Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные направления развития психологии управления.




Управление как специфическая деятельность свя­зывается с появлением организаций и совместной групповой деятельности людей. Однако идея рассмотрения управления как научной дисциплины и как профессии возникла в XVIII веке — в позднюю эпоху развития капиталистической форма­ции общества. В это время в западных странах стала быстро развиваться крупное машинное производство, появились большие группы людей, работающих на этих предприятиях. В это время владельцы предприятий стали сталкиваться с необходимостью управления все возрастающим числом работающих на предприятии людей и необходимости управления их совместной группой деятельностью, происходит выделение чисто управленческих функций. С середины XIX века начала развиваться концепция систематизированно­го управления.

Глубокие изменения в обществе на рубеже IXX и XX веков в условиях бурного научно-технического прогресса обусловили интерес к социальному зна­нию, внимание к проблемам взаимосвязи общества, различным проблемам управления. Произошло становление науки управления как социально-экономи­ческой науки с широкими приложениями в практику.

В начале XX века эта концепция приобрела каче­ственно новое значение, когда управление стало рассматриваться как самостоятельная область деятельности, способная принести успех организации. Тем самым было положено начало принципиально новому этапу в управлении — научному управлению – менеджменту, центральной фигурой которого стал профессионально подготов­ленный руководитель — менеджер.

Таким образом, основными предпосылками возникновения и последующего развития психологии управления являются:

· Появление крупных предприятий и больших групп совместно работающих людей.

· Необходимость эффективного управления большими группами, работающих в организации людей с целью повышения их производительности и качества труда.

· Повышение заинтересованности работников в труде, стимулирование их усилий в достижении более высоких результатов труда.

· Определение наиболее рациональных форм взаимоотношений представителей различных структур и социальных групп на предприятии.

· Потребность в понимании личности работников, необходимого для анализа наиболее эффективно работающих руководителей и работников, а также для анализа поведения работников, отклоняющихся от принятых предписаний и норм.

· Изучение непосредственной сферы приложения промышленного труда (структура предприятия, организация труда, тенденции изменения, возможности развития).

12.3 «Психологизация» менеджмента и управления людьми.

За период развития в менеджменте сформи­ровалось достаточно много научных направлений, под­ходов или школ. Они возникали и достигали апогея своего развития в разное время. Их многообразие и время возникновения не случайны, а обусловлены уров­нем развития производительных сил в наиболее разви­тых в экономическом отношении странах, поскольку менеджмент является одной из важнейших сторон про­изводственных отношений. Важно отметить, что расцвет новой школы не означал отказа от идей и свертывания работ предшествующих школ. Просто но­вая школа, чье возникновение было вызвано требова­ниями производства, привносила наиболее свежие идеи в практику управления, оказывая на нее доминирую­щее воздействие.

Анализируя более чем столетнюю историю менеджмента, можно условно выделить три этапа его развития как науки: экономический, социальный и психологический.

На экономическом этапе (первая четверть ХХ века) развития менеджмента главное внимание уделялось проблеме приспособления человека к орудиям производства. Отсюда и человек рассматривался как некая часть, которая с большей или меньшей мерой эффективности выполняла общую управленческую задачу по обеспечению успешности деятельности.

В целом данный этап характеризовался «механическим» подходом к роли человека в организации. Самого работника рассматривали как фактор, элемент производственного процесса, непосредственно сопряженный со средствами труда по принципу «человек – придаток машины».

Такой рациона­лизм в управлении, при всех его достоинствах, как оказалось, далеко не единственный, а во многих слу­чаях и не лучший путь повышения эффективности деятельности организаций и руководителей. Естественным продолжением этих работ в последнее время является деятельность по организации и нормированию труда производственного и управленческого персонала, по построению рациональных организационных структур управления на основе композиции и декомпозиции функций менеджмента.

На социальном этапе (конец 30-х гг. ХХ века) формируется новая школа человеческих отношений, которая рассматривает человека как существо социальное. Главным идеологом можно считать Г. Мюнстерберга – автора известного лозунга: «На каждом рабочем месте должен стоять человек, наиболее для этого пригодный». Особенно значительным был его вклад в такое направление зарождающейся психологии менеджмента как выбор профессии и профессиональный отбор. Он сформулировал основные задачи профессиональной пригодности: 1) психологический анализ профессии и выявление профессионально важных качеств; 2) психодиагностика, т.е. установление степени выраженности требуемых профессионально важных качеств у претендента с помощью соответствующих тестов.

Наибольшую известность как представитель «школы человеческих отношений» получил американский психолог Дж. Мейо, который сформулировал ряд важных идей: 1) человек – существо социальное, ему нужно работать в группе; 2) все члены группы придерживаются в своем поведении групповых норм; 3) выработка рабочего определяется скорее групповыми нормами, чем его физическими возможностями; 4) руководители производства должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию.

В итоге стало больше уделяться внимания человеческим ценностям, психологии и групповым интересам, поведению людей, которое является реак­цией на различные стимулы, рассмотрению предприятия как единого целого, пониманию того, что кроме получения прибыли управленческим персоналом должна осознаваться социальная ответственность перед обществом.

Начало психологического этапа (50-е гг. ХХ века) развития менеджмента самым тесным образом связано с акцентом не на внешних по отношению к человеку факторах успешности деятельности организации таких как повышение производительности труда, а на том, что присуще человеку – реализации его потребностей к самоуважению и самоактуализации. Был сделан вывод, что модели «человеческих отношений» неадекватны реальной организационной жизни и что понимание природы человека и поведения человека очень важны при выборе стиля действий менеджера.

Основным выводом проведенных в то время исследований является зак­лючение, что для повышения производительности тру­да необходимо использовать не только материальные стимулы, но и учитывать также психологические и мо­ральные качества работающих людей, проявляя заботу о нуждах подчиненных путем поддерживающего конт­роля за их деятельностью.

В настоящее время поиск путей активизации человеческого потенциала внутри организации и учет психологических особенностей персонала являются одними из решающих факторов повышения эффективности деятельности любой организации.

Согласно последним данным, основными характеристиками менеджмента являются:

· интернационализация, что обусловлено углублением международного разделения труда и расширением взаимозависимости в мировой экономике,

· экологизация, когда наряду с со­циальными и экономическими целями предприятия и их руководство должны преследовать и экологичес­кие цели,

· психологизация и популяризация, что выражается в проявлении интереса многих людей к проблемам и технологиям психологии менеджмента.

Психология управления в настоящее время имеет два основных ис­точника своего развития:

· потребности практики. Современное общественное развитие характеризуется тем, что человек выс­тупает и объектом, и субъектом управления. Это тре­бует изучения и учета психических данных о человеке с этих двух точек зрения;

· потребности развития психологической науки. Ког­да психологическая наука перешла от феноменалистического опи­сания психических явлений к непосредственному изу­чению механизмов психического, то в качестве первоочередной встала задача управления психическими процессами, состояниями, свойствами и в целом деятельностью и поведением человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных