ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Под общей редакцией И. А. Фурманова, Л.А.Вайнштейна
Минск УДК 159.9 (075.8) ББК 88я73 П 86
Рецензенты: Кафедра психологии Брестского государственного университета
Сизанов А.Н., заведующий кафедрой психологии и педагогического мастерства РИВШ, кандидат психологических наук, доцент
П 86 Основы психологии: учебное пособие / И. А. Фурманов [и др.]; под общ. ред. И. А. Фурманова и Л.А. Вайнштейна. – Минск: Издательство, 2010. – 320 с. ISBN 985-485-674-7.
В учебном пособии изложено психологическое содержание учебной дисциплины «Основы психологии», в котором раскрыты как теоретические общепсихологические вопросы, так и вопросы психологии личности, социальной психологии и психологии управления в соответствии с Типовой учебной программой для высших учебных заведений «Основы психологии и педагогики». Также приведен практикум профессиональной компетентности специалиста, тесты для самоконтроля знаний, глоссарий, актуальные для психологической подготовки студентов. Для студентов и преподавателей высших учебных заведений. ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6 ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ.... 8 1.1. Психология как наука. 8 1.2. Задачи, объект и предмет психологии.. 11 1.3. Понятие о психике. 13 1.4. Психика и деятельность. 17 РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ... 19 ГЛАВА 2. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ... 19 2.1 Организация и строение нервной системы. 20 2.2 Организация мозга. 24 2.3 Соматическая и автономная нервные системы. 33 2.4 Эндокринная система. 35 2.5 Наследственность. 36 2.6 Свойства нервной системы. 37 ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ... 37 3.1. Ощущение. 39 3.1.1 Виды и свойства ощущений. 40 3.1.2 Основные закономерности ощущений. 45 3.1.3 Психофизиологические закономерности ощущений. 47 3.2 Восприятие. 48 3.2.1 Общие закономерности восприятия. 49 3.2.2 Виды восприятия. 55 3.2.5 Индивидуальные различия в восприятии. 64 3.3 Внимание. 64 3.3.1 Свойства внимания. 67 3.3.2 Виды внимания. 73 3.4. Память. 77 3.4.1 Свойства памяти. 79 3.4.2 Процессы памяти. 83 3.5. Мышление. 85 3.5.1 Мыслительные операции. 86 3.5.2 Мыслительный процесс. 87 3.5.3 Виды мышления. 88 3.5.4. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности. 89 3.6. Представление. 91 3.6.1 Функции представлений. 91 3.6.2 Виды представлений. 92 3.7. Воображение. 93 3.7.1. Виды воображения. 93 3.7.2. Формы проявления воображения. 94 3.7.3. Приемы и способы процесса воображения. 95 3.7.4 Функции воображения. 96 3.8. Речь. 97 3.8.1 Функции речи. 98 3.8.2 Виды речи. 100 ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ... 102 4.1. Социализация личности. 102 4.2. Типы поведения личности. 108 4.3. Жизненный путь личности. 109 4.4 Психосоциальная адаптация. 113 ГЛАВА 5. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ... 117 5.1 Потребности. 117 5.1.2. Классификация потребностей. 118 5.1.3 Трансформация потребностей. 121 5.1.4 Реализация потребностей. 123 5.2. Мотивация. 124 5.2.1 Мотивы поведения. 125 5.2.2 Мотивационный процесс. 127 5.2.3 Механизмы формирования мотивации. 129 5.3 Интересы. 129 5.4. Ценностные ориентации. 131 5.5. Мировоззрение. 131 5.6 Я–концепция личности. 132 5.7 Психологические защиты. 134 ГЛАВА 6. ЭМОЦИИ... 135 6.1. Особенности эмоций. 135 6.2. Психологическая структура эмоций. 136 6.3 Классификация эмоций. 142 6.4.Формы эмоционального реагирования. 148 6.4.1 Эмоциональный тон. 149 6.4.2 Аффект. 150 6.4.3 Настроение. 152 6.4.4 Эмоция. 154 ГЛАВА 7. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ... 157 7.1. Характеристика психических состояний.. 157 7.2 Взаимосвязь психических состояний и поведения. 159 7.3 Функциональные психические состояния. 165 7.4 Регуляция и саморегуляция психических состояний, аутогенная тренировка. 168 ГЛАВА 8. СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ... 170 8.1.Темперамент. 170 8.2. Характер.. 175 8.3. Способности.. 179 РАЗДЕЛ II СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА... 185 ГЛАВА 9. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ.. 185 9.1 Общение и коммуникация. 185 9.2 Социальная перцепция. 188 9.3 Межличностные отношения. 192 9.4 Социальная установка. Социальный стереотип. Предубеждение. 194 ГЛАВА 10. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ... 199 10.1 Теория конфликта. 199 10.2 Управление конфликтами. 202 ГЛАВА 11. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЮДЕЙ В МАЛЫХ ГРУППАХ... 206 11.1 Социальная психология групп.. 206 11.2 Эффекты внутригруппового взаимодействия. 213 РАЗДЕЛ III ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ.. 215 ГЛАВА 12 СИСТЕМНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ 215 12.1 Психология управления как наука. 215 12.2 Основные направления развития психологии управления. 216 12.3 «Психологизация» менеджмента и управления людьми. 217 13. 4 Психологические закономерности управленческой деятельности. 219 13. 5 Процесс и система управления. 221 12.6 Методы управления. 227 ГЛАВА 13. ЛИЧНОСТЬ И ГРУППА КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 233 13.1 Личность как объект управления и самоуправления. 233 13.2 Мотивация в профессиональной деятельности человека. 236 13.3 Организация как объект управления. 243 13. 4 Основные психологические характеристики структурных групп организации 247 13.5 Управление групповой деятельностью. 250 13.6 Коммуникации в организации.. 261 ГЛАВА 14. РОЛЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ.. 267 14.1. Руководитель, его личность и деятельность как субъекта управления 267 14.2. Руководство и лидерство, стили руководства в управлении группой 272 14.3. Психология «власти – подчинения» в управленческом взаимодействии 281 14.4. Психология принятия управленческих решений.. 285 14.5. Управленческое общение. 298
В настоящее время психологическая наука заняла достойное место среди других наук, необходимых для успешной работы в самых различных областях человеческой практики. Опираясь на все новые и новые достижения, психология пополнилась современным содержанием, отражающим различные научные и практические направления. Современная психология обогатилась знанием многих конкретных фактов из области человекознания и дала им научно обоснованное психологическое объяснение. Поэтому излагаемый учебный материал представляет собой симбиоз классических и современных представлений о функционировании человеческой психики. Предлагаемое вниманию читателя учебное пособие написано в соответствии с Типовой учебной программой курса «Основы психологии и педагогики» (раздел «Основы психологии) и требованиями Государственного образовательного стандарта. Авторы ориентировались на наиболее полное, объективное, систематическое и максимально доступное изложение учебных вопросов с общепризнанных в отечественной и мировой науке психологических позиций. Основу учебника составили работы классиков советской, отечественной и зарубежной психологии, а также белорусской психологической школы. Формы обучения психологии в учебной деятельности могут отличаться, как по организации учебного процесса, так и по методам обучения. Поэтому в данном учебном пособии наряду с учебным текстовым психологическим содержанием представлены практикум профессиональной компетентности специалиста, тесты для самоконтроля знаний, глоссарий по изучаемым темам, актуальные для психологической подготовки студентов. Использование представленных учебных материалов в учебном процессе позволит индивидуализировать обучение, совершенствовать контроль и самоконтроль, повысить результативность учебного процесса. Учебное пособие «Основы психологии» подготовлено заведующим кафедрой психологии Белорусского государственного университета доктором психологических наук, профессором И. А. Фурмановым и кандидатом психологических наук, доцентом Л. А. Вайнштейном.
В написании учебника принимали участие сотрудники кафедры психологии Белорусского государственного университета: доктор психологических наук, профессор И.А. Фурманов; кандидат психологических наук, доцент Л.А. Вайнштейн; кандидат психологических наук, доцент Л.Н. Дичковская; кандидат психологических наук, доцент; кандидат психологических наук, доцент С.В. Талайко; кандидат психологических наук, доцент В.А. Поликарпов; кандидат психологических наук, доцент Ю.Г. Фролова; кандидат психологических наук, доцент А.М. Поляков; кандидат психологических наук доцент Ю.С. Смирнова; кандидат психологических наук, доцент А.С. Солодухо; кандидат психологических наук Н.В. Фурманова, ст. преподаватель Е.В. Столярская; преподаватель А.И. Горбачев, преподаватель О.В. Войт. Выход в свет этого учебного пособия был бы невозможен без помощи многих ученых и специалистов. Авторы выражают искреннюю благодарность за содействие и поддержку в работе сотрудникам кафедры психологии Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина (заведуий кафедрой кандидат психологических наук, доцент Г.И.Малейчук), кандидату психологических наук, доценту А.Н.Сизанову, доктору психологических наук, профессору В. А. Янчуку, взявшим на себя труд по рецензированию и оценке книги. ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|