Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психология как наука




Главнаяособенность психологии, которая отличает её от других наук, заключается в том, что изучаемая ею реальность стала предметом познания задолго до её оформления как науки. Традиционно это реальность именовалась дух, душа и являлась прерогативой религиозных и философских рефлексий.

Слово «психология» многозначно. Сам термин «психология» происходит от двух греческих слов: «психе» – душа и «ло­гос» – слово, учение. Такое толкование появилось более 2000 лет назад и сегодня оно не дает полного представления о психике че­ловека как определенной реальности. Другое значение слова «психология», которое зафиксировано в его этимологии: психология - учение о психике. В обыденном языке слово «психология» используется для характеристики психологического склада личности, особенностей того или иного человека, группы людей. Фразу: «У него (у них) такая психология»­ – можно слышать достаточно часто. Это не верно, так как наука не может отражать определенные характеристики или свойства человека. Для этого у человека есть психика, а психология – это наука о психике.

Однако, несмотря на то, что психология все время обнаруживает свое присутствие и свое влияние на жизнь и поведение людей, она долгое время не становилась предметом научного познания. Дело в том, что психика не имеет материальных, т.е. доступных чувственному восприятию свойств. Психику нельзя потрогать, рассмотреть, а значит, нельзя её наблюдать, экспериментировать с ней и измерять её. В тоже время любая наука обязательно должна удовлетворять, по крайней мере, трем требованиям. Она должна использовать научные методы диагностики (наблюдение, тесты, эксперимент и пр.), математический анализ результатов и применять полученные данные на практике.

Ситуация изменилась в середине XIX в., когда О. Конт предложил свою классификацию наук. Вместо социальной философии он предложил создать социологию – науку об обществе, вместо философии истории – историческую науку, а вместо философской антропологии – психологию – науку о душе. Следует указать, что сам термин «психология» ввел в употребление немецкий философ ХVIII в. Х. Вольф. Вскоре эти идеи стали очень популярными, и в 1879 г. немецкий ученый В. Вундт основал в г. Лейпциге (Германия) первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, вскоре преобразованную в институт Экспериментальной психологии. Этот год считается годом рождения психологии как самостоятельной науки, поскольку именно В. Вунд (1832-1920) ввел в данную науку эксперимент и усовершенствованные методы исследования. Вскоре И. М. Сеченов организовал подобную лабораторию в России.

Еще одним фактором превращения психологии в науку стало создание бельгийским математиком А. Кетле математической статистики, ставшей математическим аппаратом психологии. Окончательное становление психологии как науки завершило создание в г. Лондоне Ф. Гальтоном лаборатории дифференциальной психологии, что обеспечило ее прикладной аспект.

К настоящему времени уже сформировалось определение психологии. Психология этонаука о психике человека и животных, основных закономерностях её формирования и функционирования.

Основными особенностями психологии как науки являются следующие.

Во-первых, психология представляет собой науку о самом сложном и пока малоизученном феномене называемом психикой.

Во-вторых, задачи психологии сложнее задач любой другой науки, так как только в ней мысль как бы совершает поворот на себя. Именно в психологии сливаются объект и субъект познания. Например, когда мы говорим о самопознании, о способности человека изучать и анализировать самого себя, свои чувства, мысли, действия и поступки.

В-третьих, психология имеет уникальное практическое значение для любо­го человека. Она позволяет: а) глубже познать самого себя, а значит, и изменять себя; б) научиться управлять своими психическими функциями, действиями и всем своим поведением; в) лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними.

Место психологии в системе наук и ее структура. Психология, по мнению Б.М. Кедрова, представляет собой «свя­зующее звено» между вершинами так называемого «треугольника наук», занимая промежуточное положение между философскими на­уками, с одной стороны, естественными — с другой, социальными — с третьей. Сутью данной классификации является отражение предметного и методического родства между различными научны­ми дисциплинами. Схема имеет форму треугольника, вершины ко­торого представляют группы естественных, социальных и фило­софских наук (рис. 2), а в центре находится психология. Объ­ясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается в основном человек, изучением кото­рого занимаются названные науки, но в других аспектах.

Кроме того, психология находится в тесном родстве с общественными (историей, эконо­микой, этнографией, социологией, лингвистикой, литературоведением, теорией искусства (искусствоведением), юридической, поли­тической и другими отраслями знаний), медико–биологической (биохимией, физиологией, генетикой, фармакологией, психиатрией), техническими (инженерией, конструированием, эргономикой) и педагогической науками.

 

 

Широкий спектр задач, решением которых занята современная пси­хологическая наука, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвую­щими в решении разнообразных комплексных проблем, связанных с человеком, а с другой – вы­деление внутри самой психологической науки специаль­ных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества. Поэтому в настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему психологических знаний, включающую ряд научных дисциплин (отрасли психологии) и научных направлений, связанных с изучением, как самих психических явлений, так и объяс­нением человеческого поведения. Таких психологических дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования и связанных с различными областями практики в настоящее время насчитывается довольно много.

Отрасли психологии. Основу всех отраслей психологии составляет общая психология. Общая психо­логия изучает наиболее общие закономерности психики человека и методы их исследования, а также общие законы, характерные для всех психических явле­ний и дает самые общие объяснения психики и человеческого пове­дения. Исторические принципы и понятия общей психологии являются исходными в системе психологического знания, обеспечивают единство всех отраслей психологии.

Многочисленные отрасли психологии можно определенным образом классифицировать.

1. Применяя в качестве основания классификации конкретную деятельность человека можно вы­делить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: инже­нерную, авиационную, космическую, педагогическую, медицинскую, клиническую, организационную, юридическую, военную психологии, эргономику психологию труда, спорта, торговли, рекламы, управления и пр.

2. Приняв в качестве основания классификации психологические аспекты развития можно выделить: возрастную и сравнительную психологии, психологию аномального развития.

3. Классифицируя отрасли психологии, опираясь на пси­хологические

аспекты отношений личности и общества, можно выделить еще один ряд отраслей, объединяемых понятием со­циальная психология.

Все отрасли психологии, как это показано в таблице 1.1., имеют свои особенности и свое значение. При этом все отрасли психологии сохраняют общий предмет исследования: факторы, закономерности и механизмы психики.

 

Таблица 1.1.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных