ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Мотивационный процесс.Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; эти мотивы называются смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними и выполняющие роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) – порой остро эмоциональных, аффективных, – лишены смыслообразующей функции; условно их называют мотивами-стимулами. Появление того или иного стимула создает предвидение возможного удовлетворения, которое запускает и поддерживает последовательность актов, направленных на цель. Такими стимулами могут быть влечения, аффекты (эмоции), внутренняя потребность в чувствах компетентности и уверенности в себе. Предвидение возможного удовлетворения заставляет человека ставить себе цели, которые, как он ожидает, приведут к вознаграждению и, таким образом, к удовлетворению, предположение о котором возникло раньше. Цель обеспечивает направление поведения, которое заканчивается при достижении цели. Внутренняя мотивация, по сути, и есть состояние уверенности в достижении цели и удовлетворении потребности. На внутреннюю мотивацию влияют следующие условия или ситуации: 1) снижение ее при переходе причин (условий, событий), вызвавших эту мотивацию, от внутренних к внешним; 2) увеличение ее с усилением уверенности человека в своих силах; 3) усиление у мужчин и ослабление у женщин при наличии положительной обратной связи. Различные предметы и объекты окружающего мира могут иметь как положительную (представлять какой-то личностный смысл или быть эмоционально привлекательными), так и отрицательную (быть субъективно абсолютно бессмысленными и отталкивающими) валентность. Мотивационная притягательность может обеспечиваться: · удовольствием от самого процесса удовлетворения потребности, т. е. совершением действий, способствующих достижению цели; · самим результатом деятельности (овладением желаемым предметом или объектом); · вознаграждением за деятельность (переживанием удовольствия, получением каких-то благ, преимуществ и т. д.); · избежанием санкций, которые грозят в случае уклонения от деятельности или недобросовестного ее исполнения. Мотивация «избегания» может возникать: 1) если сам по себе процесс деятельности человеку неприятен, тягостен; 2) отталкивает тот результат, к которому должна привести деятельность; 3) вознаграждение предлагается за отказ от деятельности; 4) за данную деятельность грозит наказание или за нее приходится дорого платить самому деятелю. Полимотивированность. Практика показывает, что поведение человека побуждается не какой-то одной, отдельно взятой потребностью, а несколькими. Эти потребности (назовем их доминирующими), в свою очередь, подкрепляются второстепенными, образуя в целом систему, комплекс побуждений. Поэтому важно иметь представление не только о содержании каждой потребности, но и об иерархии и соподчиненности побуждений внутри всей мотивационно-потребностной сферы Реальная деятельность всегда бывает полимотивированной. При этом все мотивы деятельности, во-первых, определенным образом иерархизированы, во-вторых, проявляют себя не отдельно друг от друга, а взаимодействуя между собой, в-третьих, некоторые из них могут выступать в отрицательной форме. Для того, чтобы деятельность приносила удовлетворение и наслаждение, нужно, чтобы объективное значение деятельности и ее личностный смысл не расходились: если деятельность направлена на созидание определенных ценностей, то именно эти ценности и должны быть основным мотивом деятельности. Необходимо также, чтобы процесс деятельности приносил наслаждение. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|