Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема №5: Социально-экономическое регулирование предпринимательской деятельности.




Важнейшим регулятором этой деятельности является государство и его структура.

Государство осуществляет следующие функции по регулированию предпринимательской деятельности:

- создает правовое поле для развития предпринимательства: разрабатывает необходимые законы и нормативные акты, определят права собственности, а также обеспечивает контроль качества предпринимательской продукции;

- обеспечивает надлежащий правопорядок в стране и ее национальную безопасность, а также безопасность осуществления предпринимательской деятельности;

- стабилизирует экономическое развитие посредством проведения соответствующей экономической политики;

- обеспечивает социальную защиту и выдает социальные гарантии наемным работникам путем установления минимальной заработной платы, пенсий по старости и инвалидности, пособий по безработице, оказания помощи малоимущим, индексации доходов населения в связи с инфляцией;

- принимает меры по защите конкуренции и ограничению монополии;

- разрабатывает и реализует программы по поддержке предпринимательской деятельности;

- организует и контролирует выполнение действующего законодательства в области налогообложения, банковской системы.

Условия вмешательства государства в предпринимательскую деятельность могут быть негативными и позитивными.

1. Негативные – это условия проявления отрицательных тенденций в различных сферах экономики, которые негативно влияют на предпринимательскую деятельность. Например, социальная напряженность в обществе, угроза национальной безопасности и ухудшения состояния окружающей среды, инфляция, безработица, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный крах, спад производства и т.д.

Роль государства в этом случае заключается в выявлении негативных тенденций и принятии мер по их устранению.

2. Позитивные условия – проявление положительных тенденций. Роль государства здесь видится в их своевременном выявлении и поддержании.

Рассмотрим методы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. Эти методы воздействия на предпринимательскую деятельность бывают: экономические и административные.

1. Экономические методы. К ним относят:

- налогообложение;

- перераспределение доходов и ресурсов;

- ценообразование;

- кредитно-финансовые механизмы;

- осуществление государственной предпринимательской деятельности.

2. Административные методы. Среди них:

- принятие и корректировка законодательства;

- контроль за его соблюдением.

Последние методы используются только в том случае, когда экономические неэффективны или неприемлемы.

 

Меры государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.

 

Проведение экономической политики государства включает:

1) фискальную (бюджетную) политику – регулирование государственным бюджетом и налогообложением. Она проводится с помощью следующих средств:

- в период спада производства осуществляется финансирование общественных работ, государственных программ по поддержанию отраслей и форм;

- в период подъема уменьшаются размеры налогов, взимаемых с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного спроса и возможностей для инвестирования у предприятий, а следовательно, и к оживлению экономики;

- разрабатывается гибкая система налогообложения, предусматривающая возможность получения льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики; льгот для малых предприятий, а также предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства;

2) кредитно-денежную политику – целенаправленное управление со стороны государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые в свою очередь воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос.

Эта политика проявляется в том, что Центральный банк РФ, являясь исполнителем государственной политики, соответствующим образом воздействует на коммерческие банки, нормируя обязательные резервы, и тем самым стимулирует выдачу кредитов.

В качестве другого экономического регулятора государство использует свое право покупки и продажи ценных бумаг, таким образом влияя на экономический рост и инфляцию, т.к. покупка ведет к увеличению денежной массы. А продажа – к ее снижению;

3) научно-техническую политику – обеспечение комплексного развития науки и техники, которая предусматривает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники, государственную поддержку их развития путем финансирования, осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики, совершенствование системы оплаты труда научных работников, участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.;

4) амортизационную политику – определение норм амортизации, порядка ее исчисления и использования;

5) инвестиционную политику – регулирование темпов роста производства, ускорения НТП, изменение отраслевой структуры экономики. Основная задача – освобождение государства от функции основного инвестора и создание условий для привлечения частных инвестиций в экономику;

6) осуществление государственного предпринимательства – участие государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг;

7) индикативное прогнозирование и планирование, регулирование экономическим развитием. Оно основано на результатах анализа развития экономики исходя из имеющихся ресурсов. Результатом его являются такие основные макроэкономические плановые показатели, как темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровни инфляции, безработицы, минимальной заработной платы труда, процентные ставки кредитов и другие, а также определение способов их достижения и регулирования в случае невыполнения плана;

8) ценовую политику – регулирование цен на важнейшие товары и услуги первой необходимости, на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности;

9) внешнеэкономическую и социальную политику – обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов.

Государственное регулирование занятости населения – комплекс мероприятий, осуществляемых сетью специальных государственных учреждений в целях поддержания занятости, повышения мобильности рабочих сил, включающих создание рабочих мест, селективные меры по повышению возможностей людей получить и сохранить работу.

Цель государственного регулирования на рынке труда заключается в том, чтобы достичь приближения к количественному и качественному равновесия спроса и предложения рабочей силы. Ее достижение обеспечивают следующие органы:

- государственная служба занятости;

- миграционная служба;

- учебные заведения;

- коммерческие агентства по трудоустройству.

Все мероприятия, проводимые государством в области занятости, можно объединить в два направления в зависимости от степени активности по отношению к экономическим реформам.

1. Пассивная политика нацелена на решение социальных проблем, возникших в связи с реформами. В рамках этой политики осуществляются такие мероприятия:

- субсидирование занятости в частном секторе экономики;

- поддержка безработных, открывающих собственное дело;

- выделение средств из фонда занятости предприятиям для создания рабочих мест;

- выделение субвенции на создание дополнительных рабочих мест в районах, где сложилась чрезвычайная ситуация на рынке труда;

- сохранение социально значимых рабочих мест на предприятиях, испытывающих временные трудности из-за разрыва хозяйственных связей;

- оформление досрочного выхода на пенсию при наличии обязательного трудового стажа, дающего право на получение пенсии в полном размере, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию;

- социальная защита: выплата пособий по безработице, установление минимального размера заработной платы, индексация доходов населения, развертывание системы переобучения безработных;

- квотирование рабочих мест;

- разработка и внедрение программ организации общественных работ.

2. Активная политика занятости стимулирует продвижение реформ. Приоритетными направлениями являются:

- содействие в трудоустройстве квалифицированных специалистов, создание многофункциональных бирж труда для различных профессиональных групп;

- профессиональное обучение и консультирование, техническое перевооружение служб занятости на базе единой системы информационного обеспечения;

- использование гибких форм занятости;

- льготное кредитование;

- сохранение экономически целесообразных рабочих мест на предприятиях, испытывающих временные трудности из-за разрыва хозяйственных связей;

- введение правовых норм и экономических мер поощрения работодателей, расширяющих возможности для занятости (освобождение от налога на прибыль, направляемую на капиталовложения; налоговые льготы предприятиям, увеличивающим объем производства);

- организация ярмарок вакансий;

- разработка мер поддержки малого бизнеса (налоговые льготы, обеспечение выгодных кредитных ставок и сроков кредитования, страхование риска и т.д.).

Современное предпринимательство обязательно использует бизнес-планирование.

Бизнес-план является важным инструментом при рассмотрении большого количества вариантов решений, позволяющим выбрать наиболее приемлемые для реализации и определить средства достижения целей. Назначение бизнес-плана – помочь предпринимателям:

- оценить свои возможности;

- изучить емкость и перспективы развития будущего рынка;

- оценить необходимые затраты и соразмерить их с теми ценами, по которым можно будет реализовать продукцию (услуги) для определения потенциальной прибыльности задуманного дела;

- убедить возможного инвестора в привлекательности и конкурентоспособности предпринимательского проекта;

- обнаружить возможные «подводные камни» в первые годы его реализации;

- определить по оценочным показателям прибыльность или убыточность рассматриваемого проекта;

- установить возможные контакты.

Составляя бизнес-план, надо помнить, что ваш бизнес – в удовлетворении потребностей покупателя, а средствами достижения этого являются новые продукты или услуги. Имея новые технологии, продукты, изменения моделей, но с долгосрочными целями. Вы всегда будете в бизнесе.

Бизнес-план может составляться как при создании собственного дела, так и для уже действующего предприятия при освоении новых видов продукции, новых технологий, новых видов услуг, для моделирования будущего развития предприятия.

При разработке бизнес-плана предприниматель получает ответы:

- как начать свое дело?

- как эффективно организовать производство?

- когда будут получены первые доходы?

- как скоро можно будет расплатиться с инвесторами?

- как уменьшить возможный риск?

После составления бизнес-плана необходимо произвести самостоятельную проверку полноты его составления. Вам необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Описание будущего предприятия.

Предприятие какого типа Вы планируете создать (производственное, торговое, сферы услуг). (Задание – машиностроительное производство).

Какие именно продукты или услуги Вы будете предлагать?

Почему оно сулит вам прибыль?

Каковы перспективы его роста?

2. План маркетинга.

Кто Ваши потенциальные потребители?

Как Вы их будете удерживать на рынке?

Кто ваши конкуренты?

Кто ваши поставщики?

Где будет находиться ваша фирма?

Как Вы будете реализовать вашу продукцию?

3. План организации.

Кто будет осуществлять управление предприятием?

Сколько работников Вам потребуется?

Как вы планируете выплачивать заработную плату?

Как Вы будете вести бухгалтерскую отчетность?

Какую форму собственности Вы выбираете, почему?

4. Финансовый план.

Какой доход, по Вашим прогнозам, будет получать Ваше предприятие?

Во сколько Вам обойдется создание Вашего предприятия и обеспечение его функционирования в течение года с момента создания?

Каковы Ваши личные финансовые потребности?

Какой объем продаж потребуется, чтобы обеспечить прибыль (хотя бы в течение года)?

Каковы капитальные затраты на оборудование?

Есть ли у Вас необходимое помещение или будете его арендовать?

Сколько для этого потребуется финансовых средств?

Каковы суммарные финансовые потребности?

Какими средствами Вы располагаете?

Каковы потенциальные источники финансирования: кредитор, инвестор отечественный или зарубежный?

Когда Вы выплатите кредит (сроки кредитования и условия его погашения)?

Контрольные вопросы.

 

1. Необходимость регулирования предпринимательской деятельности.

2. Методы, меры регулирования предпринимательства.

3. Бизнес-планирование как инструмент регулирования предпринимательства.

Тема 6. Виды ресурсов предпринимательской деятельности.

 

Главным условием успешного осуществления предпринимательской деятельности является её достаточное и своевременное ресурсное, методическое, правовое, организационное, информационное, научно-техническое и инвестиционное обеспечение. Учитывая разнообразную природу данных элементов обеспечивающей подсистемы, следующим важным принципом экономического и социального управления предпринимательством выступает логическая координация и интеграция.

Ресурсы занимают центральное место в обеспечивающей подсистеме рассматриваемой системы управления предпринимательством, без которых её функционирование вообще немыслимо. Поэтому далее остановимся на более подробном их рассмотрении.

Предпринимательские ресурсы включают имущество предприятия и рабочую силу (см. рис. 6.1). Всё имущество предприятия подразделяется на оборотные и внеоборотные средства. Ресурсы каждого вида отличаются друг от друга физической формой, ролью и местом в производственном процессе, а также влиянием на экономические результаты деятельности предприятия.

Среди всех предпринимательских ресурсов основными являются рабочая сила, основные производственные фонды и оборотные средства.

Рис. 6.1. Состав предпринимательских ресурсов.

Рабочая сила

Оценка эффективности использования рабочей силы предприятия выявляется в ходе социально-экономического анализа кадрового обеспечения предприятия и результатов трудовой деятельности работников.

Социально-экономический анализ обеспечения и использования персонала – важное направление экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия, нацеленное на выявление путей повышения эффективности работы предприятия за счет лучшего использования персонала.

 

Цель анализа – выявление внутрипроизводственных резервов использования рабочей силы потенциала предприятия и на этой основе определение повышения эффективности его деятельности.

Задача анализа – увеличить значимость каждой единицы рабочей силы персонала.

Основные производственные фонды

Основные фонды – это материально-вещественные ценности, действующие в неизменной натуральной форме в течение длительного периода времени и утрачивающие свою стоимость по частям.

В зависимости от характера их участия в процессе расширенного воспроизводства все основные фонды подразделяются на производственные и не производственные (см. рис. 6.2).

Первые составляют материально - техническую базу предпринимательской деятельности. В их составе выделяют активную часть – фонды, которые обслуживают решающие участки предпринимательской деятельности и непосредственно определяют её производственные возможности; и пассивную, обеспечивающую нормальное функционирование активных элементов. В соответствии с действующей видовой классификацией чаще всего к первой группе относят оборудование, а ко второй – здания, сооружения, инвентарь.

Рис. 6.2. Состав основных фондов предприятия

 

Для планирования т анализа состояния, обеспеченности и использования основных фондов производится оценка их стоимости. По причине длительного участия основных производственных фондов в деятельности рассчитывают первоначальную, восстановительную, остаточную и среднегодовую стоимость.

Первоначальная стоимость основных фондов – сумма затрат на изготовление или приобретение фондов, их доставку и монтаж.

Восстановительная стоимость – затраты на воспроизводство основных фондов в современных условиях, которые устанавливаются во время переоценок.

Остаточная стоимость – разница между восстановительной стоимостью и её изношенной частью.

Среднегодовая стоимость – двенадцатая часть суммы половины остаточных стоимостей основных производственных фондов по состоянию на начало и конец расчетного года, а также их остаточных стоимостей на начало всех остальных месяцев расчетного периода.

Изношенная часть стоимости основных фондов образуется в результате накопления амортизации, которая рассчитывается путём умножения восстановительной стоимости основных производственных фондов на норму амортизации.

Амортизация – денежное возмещение износа основных фондов путём включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции.

Накопленная за весь период эксплуатации основных производственных фондов сумма от амортизационных начислений представляет собой денежное выражение физического и морального износов фондов.

Физический износ – постепенная утрата Основными производственными фондами их первоначальной стоимости.

Моральный износ – уменьшение восстановительной стоимости основных производственных фондов под влиянием сокращения общественно необходимых затрат на их воспроизводство.

В условиях ускоряющихся темпов научно-технического прогресса период морального износа сокращается, и предприятие несет убытки в случае его превосходства над периодом физического износа (рис. 5.4). Наибольший эффект в эксплуатации основных производственных фондов достигается при совпадении во времени их физического и морального износа.

tФ
tМ

 

 

Рис. 6.3. Эффект от соотношения темпов морального и физического износа основных производственных фондов

 

Показатели, характеризующие состояние основных производственных фондов(ОПФ)

Среди таких показателей – детальная структура ОПФ в соответствии с принятой видовой классификацией, которая показательна в динамике. С её помощью выявляют тенденции изменения доли активной части ОПФ, её соотношения с пассивной частью.

Это дает возможность рассмотреть резервы повышения эффективности использование ОПФ на основе оптимизации их структуры, что оказывает непосредственное влияние на финансовое состояние предприятия.

Кроме того, при характеристике состояния ОПФ рассчитываются следующие показатели:

· Коэффициент обновления:

;

· Срок обновления ОПФ:

;

· Коэффициент выбытия ОПФ:

· Коэффициент прироста ОПФ:

· Коэффициент износа ОПФ:

· Коэффициент годности ОПФ:

Оборотные средства

Оборотные средства полностью переносят свою стоимость на себестоимость продукции. Их сумма и скорость оборота влияют на эффективность деятельности предприятия, что обуславливает их особое значение как объекта управления. Наличие у предприятия достаточных оборотных средств является необходимой предпосылкой его нормального функционирования в условиях рыночной экономики.

Оборотные средства включают в себя оборотные производственные фонды и фонды обращения, которые в свою очередь подразделяются на элементы (см. Рис. 5.5). Такое деление оборотных средств определяется особенностями их использования и распределения в сферах производства продукции и её реализации.

Оборотные средства предприятия – совокупность его денежных средств, предназначенных для образования оборотных производственных фондов и фондов обращения.

К оборотным производственным фондам относится та часть оборотных средств предприятия, вещественные элементы которых в процессе труда претерпевают изменения своей натуральной формы и физико-химических свойств. Они теряют потребительскую стоимость по мере их производственного потребления. Новая потребительская стоимость возникает в виде выработанной из них продукции.

Одновременно происходит движение в сфере обращения, которая обслуживает рассматриваемый процесс. Кругооборот денежных средств начинается с момента оплаты предприятием материальных и других ресурсов, необходимых производству, и заканчивается возвратом этих затрат в составе выручки от реализации продукции. Затем денежные средства вновь используются предприятием для приобретения материальных ресурсов и очередного запуска их в производство. Тем самым обуславливается непрерывное возобновление процесса производства.

В результате оборотные средства постоянно находятся в движении, совершая кругооборот. Из сферы обращения они переходят в сферу производства, а затем из сферы производства вновь возвращается в сферу обращения и т.д. В своём движении оборотные средства, изменяя форму, проходят последовательно три стадии кругооборота:

1. стадию создания производственных запасов (или денежную стадию);

2. производственную стадию;

3. стадию обращения (или товарную стадию).

В процессе кругооборота каждый из элементов оборотных средств выполняет свою строго определенную функцию, в результате чего устанавливаются определенные пропорции в их соотношениях.

Соотношение между отдельными элементами оборотных средств, выраженное в процентах, называется структурой оборотных средств.

Структура оборотных средств на предприятиях различных отраслей не одинакова. Это объясняется и особенностями организации предпринимательской деятельности, и условиями её снабжения и сбыта произведенной продукции, и местонахождением поставщиков и потребителей, и структурой затрат. Общим в структурах оборотных средств всех предприятий является преобладающее размещение их в незавершенном производстве. В структурах оборотных производственных фондов, в свою очередь, наибольшую долю занимают производственные запасы.

Производственные запасы – это различные вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе, которые уже поступили предприятию, но пока ещё не использованы им и не подвергнуты переработке.

Информационное обеспечение системы управления предпринимательством

Информационное обеспечение системы экономического и социального управления предпринимательством – это совокупность управленческих решений по объему, размещению и формам организации информации, циркулирующей в соответствующей системе управления.

Элементами информационного обеспечения являются:

· оперативная и нормативно-справочная информация;

· классификаторы технико-экономической информации;

· системы документации (унифицированные и специальные)

Различают следующие формы информационного обеспечения:

1. внемашинная информационная база, которая представляет собой совокупность сообщений, сигналов и документов в форме, воспринимаемой сотрудником непосредственно, без применения средств вычислительной техники; включает систему классификации и кодирования информации, систему управленческой документации, систему организации, хранения, внесения изменений в документацию;

2. внутримашинная информационная база – совокупность однородных информационно- ориентированных записей, содержащихся в массивах данных на машинных носителях, а также системы программ предприятия, накопления, введения и доступа к информации этих массивов. В базе данных накапливается и постоянно обновляется информация в виде небольшого числа массивов, каждый из которых ориентирован на использование при решении многих задач управления. Совокупность баз данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными; технических и программных средств их формирования составляют банк данных.

К разработке информационного обеспечения предъявляют такие требования:

· рациональная интеграция обработки информации при минимальном дублировании информации в информационной базе;

· сокращение числа форм документов;

· возможность машинной обработки информации, содержащейся в документах и во внутримашинной сфере;

· необходимая избыточность информационного обеспечения, позволяющая пользователям различного уровня получать информацию с различной степенью детализации.

Роль ритмичности предпринимательской деятельности в экономном использовании всех ресурсов

Суть такой оценки состоит в сопоставлении значений показателей использования человеческих, материальных и финансовых ресурсов. При этом рассчитывают:

1. показатели экстенсивного развития – численность; фонд оплаты труда, расход материалов; амортизацию; объем ОПФ; нормированные оборотные средства;

2. показатели интенсивного развития – производительность труда и трудоемкость; материалоотдачу и материалоемкость; фондоотдачу и фондоемкость; уровень запасов оборотных средств; прибыль; рентабельность материальных ресурсов.

 

Контрольные вопросы:

1. Понятие и структура ресурсов для предпринимательства

2. Показатели использования всех видов ресурсов

Тема 7.Затраты и управление ими

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных