских и стоимостных свойств которой обеспечивает ей предпринимательский успех. Уровень конкурентоспособности продукции является ее сравнительной характеристикой и определяется как комплекс следующих оценок: 1) ценовой конкурентоспособности– соотношение цен, по которым предприятие реализует свою продукцию, и цен ее потребления с соответствующими ценами на аналогичную продукцию основных конкурентов. При этом полная цена потребления продукции за весь ее срок службы у потребителя определяется по формуле:
С = С1 + С2 + С3 + С4 + С5 + С6 + С7 + С8 + С9 + С10 + С11,
Где С1 – цена рынка; С2 – расходы на транспортировку; С3 – стоимость установки; С4 – стоимость хранения; С5 – стоимость технической информации и прочей документации; С6 – расходы по обслуживанию изделия; С7 – расходы на топливо, энергию; С8 – расходы на ремонт; С9 – оплата налогов, таможенных расходов и сборов; С10 – стоимость страхования; С11 – стоимость утилизации;
2) уровня качества продукции, под которым понимается относительная характеристика, полученная в результате сравнения значений показателя качества (экономических, технических, эксплуатационных и т.д.) оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей; 3) полезного эффекта использования, представляющего собой отдачу от использования продукции. Это интегрированный показатель, определяемый как совокупность используемых в конкурентных условиях частных показателей удовлетворения потребности.
После всех оценок рассчитывают сводный параметрический индекс конкурентоспособности продукции(IИ.К.П.), характеризующий степень удовлетворения потребности покупателя потребительскими свойствами, индекс конкурентоспособности продукции по экономическим параметрам (IИ.К.Э), и интегральный показатель конкурентоспособности продукции (IИ.К.И.):
IИ.К.П. = ∑αiXi;
IИ.К.Э. = ∑βiYi,
Где αi, βi – веса i- го параметрического индекса; Xi, Yi – параметрические индексы i-го параметра; n – число анализируемых количественных (экономических показателей);
IИ.К.И. = IП IЭ. С помощью этих показателей производится оценка конкурентных преимуществ выпускаемой продукции. Она задается показателями, характеризующими объективное влияниеконъюнктуры внешней среды: 1. Потребность в выпускаемой продукции; 2. Значением ее цены для потребителя и его готовностью платить более высокую цену; 3. Объемом импортных поставок аналогичной продукции на рынок. Для получения субъективной оценкиизучается совершенство концепции продукции и рассчитываются параметры ее качества; путем опросов или сравнительных тестов определяется соответствие его мировому уровню, рассматривается возможность снижения или увеличения цен на продукцию с учетом возможных скидок или наценок, оценивается глубина проводимых маркетинговых исследований, эффективность сбыта и его стимулирования с точки зрения используемых каналов товародвижения, а также эффективность рекламной деятельности; изучаются пути улучшения обслуживания покупателей. По результатам исследований, проведенным по всем рассмотренным направлениям изучения конкурентоспособности выпускаемой продукции, проводится сравнительный анализ значений ее отдельных характеристик и соответствующих показателей у предприятий-конкурентов, в ходе которого определяется ее уровень. Такими показателями были признаны: полезность, цена, дизайн, предпродажное и послепродажное обслуживание, качество, эффекты от потребления. Управление конкурентоспособностью продукции– реализация мер по совершенствованию ее качества, поиску новых каналов ее сбыта и улучшению послепродажного сервиса. Внешняя конъюнктура непрерывно меняется. Следовательно, и управление конкурентоспособностью выпускаемой продукции – это непрерывный процесс, политика которого избирается в тесной привязке к фазам его жизненного цикла продукции, чтобы своевременно улавливать момент снижения значения какого-либо показателя конкурентоспособности и предпринять соответствующие упреждающие решения, например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка. При этом исходят из того, что выпуск предприятием нового продукта, прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен. В рыночной экономике предприятие не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатель конкурентоспособности продукции. При вступлении на новые сегменты рынка, расширении производства, осуществлении инвестиций в целях его модернизации и обновления ассортимента продукции, улучшения ее качества необходима оценка конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность предприятия – это возможность эффективной предпринимательской деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Несомненно, конкурентоспособность продукции во многом определяет конкурентоспособность самого предприятия, однако между этими понятиями имеются существенные отличия. Так, конкурентоспособность предприятия, отражающая его отличия от соперничающих с ним предприятий, применима к довольно длительному периоду, в то время как оценка конкурентоспособности продукции актуальна лишь в течение незначительного с точки зрения экономики промежутка времени. Поэтому в отличие от конкурентоспособности продукции, которая может изменяться в короткий срок, устойчивая конкурентоспособность предприятия достигается в течение длительного времени и может поддерживаться на протяжении длительного времени. Это связано с тем, что для достижения превосходства над конкурентами на соответствующем товарном рынке должен пройти хотя бы один цикл обновления продукции. Кроме того, эффективность деятельности производителя оценивает не только потребитель, но и сам производитель, который в конечном счете решает, выгодно ли для него в данных конкурентных условиях заниматься производством именно такой продукции. Данная категория выражает способность предприятия противостоять на рынке конкурентам как по степени удовлетворения своей продукцией конкурентной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности. Следовательно, это относительная характеристика. Никто не заставляет предприятие повышать его конкурентоспособность, кроме угрозы банкротства.
Рассмотрим ответственность предпринимателей. Существует административная, экономическая, гражданская и уголовная формы ответственности предпринимателей в случае нарушения ими действующего законодательства. А. Ответственность предпринимателей перед государством Следствием законодательно установленных правил осуществления предпринимательской деятельности является возникновение ответственности у субъектов, ее осуществляющих, в случае нарушения этих правил и причинения ущерба государственным интересам. К наиболее распространенным видам нарушения относятся: 1. Деятельность незарегистрированных предпринимателей; 2. Осуществление деятельности без лицензии в тех случаях, когда это необходимо в соответствии с Федеральным законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г. № 39; 3. Несоблюдение ограничений монополистической деятельности, регламентируемой Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1 (ред. 30 декабря 2001 г.). Если такое нарушение обнаруживается, на руководителя налагается штраф до 200 размеров минимальной оплаты труда, а в отдельных случаях применяется принудительная реорганизация предприятия; 4. Несоблюдение дисциплины цен, регулируемых государством; правовой основой в выборе формы наказания является Гражданский кодекс РФ; 5. Несоблюдение законодательства о стандартизации и сертификации. Правовой основой регулирования служит Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. № 5151-1 (ред. 31 июля 1998 г. с изм. От 22 ноября 2001 г.), а также требования ГОСТов и правил обязательной сертификации продукции по установленным перечням. Самой распространенной формой ответственности в настоящее время является экономическая. В рамках ее могут применяться следующие виды санкций: штрафы, пени, изъятие средств, полученных предприятием в результате нарушений законодательства, в бюджет; выдача предписания о запрете или приостановке реализации и эксплуатации проверенной продукции; выдача предписаний об устранении выявлений нарушений ГОСТов на стадии разработки продукции, подготовки ее к производству, изготовления, транспортировки и утилизации; применение штрафов; запрещение ввоза импортной продукции, не прошедшей государственной регистрации; нарушение налогового законодательства. Б. ответственность предпринимателей перед партнерами по хозяйственным договорам. Ответственность перед экономическими партнерами наступает в случае несоблюдения условий хозяйственного договора. Виновный несет имущественную ответственность, которая носит компенсационный характер. Она наступает не автоматически, а при наличии следующих условий: несоблюдении обязательств договора, наличии вытекающих из этого убытков, а также при доказуемости вины нарушителя. Должник признается невиновным в двух случаях:если принял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства и если ущерб возник в результате действия непреодолимой силы. Виды санкций, применяемых к нарушителю: 1. Компенсация прямых убытков, упущенной выгоды или выплата неустойки в пользу экономического партнера; Упущенная выгода (правовое основание: ст. 15 ГК РФ) – неполученные доходы, которые могли быть получены при обычных условиях оборота. При определении ее может использовать «Временная методика определения ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров» от 21 декабря 1991 г. Неустойка – определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан заплатить кредитору в случае неисполнения договора. 2. Меры оперативного воздействия без обращения в судебные инстанции, а именно: право отказаться от некачественной продукции, закрепленное в договоре, задержка выдачи груза до момента его оплаты, обязанность продавца устранить недостатки проданного товара в соответствии купли-продажи с гарантийным сроком; 3. Пеня и возмещение убытков, причиненной просрочкой (правовое основание: ст. 405 ГК РФ). При этом должник не считается просрочившим свои обязательства, которые возникли вследствие просрочки кредитора. В. Ответственность предпринимателей за нарушение трудовых прав работников Виды нарушений: неисполнение требований трудового законодательства, обязательств коллективного договора, положений устава предприятия по поводу соблюдения минимальных гарантий продолжительности рабочего времени, отдыха, оплаты труда, осуществления обязательного страхования. Виды ответственности: 1. Дисциплинарная – за нарушения правил техники безопасности, охраны труда и производственной санитарии; 2. Административная –за нарушение трудового законодательства; 3. Уголовная – за хищение имущества, фиктивное или умышленное банкротство, за несчастные случаи с работниками со смертельным исходом и т.д. 4. Материальная – предполагает возмещение предприятию расходов, связанных с нарушение трудового законодательства(например, оплата вынужденного прогула, восстановление в прежней должности в случае незаконного увольнения). Г. Ответственность предпринимателей перед собственником имущества предприятия. Предприниматель, не являющийся собственником имущества, осуществляет свою деятельность на правах хозяйственного ведения. При этом у собственников сохраняется право на получение дохода от использования имущества. Доход начисляется из чистой прибыли предприятия на основании решения отчетного собрания участников (собственников) прямо пропорционально доле оплаченного вклада каждого участника в имуществе предприятия. В случае неполучения дохода собственники вправе подать иск на его взыскание. Тогда предприниматель несет ответственность перед собственниками имущества предприятия на условиях предусмотренных в контракте, заключенном с ними. В условиях формирования рыночной экономики социальной ориентированности выявляется такое понятие как социальная ответственность предпринимательства. В его содержании лежит модель функционирования, в которой присутствует значительная направленность ресурсов предпринимательства, обеспечивающая значительную социальную поддержку всем своим работникам. Традиционно это проявляется в формировании социального пакета работникам, оплате обучения. Лечения их детей и т. д. Наличие социальной ответственности подтверждает качество, устойчивость предпринимательства. Контрольные вопросы. 1. Место прибыльности в системе показателей предпринимательской деятельности. 2. Виды ответственностей в предпринимательстве.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|