ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
V. Учебно-материальное обеспечениеУТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой физики и теплотехники профессор, доктор педагогических наук
_____________________Л.В. Медведева «_____» _____________ 2012 года
Л Е К Ц И Я
по учебной дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» для обучающихся по специальностям 031003.65 – Судебная экспертиза
Тема № 1 «Теоретические и правовые основы метрологического обеспечения»
Обсуждена на заседании кафедры Протокол № ___ от «___» ___________ 2012 г.
Санкт-Петербург I. Учебные цели: 1.Усвоить основные понятия и определения метрологии. 2. Уметь применять методы и правила метрологии для оценки точности измерений в практической деятельности специалиста МЧС РФ. II. Воспитательные цели: Сформировать понимание необходимости изучения дисциплины, ее практической важности в деятельности специалиста МЧС России. Привить чувство ответственности за принятие самостоятельных решений. III. Расчет учебного времени
IV. Литература Основная: 1. Федеральный закон РФ от 27.12. 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред.28.07.2012г.). 2. Федеральный закон РФ от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». 3. Федеральный закон РФ от 30.12. 2001 г. № 195-ФЗ (ред. 01.02.2009 г., с изм. от 03.05.2012г. № 44-ФЗ). Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях». 4. Указ Президента РФ от 02.01.2011 N 21 “ О государственном метрологическом надзоре в области обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации” (в ред. Указа Президента РФ от 01.03.2011 N 254)
5. Постановление Правительства РФ от 31октября 2009г. N 879 “Об утверждении положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации”. 6. А.Г. Сергеев, В.В. Терегеря. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник. – М.: ИД «Юрайт»: 2011г. (Раздел I - Метрология и метрологическое обеспечение). Дополнительная: 1. Звонов В.С., Иванов А.Н., Поляков А.С., Скребов В.Н., Трубилко А.И. Физика. Физические измерения: Учебно-методическое пособие \ Под общей редакцией В.С. Артамонова.- СПб.: Санкт-Петербургский институт Государственной противопожарной службы МЧС России, 2004. 2. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003 (Часть III - Основы метрологии).
Нормативные правовые акты: 1. РМГ 29-99 (с изм.№1). Метрология. Основные термины и определения. 2. ГОСТ 8.207-76. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. 3. ГОСТ 8.417-2002.Единицы величин. 4. СТ СЭВ 543-77. Числа. Правила записи и округления. 5. МИ 1317-2004. Результаты и характеристики погрешностей измерений. Формы представления. 6. МИ 2083-90. Измерения косвенные. Определение результатов измерения и оценки их погрешности. 7. ИСО 13943. Международный стандарт. Пожарная безопасность-словарь. 8. ПР 50-732-93. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления РФ и юридических лиц. 9. Руководство по метрологическому обеспечению МЧС России (объявлено приказом министра от 13.01.97 № 16). . V. Учебно-материальное обеспечение 1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника, интерактивная доска. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Современная рыночная экономика предъявляет жесткие требования к качеству выпускаемой продукции и услуг. Качество продукции - оценка потребителем степени соответствия совокупности присущих характеристик назначению продукции (ГОСТ Р ISO 9000-2008). Повышение качества продукции в значительной степени определяет темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Существенную роль в этом вопросе играют методы и правила метрологии, стандартизации и сертификации. Название учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация" включает 3 раздела, обладающих единством, вытекающим из необходимости обеспечения качества продукции и услуг: метрология - наука об измерениях; стандартизация - деятельность по установлению норм, правил и характеристик; сертификация - форма подтверждения соответствия качества продукции и услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, осуществляемого органом по сертификации или добровольно их производителем или поставщиком. Учебная дисциплина базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении: высшей математики (тема 14 - Функции нескольких переменных, их производные и дифференциалы); физики (тема 5-Измерения физических величин); начертательной геометрии и инженерной графики (тема 7.2- Нанесение размеров, предельных отклонений, посадок, шероховатостей поверхности). В современных условиях возрастают роль и ответственность руководителей всех уровней управления в грамотном применении персоналом правил стандартизации, метрологии и сертификации, потому что: 1. Соблюдение правил метрологии в различных сферах деятельности позволяет свести к минимуму материальные потери от недостоверных результатов измерений. 2. Без стандартизации научных и технических терминов невозможно разработать нормативно-правовую, нормативно-техническую, конструкторскую и технологическую документацию. Только на основе стандартизованных терминов, понятий, условных обозначений возможно взаимопонимание специалистов, занятых проектированием, производством, эксплуатацией и ремонтом техники. 3. Сертификация продукции немыслима без соблюдения правил метрологии и совершенной нормативно-правовой, нормативно-технической, конструкторской и технологической документации. Учебным планом университета и рабочей программой дисциплины на это отводится 102 ч, из них: 56 ч- занятия по расписанию, и 46 ч (или 45%) – самостоятельная работа обучающихся вне плановых занятий. Занятия по расписанию распределены следующим образом: лекции-16 ч, семинары -16 ч, практические занятия – 24 ч (включая зачет-4 ч). Цель учебной дисциплины - получение знаний в области метрологии, стандартизации и сертификации, необходимых при разработке и установлении норм, правил, требований и характеристик, обеспечивающих оптимальный уровень качества и безопасности продукции и предотвращение появления на рынке продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов. Ближайшей задачей является подготовка обучающихся к выполнению выпускной квалификационной работы. Для достижения поставленных целей нами будут рассмотрены два ранее обозначенных нами учебных вопроса.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|