ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Социальная перцепцияПонятие социальной перцепции. Под социальной перцепцией понимается процесс восприятия социальных объектов. Процессы социальной перцепции в полном объеме включают различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия (отдельная личность и группа). Ниже будут рассмотрены только процессы межличностной перцепции, или восприятие человека человеком. В самом общем плане можно отметить, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Механизмы взаимопонимания в процессе общения. Итак, перцептивная сторона общения предполагает не просто восприятие, но более глубокое познание партнера. Здесь уместно поставить вопрос о механизмах такого глубокого познания. Считается, что такого рода познание собеседника неразрывно связано с самопознанием личности: чем лучше человек понимает сам себя, тем тоньше, при прочих равных условиях, он сможет понять другого человека, и наоборот. Исходя из этого положения, принято выделять следующие механизмы понимания партнера в процессе общения: идентификацию, эмпатию и рефлексию. Идентификация, буквально обозначающая отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, эмоциональный отклик на его проблемы. Идентификация и эмпатия помогают нам понять состояние другого человека. Что касается рефлексии, то она помогает ответить на вопрос, как будет партнер по общению понимать меня. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Общение будет успешным, если партнеры более или менее объективно представляют себе то, как они воспринимаются друг другом. Содержание и эффекты процесса социальной перцепции. Постижение человека человеком в процессе общения на первом этапе требует тщательного анализа особенностей его внешности, речи, действий, поведения в целом, направленный на создание общей концепции личности партнера. На основании такой концепции строятся взаимодействие и взаимоотношения с человеком. Процесс формирования впечатления о другом человеке на первых порах представляет собой объединение отдельных признаков, сторон личности познаваемого человека в целостные понятия, в которых фиксируются наиболее существенные с точки зрения воспринимающего субъекта характеристики. Развивая свои представления о личности партнера по общению, люди склонны к выстраиванию логически связной, непротиворечивой системы представлений о нем. Стремление к построению непротиворечивого образа другого человека приводит в дальнейшем к избирательному отношению к его личностным характеристикам и свойствам. Характеристики и свойства, не вписывающиеся в созданную концепцию личности, либо упускаются из виду, либо не принимаются в расчет, либо подвергаются целенаправленной обработке с целью сделать их приемлемыми для включения в концепцию личности. Человек воспринимается как бы «в ореоле» своих главных личностных качеств, и этот «ореол» задает избирательность по отношению к информации об этом человеке. Данное явление получило название «эффект ореола» или «гало-эффект». Одно из самых важных значений в формировании образа другого человека принадлежит первому впечатлению. Несмотря на то, что это впечатление выстраивается на основании ограниченного объема информации, оно приобретает достаточно устойчивый характер и во многом определяет последующую избирательность в восприятии и анализе свойств данной личности. Это явление получило название эффекта первичности. Характеристики личности, воспринимаемые человеком, дополнительная информация, полученная о ней, если они противоречат оформившейся на уровне первого впечатления связной непротиворечивой концепции личности, не исчезают бесследно, а сохраняются. В случае достижения ими некоторого «критического уровня» они приводят к изменению предшествующей концепции личности партнера по общению и задают новый характер избирательности по отношению ко вновь получаемой информации об этом человеке. Это явление получило название эффекта новизны. В процессе межличностного восприятия люди склонны упрощать свои представления о другом человеке, сводя их к заранее имеющимся шаблонам и сложившимся схемам восприятия. Такие шаблоны восприятия явления, процесса или человека носят название стереотипов; поэтому данное явление получило название эффекта стереотипизации. Стереотипизация облегчает восприятие незнакомых нам явлений и людей, сводя их к уже имеющимся у нас знаниям. Однако данный процесс может привести к значительным искажениям образа воспринимаемого объекта, а также к возникновению предубеждений как положительного, так и отрицательного характера. Каузальная атрибуция. Фундаментальная ошибка атрибуции. Теории каузальной атрибуции занимаются проблемой того, как люди объясняют себе явления объективной действительности, т. е., кому или чему человек приписывает причину действия. Наиболее известной является теория каузальной атрибуции Г. Келли. Согласно этой теории приписывание причины человеческого поведения производится двумя способами. В первом случае по следующими правилами: 1) согласия: если в различных ситуациях человек ведет себя так же, как и окружающие его люди, то в качестве основной причины его действий выступает склонность следовать другим; 2) отличия: если человек в разных условиях ведет себя по-разному, то в качестве основной причины его действий может быть рассмотрена ситуация (объект); 3) постоянства: если в различных ситуациях человек действует одним и тем же образом, то причина его действий кроется, возможно, в его внутренних состояниях; Во втором случае приписывание причины производится в соответствии с другими правилами: 1) обесценивания: роль некоторой причины в данном действии обесценивается, если в наличии имеются другие допустимые причины; 2) усиления: если поступок имеет высокую значимость, требует самопожертвования и риска, причина поступка в большей степени будет приписываться человеку, совершившему его. Особый интерес представляет и та часть теорий атрибуции, которая анализирует вопрос о приписывании ответственности за какие-либо события, что также имеет место в межличностной перцепции. Исследования в этой области позволили выявить ряд закономерностей, которые влияют на восприятие и интерпретацию поступков. Они также показали, что наблюдатели склонны приписывать большую ответственность за происходящее деятелям, нежели ситуации; в то время как деятели в большей степени склонны винить ситуацию, чем себя. Этот феномен, как оказалось, носит универсальный характер и присутствует в большинстве ситуаций определения ответственности. Он получил название фундаментальной ошибки атрибуции. Место и роль взаимодействия в общении. Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Это та сторона общения, которая фиксирует организацию совместных действий, позвляющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Позиции партнеров по взаимодействию. Данный термин обозначает взаимный социальный статус партнеров по общению в данной конкретной ситуации общения. Наиболее известной стала модель взаимодействия, разработанная в рамках транзактного анализа, основанная на понятии «эго-состояния» личности (Э.Берн). Под эго-состоянием понимается устойчивый тип восприятия и переживаний, связанный с соответствующим устойчивым типом поведения. Каждая личность имеет три эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребенок. Эго-состояние Родителя содержит установки и поведение, взятые извне, в первую очередь от своих родителей. Эго-состояние Взрослого ориентировано на восприятие текущей реальности и получение объективной информации. Эго-состояние Ребенка содержит установки, переживания и поведение, характерные для детского возраста. Взаимодействие может осуществляться с каждой из этих позиций (однако в текущий момент актуализированным может быть только одно эго-состояние). Эго-состояния общающихся людей придают взаимодействию специфику и влияют на его (взаимодействия) эффективность. Понятие «трансакция» описывается Берном как взаимодействие партнеров по общению, занимающих определенные позиции. Выделяются следующие виды трансакций: дополнительные, пересекающиеся и скрытые. Дополнительные трансакции возникают, если партнеры адекватно воспринимают позиции друг друга, одинаково понимают и направляют свои действия в ожидаемом другим направлении; пересекающиеся трансакции – когда партнер отвечает с «другой» позиции (если партнеры не найдут взаимопонимания, то взаимодействие может принять конфликтный характер); скрытые трансакции включают взаимодействие одновременно на двух уровнях – явном и скрытом, когда вслух говорится одно, а подразумевается при этом другое. Они предполагают глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения. Ситуации взаимодействия. Следующим важным фактором, определяющим взаимодействие в процессе общения, является ситуация. Существует несколько классификаций ситуаций взаимодействия. Психологи выделяют основные черты взаимодействия: цели взаимодействия, правила взаимодействия, система ролей, языковые средства взаимодействия и т. д (М. Аргайл и А. Грэм). Эти черты определяют тип ситуации взаимодействия: официальные события, межличностное взаимодействие с друзьями и родственниками, встречи со знакомыми, формальные контакты, асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.). В классификации А. А. Леонтьева в основу выделения различных типов ситуаций взаимодействия положен принцип целей общения. На этом основании описываются социально-, предметно- и личностно-ориентированные ситуации. Взаимодействие в социально-ориентированных ситуациях направлено на изменение психологических характеристик групп людей в сторону их унификации либо рассогласования, в предметно-ориентированных ситуациях – на урегулирование совместной деятельности людей, в личностно-ориентированных ситуациях – на изменение психологических характеристик личности. Э. Берн выделяет шесть типов совместного проведения времени. 1. Отсутствие – «психологическое» отсутствие партнера, когда он «мыслями и чувствами далеко». 2. Ритуалы – привычные, не несущие никакой смысловой нагрузки, кроме собственного повторения, действия. 3. Развлечения – полуритуальные разговоры на всем известные темы в целях приятного времяпровождения. 4. Совместная активность – целенаправленное взаимодействие. 5. Игры – такое взаимодействие, при котором каждая сторона неосознанно пытается достичь превосходства над другой. Игры носят скрытый манипулятивный характер. 6. Интимность – свободное от игр общение, предполагающее теплое, заинтересованное отношение к партнеру по общению. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|