Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общение и коммуникация




Понятие общения. В социальной психологии общение понимается как процесс и результат установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. В этом определении подчеркиваются три основные составляющие процесса общения: обмен информацией (коммуникативный аспект общения), взаимодействие (интерактивный аспект) и восприятие и понимание партнерами по общению друг друга (перцептивный аспект).

Выделяются следующие основные функции общения:

· информационная (коммуникативная);

· связующая (сплочения, контактная, интерактивная);

· эмоционального выражения (самовыражения, эмотивная, эмоциональная);

· самопознания (самоосознания, самоопределения).

Общение способно выполнять эти разнообразные функции, так как само является сложным, многоуровневым феноменом.

Виды общения. Выделяют различные виды общения: непосредственное и опосредованное, межличностное и массовое.

Непосредственное общение предполагает нахождение субъектов общения рядом друг с другом, передача информации происходит непосредственно от одного участника общения к другому без использования опосредующих средств коммуникации.

Опосредованное общение, как следует из термина, – это использование опосредующих средств коммуникации – телефона, писем, компьютерных средств коммуникации (чатов, ICQ) и т. д., что меняет восприятие партнера по общению, оказывает влияние на взаимодействие людей в общении.

Межличностное общение предполагает, что партнерами по общению являются отдельные личности, а не группы людей. Как показали исследования, межличностные контакты оказывают наиболее сильное влияние на установки и поведение личности, по сравнению с опосредованной информацией и массовым общением.

Массовое общение представляет собой: а) множественные контакты незнакомы людей в больших социальных группах; б) общение, при котором одна сторона представлена человеком или небольшой группой людей, а другая сторона – большой группой людей. Массовое общение может быть непосредственным (на митинге, общественном собрании) и опосредованным (с помощью средств массовой коммуникации).

Развитие общества и технологий, изменение положения человека в обществе влияет и на особенности общения в современном мире. К ним относятся:

· увеличение доли массового общения;

· увеличение доли опосредованного общения;

· возрастание количества контактов между людьми при одновременном снижении качества общения;

· появление квазиобщения, т. е. мнимого, кажущегося общения.

Понятие «коммуникации». Специфика коммуникации в человеческом общении. Коммуникация в общении предполагает обмен между партнерами различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. В человеческом общении она имеет свою специфику, не позволяющую рассматривать ее по аналогии с процессом передачи информации в теории информации.

Первая специфическая особенность коммуникации заключается в том, что это интерсубъектный процесс. Каждый участник коммуникативного процесса предстает как активный субъект, воспринимающий и перерабатывающий информацию. Поэтому в коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, а активный обмен ею.

Второй особенностью коммуникации является то, что обмен информацией обязательно предполагает изменение поведения партнера. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько это удалось.

В-третьих, принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Более того, у общающихся должно быть одинаковое понимание ситуации общения, это повышает эффективность коммуникации.

В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, использующихся в коммуникативном процессе, соответственно которым различают вербальную и невербальную коммуникации.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Она является универсальным средством коммуникации, при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Невербальная коммуникация. Данный вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую; 2) пара- и экстралингвистические; 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса; 4) визуальный контакт. Средства невербальной коммуникации выполняют такие функции, как дополнение речи, замещение речи, выражение эмоциональных состояний партнеров по общению.

Оптико-кинетическая система включает в себя жесты, мимику, пантомимику и предстает как свойство общей моторики различных частей тела. В настоящее время выделилась особая область исследований – кинесика, которая специально изучает данные проблемы.

Пара- и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – это система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. В целях изучения особенностей пространственной и временной организации общения возникла особая дисциплина – проксемика. Ее основатель, Э. Холл, исследовал первые формы пространственной организации общения у людей. Так, он зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0–45 см); персональное расстояние (45–120 см); социальное расстояние (120–400 см); публичное расстояние (400–750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения.

Контакт глаз, или визуальный контакт. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д. Визуальный контакт помогает выражать чувства по отношению к собеседнику, а также помогает регулировать разговор (точка в разговоре как бы «скрепляется» прямым взглядом в глаза собеседнику).

Особо следует остановиться на вопросе конгруэнтности (соответствия) вербальной и невербальной информации. Например, когда тон голоса, мимика и жесты человека соответствуют тому, что он говорит, у его собеседника, как правило, не возникает особых проблем с оценкой сообщения. В этом случае невербальное общение помогает нам понять сказанное. Однако невербальные сообщения могут противоречить словам говорящего, возникает неконгруэнтность вербальной и невербальной информации. В такой ситуации люди (осознанно или неосознанно) склонны доверять именно невербальной информации, поскольку она значительно меньше, чем вербальная, поддается сознательному управлению.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных